Метафорический метод в комплексной методике междисциплинарных связей при организации учебного процесса для подготовки специалистов по направлению «дизайн костюма» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.09.2016

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Глебова, И. С. Метафорический метод в комплексной методике междисциплинарных связей при организации учебного процесса для подготовки специалистов по направлению «дизайн костюма» / И. С. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33811/ (дата обращения: 18.11.2024).



В современном обществе образование претерпевает качественные изменения, т. к. растет важность значения креативности в профессиональной деятельности. Требуется воспитание личности готовой к саморазвитию, самостоятельному добыванию знаний, эффективному их применению. Этому начинают обучать со школьной скамьи. Профессиональное отечественное образование ориентировано на подготовку специалиста соответствующей компетентности, способного к творческой деятельности и не только в сфере искусства и творчества. Междисциплинарные связи преподаваемых предметов довольно активно участвуют в лучшем усвоении материала, взаимообогащении и унифицировании концепций.

«Важным моментом при подготовке профессиональных специалистов в области дизайна одежды является комплексный подход к образовательному процессу, с акцентом на междисциплинарные связи преподаваемых дисциплин. Для решения этих сложных задач сегодня разработана комплексная методика, объединяющая в себе взаимосвязь специальных дисциплин: «Пропедевтика», «Проектирование костюма», «Рисунок», «Живопись», «Спецрисунок», «Спецживопись». С помощью разработанных принципов подхода к применению междисциплинарных связей при организации учебного процесса, можно повысить уровень теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в современной индустрии моды» — написано в статье под авторством доцентов «Института бизнеса и дизайна» Андреевой В. В. и Хейкер Е. Д.

В процитированной выше статье так же обращается внимание на важность изучения способов передачи концепта проекта и умения использовать различные материалы при создании набросков, фор-эскизов и самих моделей одежды. Так же статья повествует о необходимости на начальном этапе работы, в рамках дисциплины «Проектирование» найти художественное произведение, выбор которого нужно обосновать и подвергнуть разбору: определить палитру; исследовать пластическую организацию; учесть фактурность используемых материалов. Параллельно с анализом и определением цветовой гаммы произведения идет обзор трендов за последние пять лет с выведением базовой формы костюма для разрабатываемой коллекции. Далее следует отобрать цветовые сочетания, которые отражают основной колорит картины и соответствуют тенденциям текущего сезона в привязке к будущей коллекции; выполнить серию эскизов, в которых источник (стилизованное изображение художественного произведения) трансформируется в сочетании с выведенной базовой формой костюма. [1]

Этим комплексом обучения дизайну костюма пользуются многие ВУЗы страны: московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина, орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт бизнеса и дизайна» в г. Москва.

И так мы отмечаем, что в художественном образовании будущих дизайнеров одежды уже предусмотрены методы знакомства с мировой живописью в качестве источника для вдохновения, в которые входит: копирование, разложение изображения по цветам, анализирование форм стилизованных элементов. Все эти этапы изучения и анализа художественных произведений интересны и полезны для качественного и быстрого выбора формообразующих элементов, колористических и композиционных моментов в проектировании коллекций. Но для более глубокого понимания материала с которым придется работать во время изготовления моделей коллекции, появляется необходимость в теоретическом знании о способах использования различных материалов. Из курсов материаловедения дизайнеры, художники костюма имеют представление о физических свойствах текстильных материалов, но для творческой работы одного этого аспекта недостаточно. В этой связи актуален будет способ перенесения качеств художественных материалов (в частности красок) на ткань. Данный метод перенесения качеств одного предмета на другой не нов — в литературе именуемый метафорой, он вполне пригоден для дизайна костюма. Рассчитан он на дизайнера-творца, который подобно мастерам живописи создает образ сразу, теми средствами и материалами с помощью которых творения будут представлены в конечном варианте.

Актуальность внедрения данного метода высока в условиях современного темпа работы специалистов дизайна и стратегии направления развития системы художественного образования до 2025 г., обозначенной в Приказе Министерства культуры РФ «О концепции художественного образования в Российской Федерации» (№ 1403 от 28. 12. 2001 г.), в который включены пункты о «повышении общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании, формировании художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств» [2]. Ведь благодаря комплексному знанию предмета и умению расширять угол креативного мышления рождаются инновационные идеи, для решения проблем с меньшим процентом трудозатрат. А для достижения такого результата в профессии необходимо ознакомиться как можно с большим комплексом методов при обучении. Потому метафорический метод использования текстиля в дизайне одежды наподобие художественных красок в станковой живописи очень практичен. Он открывает новые горизонты применения текстиля, способов его игры при воплощении образа в объеме. Для понимания данного метода помимо собственных спонтанных умозаключений как при обычном анализе работ в уже применяемой методике, важно изучение теоретических знаний и уроков мастерства художников-живописцев, т. е. возможность поучиться способам создания шедевров. Так, при ознакомлении с практическими советами художника, происходит понимание значимости самостоятельного растирания красок мастером живописи, который подготавливая краску, «впитывает в себя специфику цветовой игры данной краски». При растирании краски собственноручно мастер закладывает ее цвет в свою художественную память, художник привыкает к ней, знакомится с эффектами ей подвластными. [4, с. 53]

Для дизайнера же, когда он работает один, без помощи конструктора и технолога, умение работать с текстилем, подобно работе с краской на полотне для художника, по достижении определенного уровня мастерства дает возможность исключить один из пунктов работы при подготовке коллекции — это эскизирование, что способно ускорить процесс творческого поиска дизайнера и дать дополнительные идеи для творчества.

Как наложение одного цвета поверх другого дает новый в живописи, так и наложение тканей различной плотности и гаммы друг на друга изменяет первоначальные колористические качества обеих, а может и многих, если в будущей коллекции допустима многослойность. Так с помощью данного метода возможно тканями создать образ с изменением градаций тона, перетеканием одной «детали цвета» в другую, создавая графичную живописность образа. Образ этот неминуемо будет иметь концепцию — необходимый критерий любого дизайн-продукта — в силу того, что действия дизайнера будут более осмыслены им и он проще достигнет понимания своего значения в работе над моделями.

При знакомстве с размышлениями художников о своей работе, мы узнаем о законах композиции в «оживленном» варианте — с примерами, выводами и инструкциями. Те же художники, что не вели дневников достаточно продемонстрировали принадлежащий им опыт и талант в своих работах. Особенно интересны в данном ключе художники модерна, которые совершили прорыв в представлении об искусстве в свое время. Они отказывались от устаревших образцов с точки зрения сюжета и стиля, искали самопознания своих творческих возможностей через искусство, играя с красками и приемами. Густав Климт при написании своей живописи использовал нестандартный, помимо колористического, контраст объемной пластичности, мягко выписанной натуры и двумерной поверхности орнаментального написания фона. Построению концепции и ее воплощению можно научиться на примере работы Михаила Врубеля который, развивая мысль о взаимосвязи и взаимодополнении всего сущего, написал картину «Жемчужина». Мастер стремился к обобщению натуры. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Краски на его полотнах светятся внутренним особым светом, благодаря тому что он посвящал свое время изучению формы, наблюдая переливчатость света на гранях предметов. Николай Фешин много работал над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холст. В конечном итоге получалось сочетание почти эмалевой поверхности и бархатистого, шероховатого многокрасочного слоя.

Применительно к созданию костюма данные о методах работы художников способны разнообразить набор материалов, применяемых дизайнером. Если основой брать искусство Н. Фешина, то в коллекции логично будет увидеть атласные, глянцевые материалы в сочетании с легкими воздушно-шероховатыми тканями, наполняющими образ этническим флером. Манера письма М. Врубеля привнесет в коллекцию мозаичности, смелости, мистичности с разноплотным матовым текстилем, который можно складывать в объемные элементы, обрубовочно скульптурируя силуэтную форму. Используя теоретической основой, манеру письма Г. Климта коллекцию можно разнообразить многослойным полифактурным ассортиментом с использованием вышивки гладью и лоскутного шитья.

Дизайнер Мюриэль Купер однажды заметил, что «мы часто продвигаемся по жизни на ощупь». [3] Для облегчения творческого и профессионального пути нам стоит изучать способы создания вещей другими специалистами. Это великое подспорье в деятельности дизайнера, ведь дизайн родился на основе искусств и технических достижений, но не имеет достаточной теоретической базы по созданию вещей, т. к. еще довольно молод относительно более древних наук.

Итак, при метафорическом переносе методов живописи в дизайн одежды используются уже имеющиеся способы анализа произведений станковой живописи с небольшим их дополнением, которое внесет благоприятные коррективы для лучшего понимания значимости производимых процессов в предпроектной деятельности по созданию коллекции одежды дизайнерами и ознакомит с большим спектром приемов для работы, которые в свою очередь, помогут при изобретении собственных.

Литература:

  1. Андреева В. В., Хейкер Е. Д. Педагогика Высшей профессиональной школы АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» г. Москва «Методы подхода к применению междисциплинарных связей при организации учебного процесса для подготовки специалистов по направлению «Дизайн костюма».
  2. Приказ Министерства культуры РФ «О концепции художественного образования в Российской Федерации» (№ 1403 от 28. 12. 2001 г.) [Электронный ресурс].
  3. Слово дизайнеру: принципы и афоризмы всемирно известных дизайнеров / под. Ред. Сары Бейдер; пер. с англ. Кирилла Наумова. — М.: Манн, Иванов и Фебер, 2014. В Российской Федерации.
  4. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Издание второе, исправленное и дополненное. Выпуск I. Искусство. Москва. 1964.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное образование, будущая коллекция, дизайн костюма, дизайн одежды, дизайнер, краска, манер письма, мастер живописи, материал, работа, станковая живопись, художественное произведение.


Похожие статьи

Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Технология использования учебно-исследовательских задач разных типов в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология»

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Похожие статьи

Системный подход в методологии исследования проблемы управления процессом совершенствования коммуникативной культуры у учителей начальных классов в образовательной организации

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре

Технология использования учебно-исследовательских задач разных типов в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология»

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задать вопрос