Авторы: Шишкина Ксения Игоревна, Акульшина Ирина Алексеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.10.2016

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Шишкина К. И., Акульшина И. А. Характеристика профилактических мер аддиктивного поведения младших школьников при работе с родителями // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 407-409.



Проблема профилактики аддиктивного поведения у детей является одним из самых актуальных направлений современной практической психологии. С целью предупреждения отклонений в поведении детей необходимо осуществлять комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивший название «профилактика».

Профилактика — научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [3, с. 87].

Профилактика аддиктивного поведения — устранение, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают аддиктивные направленности в поведении личности [1, с. 120].

Семья выполняет роль базиса для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Поэтому особое место в системе развития семейного воспитания должно уделяться:

– пропаганде семейных ценностей, формирование основ педагогической культуры (на родительских собраниях, конференциях);

– помощь обучающимся в определении своего поведения в семье (ролевые игры).

Целью школы в работе с семьей является налаживание эффективного взаимодействия школы и семьи по социализации школьника.

Она осуществляется по следующим направлениям:

– индивидуализация учебного процесса с учетом образовательных потребностей семьи;

– включение в образовательные программы по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;

– предоставление дополнительных образовательных услуг по вопросам семьи; психологическая поддержка ребенка в сложных семейных отношениях;

– профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;

– просвещение родителей по вопросам физического и психологического развития школьника;

– обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в школе;

– защита прав ребенка;

– профилактика аддиктивного поведения детей;

– проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий, посвящённых профилактике аддиктивного поведения младших школьников [4, с. 51].

Также в профилактических технологиях работы с родителя, чьи дети имеют аддиктивные направленности в поведении, может быть предложен перечень рекомендаций, основанных на традиционном и психосоциальном подходах.

Традиционные подходы:

– информационный подход. Его суть состоит в предоставлении детям фактических данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ, последствиях аддиктивно направленной деятельности и т. д.

Информационный подход основан на убеждении, что дети, узнавшие о вреде и последствиях аддиктивных форм поведения, выработают к ним отрицательное отношение и примут рациональное решение никогда их не реализовывать.

– запугивание. В противоположность точной фактической информации, на которой строится информирование, при запугивании используют преувеличенные эмоционально насыщенные призывы не уподобляться данным формам поведения. Классическим примером является демонстрация фотографий автомобильных аварий с целью предупредить вождение в нетрезвом виде.

– морализирование. Профилактика, облеченная в форму моральных и этических суждений, является следующим традиционным подходом. Хотя подход довольно популярен, вследствие своей простоты, он, к сожалению, неэффективен. Дети из религиозных семей обычно не уподобляются аддиктивному поведению, а для нерелигиозных детей, имеющих иные ценностные ориентации, моральные и этические нормы, данные призывы мало привлекательны и актуальны.

– организация досуга. Подход основан на идее предоставления детям возможности испытать и проявить себя в различных формах активного отдыха, дополнительного образования, общественной работы, которые выступают как привлекательная альтернатива аддиктивному поведению [6, с. 98].

Психосоциальные подходы:

– программа формирования навыков сопротивления давлению. Основана на признании важности социальных влияний на младших школьников. Идущие от семьи, сверстников, СМИ социальные влияния способствуют усвоению социально приемлемого или асоциального поведения. В рамках профилактических программ с помощью ролевых игр младших школьников учат отказываться реализовывать аддиктивные формы поведения под давлением группы. «Нет», сказанное в игровой ситуации, становится своеобразной психологической прививкой: вероятность того, что ребёнок повторит его в реальной ситуации, возрастает.

– программа развития личности ребёнка. Программа направлена закладывание основ развития полноценной, комплексно развитой личности, самостоятельной, ответственной за принимаемые решения, социабельной и коммуникабельной.

В рамках данной программы у младших школьников должен быть сформирован широкий спектр личностных и социальных навыков: умение адресовать проблемы себе, конструктивно вести себя в конфликте, эффективно общаться, «выставлять» свои личностные границы и не нарушать чужие, критично относиться к содержанию воспринимаемой информации, к предлагаемым образцам поведения [2, с. 43].

Работа с родителями осуществляется по следующим основным направлениям:

– информирование и консультирование родителей по проблеме аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста;

– работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);

– психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал проявлять различные формы аддиктивного поведения.

Формы работы:

– лекция;

– беседа;

– семинар;

– конференция;

– психотерапевтические занятия;

– тренинг;

– ролевая и деловая игра;

– мозговой штурм;

– круглый стол;

– дискуссия;

– социологический опрос.

Основными проблемами и сложностями организации профилактической работы с семьями является организация работы с так называемыми семьями «группы риска», т. к. именно здесь можно встретить мощное сопротивление и нежелание принимать какие- либо меры по устранению имеющихся аддиктивных проявлений. Также трудности вызывает ситуация сложившегося устойчивого негативного общественного мнение о ребенке, которое только усугубляет и без того неблагоприятную ситуацию и способствует развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Важна переориентация взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих, в том числе семейного окружения способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением.

Таким образом, психопрофилактические мероприятия по предупреждению и коррекции аддиктивного поведения младших школьников должны носить системный и структурный характер, иметь комплексную и целостную организацию взаимодействия семейного воспитания и школьного обучения.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.- 156 с.
  2. Буторина, Е. Н. Зырянова, А. Т. Дети родителей, страдающих алкоголизмом / Е. Н. Буторина, А. Т. Зырянова.- М.: Педагогика, 2005.- 266 с.
  3. Горьковая, И. А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков / И. А. Горьковая.- СПб: Питер, 2006.- 177 с.
  4. Фурманов, И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. — Минск: Литература, 2006.- 166 с.
  5. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. — М.: Просвещение, 2006.- 188 с.
  6. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев.- М.: Педагогика, 2006.- 205 с.
Основные термины (генерируются автоматически): аддиктивного поведения, младших школьников, аддиктивного поведения младших, поведения младших школьников, Профилактика аддиктивного поведения, мер аддиктивного поведения, профилактики аддиктивного поведения, профилактике аддиктивного поведения, аддиктивного поведения детей, коррекции аддиктивного поведения, формы аддиктивного поведения, развитию аддиктивного поведения, аддиктивных форм поведения, данным формам поведения, аддиктивные формы поведения, младших школьников должен, младших школьников должны, асоциального поведения, нарушениями поведения, образцам поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос