Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 10.02.2018

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Федосеева О. А. Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 157-161. — URL https://moluch.ru/archive/192/48275/ (дата обращения: 16.02.2019).



В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.

Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание.

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами [3, с. 5].

Реакции родителей на то, что у них появился «особый ребенок»:

‒ отрицание — в основе этого поведения лежит отчаянная надежда на то, что диагноз, данный первоначально, ошибочен;

‒ гнев — защитная реакция родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка;

‒ чувство вины — переживание родителей по поводу их проступков, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

В. В. Ткачева и И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой — это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей [1, с. 29].

Выделяются два направления работы с семьей: психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.

В работе М. И. Смирновой и И. И. Мамайчук представлен системно-уровневый принцип по семейной психокоррекции при дисгармоническом развитии, которая понимается как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию семейных отношений и личностной структуры ребенка, а также решение актуальных психотравмирующих проблем, вызванных нарушенными семейными отношениями [2, с. 67].

Выделяются три уровня психокоррекции:

1) Общий уровень содержит задачу: через участие психолога в организации жизнедеятельности семьи предупреждение и снижение эмоционального дискомфорта у всех родственников в связи с проблемами ребенка (проведение специальных лекций, дискуссий, родительских тренингов).

2) Специальный уровень имеет задачу: организация конкретных психокоррекционных воздействий в рамках семьи (арттерапевтических, групповых, игровых и др.), направленных на развитие навыков самоконтроля и коммуникативной сферы.

3) Дифференцированный уровень содержит задачу: семейная психокоррекция конкретных поведенческих расстройств у детей и проблем семьи с учетом клинико-психологических, психологических, индивидуально-типологических особенностей всех членов.

Методы для определения степени педагогической грамотности родителей в воспитании детей с ТМНР — наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей; анкетирование; анализ личных дел детей, дневников динамического наблюдения, карт индивидуального развития, медицинских сведений.

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами, а так же необходимо учитывать такие задачи:

а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей;

б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах;

в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;

г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра), его общение в семье;

е) создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

ж) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка;

з) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.

Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с некоторыми правилами.

Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об особенностях их ребенка: сообщать его специфические отрицательные и положительные особенности, сильные и слабые стороны, подчеркивая больше сильные.

Нужно на примерах убеждать родителей, что их ребенок с ТМНР, как это звучит ни парадоксально, является больше всего не обузой для нее, а источником ее духовного развития. Ежедневное общение с ребенком коренным образом меняет родительское мировоззрение, мать ребенка становится мудрее, гуманнее, осознавая, что буквально все люди несут право на любовь и существование независимо от того, какие они, учатся они или нет, похожи на других или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех — ребенку и родителям — и играет определяющую роль в гармонизации родительских отношений. В матери ребенок пробуждает ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

Специалист должен напоминать родителям о важности сохранения психического и физического здоровья. Для этого необходимо выполнять некоторые рекомендации к общему режиму, а еще владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять собственным дыханием (урежение дыхания) помогает регуляции эмоционального состояния, а именно в стрессовых ситуациях [4, с. 15].

Специалист должен разъяснять родителям важность обеспечения контактов ребенка со всем социальным миром, что помогает социальной адаптации ребенка. А при этом внушать ребенку то, что он особенный не стоит. Нужно затрагивать все средства, чтобы вырастить ребенка уверенным в своих силах, активным, жизнерадостным. Полезно хвалить его в кругу посторонних, повышая его самооценку.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, общий подход помогают быстрее развить его умения и навыки, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении заботы о близких, посильного труда в семье, самообслуживания, навыков опрятности, должно быть минимальным.

Родители должны обеспечить охранительный режим, который укрепляет и щадит нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.

Важно, чтобы родители систематически и активно наблюдали за развитием собственного ребенка с рождения. Так можно своевременно обратить внимание на некоторые особенности ребенка, а в дальнейшем по ним следует посоветоваться со специалистами.

Полезно записывать в дневнике собственные наблюдения и приемы, которые явились более эффективными в какой-либо ситуации. Это поможет учесть успехи и неудачи, критически оценить родительское отношение к ребенку.

Надо учить «особого ребенка», как и всех обычных детей, ориентироваться в окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях. «Особый ребенок» должен знать, как и где покупается еда, уметь самому ухаживать за другим и т. д. Предметы изучаются в разных ситуациях: в процессе ручного труда, лепки, рисования, в книге, на рисунке.

Ребенка нужно побуждать отвечать на вопросы, а также делать умозаключения, оценивать чужие и свои действия, рассказывать о происходящих ситуациях. В процессе данного способа воспитания у ребенка будут развиваться необходимые умения и навыки, речь, память, мышление, внимание, познавательная деятельность. Вся деятельность детей может сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Мама, в процессе игры с ребенком говорит обо всех его действиях, повторяя эти фразы в разных типах коммуникативных высказываний, в нескольких вариантах (отрицание, побуждение, вопрос, сообщение).

Таким образом, воспитание «особого ребенка» в семье содержит следующие основные направления работы родителей, о которых они должны знать:

‒ постоянное продвижение психического развития, соответствующее индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;

‒ обеспечение благоприятных условий для охраны тельного режима и обучения;

‒ формирование речевого, предметно-практического и эмоционально-положительного взаимодействия «особого ребенка» с родителями.

Это будет помогать социальной адаптации ребенка и предотвращать формирование поведенческих патологических стереотипов. Критерием хорошего воспитательного подхода может стать состояние психофизиологического комфорта у «особого ребенка» и остального состава семьи.

Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых детей» в нашем центре уже несколько лет функционирует клуб «Психологическая гостиная», созданная педагогами-психологами, на которой специалисты-психологи разбираются в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам-психологам центра приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ТМНР. Все встречи в клубе происходят в неформальной обстановке, за чашкой кофе или чая с пирогами. Формат встреч — это пятница вечер, первая неделя месяца. Нам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом учреждения. Темы наших встреч: «Как справиться с агрессией?», «Детская агрессия», «Эмоциональная зависимость», «Конфликты на работе и дома», «Манипуляции, я могу им противостоять!» и многие др.

Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка в центре содействия семейному воспитанию «Южное Бутово» состоит из трех этапов:

Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог убеждает членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

На втором этапе формируются увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. Специалисты центра показывают родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога. На этом этапе в ЦССВ «Южное Бутово» работает клуб дефектологов, логопедов «Учимся играя», где специалисты делятся своим опытом и знаниями применения различных современных методик обучения и воспитания детей с ТМНР.

Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Здесь себя прекрасно зарекомендовала «Школа родителя особого ребенка». Мастер-классы в ней проводят педагоги дополнительного образования. Часто эти встречи проходят совместно с детьми, что помогает родителям на деле увидеть достижения своего ребенка.

Литература:

  1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
  2. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
  3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2008. 365 с.
  4. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, собственный ребенок, семейная психокоррекция, Бутово, оказание помощи, направление работы, воспитание детей, социальная адаптация ребенка.


Похожие статьи

Особенности психологического сопровождения семей...

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово».

Выделяют ряд стадий адаптации родителей кболезни ребенка.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия...

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию. Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными...

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, член семьи, встреча, залог успеха работы, Бутово, реальная жизнь

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими...

Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку.

Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: практикум по

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду).

Социально-психологические особенности работы с семьей...

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип.

Организация работы консультативного пункта для оказания...

семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности психологического сопровождения семей...

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово».

Выделяют ряд стадий адаптации родителей кболезни ребенка.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия...

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию. Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными...

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, член семьи, встреча, залог успеха работы, Бутово, реальная жизнь

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими...

Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку.

Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: практикум по

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду).

Социально-психологические особенности работы с семьей...

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип.

Организация работы консультативного пункта для оказания...

семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Задать вопрос