Автор: Терешкина Светлана Васильевна

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Терешкина С. В. Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 75-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12160/ (дата обращения: 18.12.2017).



Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Ключевые слова: ОВЗ, ЦССВ, социализация, начальные классы, социальная среда

ЦССВ — организация новая, как по целям, так и по структуре. Появилась она из-за необходимости объединения в одном месте услуг, в которых нуждаются дети с ОВЗ и их семьи. Это услуги социального, характера, правового, психологического и педагогического. Услуги предназначены для различных семей и детей, которым необходима помощь государства.

Цели создания центра:

– Поддержать семьи, находящиеся в сложной ситуации. Центр стремится предотвратить изъятие ребёнка или отказ от него.

– Индивидуальная психологическая и педагогическая работа с ребёнком.

– Максимальное приближение условий к условиям семейной жизни.

– Индивидуальный подход к развитию. В центре проводят не только психологические мероприятия, но и досуговые — предметные факультативы, секции, студии.

– Возможность жить в семье для детей-сирот.

– Помощь выпускникам (психолог, тренинги, посвящённые социально-бытовым навыкам, предоставление жилья). При необходимости центр может курировать выпускников до 23 лет.

Принципы, по которым действует центр:

– Стремление к тому, чтобы ребёнок жил в родной (кровной) семье.

– Если от ребёнка всё же отказались — поиск приёмной семьи.

– При отсутствии замещающей семьи — создание воспитателями условий, по своей теплоте похожих на семейные.

Помимо услуг тех специалистов, которые уже есть в центре, возможен поиск недостающих, совет, куда обратиться.

Если ребёнок находится в центре временно, то с ним проводится работа, цель которой — помочь ему обрести семью (новую, или свою обрести снова), достижение стабильных отношений между родственниками.

В детях, которые растут вне семьи, воспитывают заботу друг о друге, отлаживают механизм передачи опыта от старших воспитанников к младшим.

Отдел реабилитации и коррекции стремится к развитию способностей детей, лечебной профилактике, которая в дальнейшем поможет лучше усваивать материал. Цели такой работы: развить психические функции как можно лучше, чтобы увеличить возможность познавать, привести в норму поведение ребёнка, научить его регулировать свою деятельность, привить навыки общения.

Для подростков, не имеющих возможности удовлетворить свои основные потребности, психокоррекция особенно важна, поэтому в ЦССВ постоянно разрабатываются новые технологии для таких детей.

Социально-правовой отдел помогает воспитанникам оформить документы, выплаты, в том числе — алименты. Этот отдел решает и жилищные вопросы, представляет интересы воспитанников в различных инстанциях (в то числе — в прокуратуре и суде), даёт консультации, помогает снять деньги, лежащие на счетах воспитанников.

Для воспитанников, особенности развития которых не позволяют даже после 23 лет полностью выпустить их во взрослую жизнь, предусмотрен отдел постинтернатного патронажа. Главная цель отдела — подготовить воспитанников к выпуску. Отдел предоставляет выпускникам все те же виды помощи, что и воспитанникам (помощь психолога, например), просвещает их в правовой области и прогнозирует нуждаемость детей-сирот в услугах центра.

Для того чтобы семьи, которые примут детей, смогли дать им как можно больше, существует «Школа приёмных родителей». Она отвечает за педагогическую и психологическую подготовку приёмных родителей, а так же ведёт просветительскую общественную деятельность, стремится к зрелости общества по отношению к сиротам и выработке культуры замещающих семей.

«Отдел сопровождения замещающих семей» работает с теми, кто уже взял ребёнка на воспитание. Такое сопровождение подразумевает под собой именно помощь семье, а не контроль. Это значит, что помощь адресна и помогает решить лишь конкретные задачи:

– создать условия, необходимые для ребёнка,

– составить проект/программу с учётом особенностей принимающей семьи и личности ребёнка,

– помощь в коммуникации между ребёнком, замещающей семьёй и биологическими родителями,

– содействие общению замещающих семей между собой, создание сообщества таких семей,

– постановка задач по развитию малышей.

Стоит ещё раз подчеркнуть, что данный отдел не нарушает автономности семей, не навязывает свою помощь, а оказывает её лишь по необходимости, при обращении приёмных или кровных родителей.

В дальнейшем в ЦССВ появятся помещения квартирного типа, максимально приближенные к домашним условиям, а также мини-фермерское хозяйство. Эти меры обеспечат детям — инвалидам психологическую разгрузку, старшим из воспитанников помогут в профориентации, и, возможно, создадут рабочие места для воспитанников, которые ещё не адаптировались за пределами центра, в том числе и по психологическим причинам.

Кроме огорода и мини-фермы на территории подобных учреждений можно создавать различные мастерские, а также другие предприятия, соответствующие потребностям воспитанников и возможным вложениям (бюджетным дотациям или спонсорской помощи).

Социальная гостиница предназначена для тех, кто испытывает трудности в воспитании детей, и выпускников, имеющих психологические или социальные проблемы, а также выпускниц с маленькими детьми или ожидающих пополнения. На базе гостиницы также возможно оказание психологической помощи социальной, курирование медицинских услуг.

Несмотря на все эти меры, практика показывает, что для семьи ребёнок с ОВЗ — это всегда стресс. Он очень ограничен в свободе и социальной значимости, слишком зависим от семьи, и имеет мало навыков взаимодействия с другими людьми. Дискриминация таких детей в российском обществе очень велика, а помощь и уровень образования у них недостаточны.

Сложности в адаптации для ребёнка с ОВЗ могут быть вызваны ещё и тем, что он мало контактирует с окружающей средой, а большую часть времени проводит с себе подобными. Хорошим решением этой проблемы становится инклюзия — более перспективное направление, пришедшее на смену старой доброй интеграции. То есть: интеграция предполагает равные права для детей-инвалидов — право на образование, труд и т. д., а инклюзия даёт возможность полного включения в здоровый коллектив. Такой подход даёт гораздо больше возможностей для развития талантов детей с ОВЗ и развивает моральные качества здоровых ребятишек.

Многие считают, что смешанные коллективы есть серьёзный противовес специальному образованию, однако эти опасения напрасны. Дети с ОВЗ, обучающиеся совместно с остальными, продолжают получать необходимую помощь и лечение, при этом научаются мириться со своими недостатками, живя в обществе, при этом развивая свои достоинства. Лучшие условия для инклюзии могут предложить детские сады комбинированного типа, где есть группы как для здоровых детей, так и для детей с дефектами различной сложности.

Сами по себе, дети с различными заболеваниями имеют и различную их степень. Те, у кого ДЦП, часто обладают сохранным интеллектом, или близким к нему. У некоторых же выражено недоразвитие. Такие дети плохо сосредотачиваются, медлительны и безразличны ко всему, особенно к заданиям.

Дефекты в эмоционально-волевой сфере ведут к самым разным последствиям: повышенная возбудимость или заторможенность, плаксивость, капризность. Результатом может стать незрелость, наивность суждений, отсутствие ориентации в бытовых вопросах. Всё это приводит детей к иждивенчеству, отсутствию всякого стремления к самостоятельности, проблемам в общении.

В попытках адаптировать детей инвалидов есть и другие сложности, к примеру, родители здоровых детей относятся к «особым» детям негативно и считают такой опыт излишним, или даже негативным для своих чад. В то же время, результаты опроса показали, что в целом, люди редко относятся к детям-инвалидам агрессивно отрицательно, а в жизни встречают их не часто. Более того, многие из опрошенных готовы оказывать таким детям помощь.

В некоторых заведениях сейчас используют точечную инклюзию. То есть дети с ОВЗ не находятся среди остальных постоянно, но посещают с ними занятия, праздники, имеют совместный досуг. Это позволяет развить эмоциональную сферу, ускорить социализацию, усилить волю и активность ребёнка.

Общение со здоровыми детьми для «особых» детей — это возможность научиться переключать внимание, подражать, развиваться тактильно и сенсорно, активизировать зрительное и слуховое внимание. Находясь в одном коллективе, здоровые и больные дети учатся принимать друг друга, а «особые» дети получают прекрасную возможность социализации, которая повлияет на всю их дальнейшую жизнь.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 151 с.
  2. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — С. 42–57.
  3. Вербицкий А. А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2014.
  4. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Изд. 2-е, доп. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.
  5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования. — М.: Пер Сэ, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): Социализация детей, здоровых детей, соответствующие потребностям воспитанников, старших воспитанников, счетах воспитанников, интересы воспитанников, развитию способностей детей, родители здоровых детей, опыта работы, развития талантов детей, необходима помощь государства, норму поведение ребёнка, поиск приёмной семьи, группы детей, тема процесса социализации, отдел постинтернатного патронажа, «Школа приёмных родителей», «особых» детей, воспитании детей, психологическую подготовку приёмных.

Похожие статьи

Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Задать вопрос