Библиографическое описание:

Филева А. А. Формирование карты образовательных возможностей при работе с различными категориями детей // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 35-38.



В соответствии с законом об образовании в Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ редакция от 2.03.2016. Глава 2, статья 16) дистанционное обучение является одной из форм организации образовательной деятельности.

Система дистанционного обучения соответствует образовательной программе школы и обеспечивает непрерывный доступ учащихся к образовательным услугам с учетом их индивидуальных возможностей.

В школе система дистанционного обучения реализуется четыре года. За это время проведена работа по разработке и внедрению эффективной системы дистанционного обучения, включающая в себя карту образовательных возможностей.

Карта образовательных возможностей является одной из основных структурных единиц индивидуальной образовательной траектории учащегося. Структура карты имеет следующий вид:

- Общие сведения

- Медицинские сведения

- Анкета для родителей

- Психологическая характеристика

- Педагогическая характеристика

- Социально-коммуникативное развитие

Карта образовательных возможностей заполняется на каждого учащегося его куратором и классным руководителем. Для облегчения заполнения карты разработана краткая памятка, включающая в себя основные компоненты.

Рассмотрим памятку более подробно.

1.1Общие сведения

Заполняется фамилия, имя, отчество учащегося, дата его рождения, сведения о предыдущем образовательном учреждении (дата поступления и номер приказа). Обязательно указывается форма обучения: на дому с использованием дистанционных технологий (для участвующих в программе дистанционного обучения).

1.2Медицинские сведения

Заполняется наличие или отсутствие инвалидности (с указанием даты окончания инвалидности).

Отмечается наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Проводится определение групп по медицинским показателям: слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

1.3Анкета для родителей

Анкета для родителей составлена в форме Google.

Целью анкетирования является выяснение индивидуальных особенностей ребенка.

1.4Психологическая характеристика

Проводится характеристика основных психологических процессов по предложенному плану.

Мышление

Необходимо указать, какой вид мышления преобладает и как развиты основные операции мышления.

- Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой)

- Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта)

- Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти).

- Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе)

Внимание

Рассматриваются основные виды и свойства внимания, развитые у данного обучающегося.

Виды внимания:

- Непроизвольное (пассивное)

- Произвольное

- Послепроизвольное

Восприятие

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.

Различают следующие виды восприятия:

Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».

Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми.

Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

Воображение

Предлагается следующая классификация процессов воображения.

1.По результатам:

- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

- Продуктивное (творческое) воображение:

- с относительной новизной образов

- с абсолютной новизной образов

2.По степени целенаправленности:

- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение

- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение

3.По виду образов:

- конкретное

- абстрактное

4.По приёмам воображения:

- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов

- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей

- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства

- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях

5.По степени волевых усилий:

- преднамеренное

- непреднамеренное

Память

Необходимо выделить основные виды памяти.

Существуют различные типологии памяти:

- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

- по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная);

- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Поведение

Поведение — определенный сложившийся образ взаимодействия человека с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поведение может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрессивным и даже преступным.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты.

1.5 Педагогическая характеристика

Педагогическую характеристику на каждого ученика заполняет его куратор (классный руководитель).

В такой характеристике необходимо отметить успеваемость ученика, участие его в различных внешкольных занятиях (посещение кружков, секций и т.д.)

Также нужно рассмотреть основные черты характера ученика – отношение к себе, к окружающим людям, отношение к порученным делам.

1.6 Социально-коммуникативное развитие

Основные черты предлагаем заполнить по следующему плану:

- Взаимодействие со сверстниками,

- Умение попросить о помощи,

- Регулировка своего поведения усвоенными нормами и правилами,

- Мотивация к различным видам деятельности, общению,

- Обучаемость (индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения).

Последним немаловажным пунктом является классификация учащихся по уровню обучения. Выделим основные уровни.

Базовый (А). Учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания выполняют на уровне копирования, проявить собственное отношение к фактам не могут; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками.

Повышенный (В). Учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию.

Одаренный (С). Учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом.

Таким образом, формирование и заполнение карты образовательных возможностей на каждого ученика позволит учесть все его интересы и особенности при обучении и общении, что, в свою очередь, увеличит его шансы на получение качественно образования.

Литература:

  1. Макарова, Л.П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Ю.К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 78-80.
  2. Сорокина, Л.А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
  3. Сорокина, Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28-30.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательных возможностей, дистанционного обучения, Карта образовательных возможностей, карты образовательных возможностей, Произвольное восприятие, образовательной траектории учащегося, планомерное восприятие объекта, система дистанционного обучения, Система дистанционного обучения, карту образовательных возможностей, системы дистанционного обучения, Формирование карты образовательных, программе дистанционного обучения, психомоторного развития, формой произвольного восприятия, черты характера ученика, Сложные виды восприятия, простыми видами восприятия, основные операции мышления, выбор объекта восприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос