Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.01.2016

Статья просмотрена: 2123 раза

Библиографическое описание:

Горшкова Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 783-785. — URL https://moluch.ru/archive/106/25324/ (дата обращения: 20.09.2018).



 

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность». Деятельность в ГБУ «КРОЦ» предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс.

Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, воспитанники с ОВЗ.

 

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” (В. А. Сухомлинский).

В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. В моём классе воспитанники с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью.

Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей. Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра.

В нашей школе обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Совместно со своими воспитанниками мы обыгрываем игрушки, подбираем игрушки для игр. Постепенно детям предлагаются предметы — заместители, совместно разыгрываются возможные роли. Педагоги нашей школы стараются учитывать возможности каждого ребенка и находить возможности по-разному обогащать игру.

В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слушать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.

В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения.

Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр.

Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

        Соответствие игры возрасту ребенка;

        Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

        Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

        Учет структуры дефекта;

        Соответствие коррекционной цели занятия;

        Учет принципа смены видов деятельности;

        Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

        Игрушки и пособия должны быть безопасны.

В игре могут быть реализованы и другие умения, важные для психического развития ребенка с нарушениями в развитии. Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение воспитанников, усвоение ими нравственных правил.

В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до воспитанника некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, воспитанники учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Игра предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.

В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы воспитанники усвоили логику и последовательность игровых действий, научились объединять в общий сюжет отдельные действия. Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемые ими предметы, рассматривание картинок, обыгрывание игрушек.

Воспитанники учатся переносить наблюдаемые действия в игру с помощью педагога, который демонстрирует правильную последовательность действий в игре. Такие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся переносить их в собственную деятельность в реальной жизни. В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развиваются восприятие, образная память, воображение.

По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с ОВЗ начинает формироваться ролевое поведение. При таком способе игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого воспитанник имитирует, подчиняя ему игровые действия.

Задача педагога накопить у воспитанников много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, кто окружает ребенка в школе (педагоги, мед — сестра, повар, охрана и т. д.), а затем и тех, с кем воспитанники встречаются реже (продавец, парикмахер, почтальон и т. д). Необходимо акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей, участвовать в игре, демонстрировать различные чувства и эмоции.

Педагогу необходимо помогать воспитанникам, распределять роли, следить за тем, чтобы застенчивые, а также дети с нарушенной речью смогли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Наиболее часто проводятся игры: «Дом», «Магазин», «Больница», «Школа», «Почта», «Парикмахерская». В этих играх объединяется ряд сюжетов, от педагога требуется также предварительный отбор речевых средств, их уточнение в других видах деятельности.

Педагог учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их отношения и чувства. Воспитанники с ОВЗ дольше усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в классе.

Через игру воспитанники включаются в систему социальных отношений. Дети должны знать названия игр, действующих лиц. Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со стороны педагога в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребенка. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 

Литература:

 

  1.      Гринченко,И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко /.-М.,2010.
  2.      Дружиловская О. В. Научно — Историческое наследие Г. Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно — историческая психология. 2011. № 3.
  3.      Жукова,З. П. Развитие интелектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З. П. Жукова/ Начальная школа.-2011.-№ 5.
  4.      Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов н / Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).
  5.      Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2010.
  6.      Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  7.      Петрунский В. В. Психотехнические игры и упражнения и упражнения техники игровой психокоррекции / В. В. Петрунский, Е. Г. Розанова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
  8.      Социальные технологии с детьми — инвалидами: //Учнбное пособие для студентов вузов. — М.: АНО, «СПО» «СОТИС». — 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, воспитанник, игровая деятельность, действие, ограниченная возможность здоровья, игрушка, психическое развитие ребенка, реальная жизнь, ролевое поведение.


Похожие статьи

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:  Соответствие игры возрасту ребенка

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

Режиссерская игра — это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Усвоение элементарного игрового опыта в различных видах игровой деятельности является важнейшей целью обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Однако игра — не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребёнка. Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

игра, ребенок, умение, навык, друг, действие, воспитанник, чувство коллективизма, игровая деятельность, реальная жизнь.

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:  Соответствие игры возрасту ребенка

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

Режиссерская игра — это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Усвоение элементарного игрового опыта в различных видах игровой деятельности является важнейшей целью обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Однако игра — не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребёнка. Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

игра, ребенок, умение, навык, друг, действие, воспитанник, чувство коллективизма, игровая деятельность, реальная жизнь.

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:  Соответствие игры возрасту ребенка

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

Режиссерская игра — это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Усвоение элементарного игрового опыта в различных видах игровой деятельности является важнейшей целью обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Однако игра — не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребёнка. Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

игра, ребенок, умение, навык, друг, действие, воспитанник, чувство коллективизма, игровая деятельность, реальная жизнь.

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:  Соответствие игры возрасту ребенка

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

Режиссерская игра — это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Усвоение элементарного игрового опыта в различных видах игровой деятельности является важнейшей целью обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Однако игра — не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребёнка. Перечислим виды деятельности ребёнка в дошкольном возрасте: бытовая и трудовая деятельность (конструирование, лепка, рисование); музыкальная деятельность; общение.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

игра, ребенок, умение, навык, друг, действие, воспитанник, чувство коллективизма, игровая деятельность, реальная жизнь.

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Задать вопрос