Библиографическое описание:

Мирошниченко М. И. Модель условий формирования умений взаимодействовать со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 121-122.



Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования умений взаимодействовать со сверстниками. Опыт этих первых взаимодействий является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в своей структуре имеет один из целевых ориентиров — ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться и т. д. Данный факт подтверждает, что государство требует от дошкольных образовательных учреждений, чтобы дети умели устанавливать и поддерживать взаимодействие.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы вывели рабочее определение: взаимодействие — это процесс взаимного влияния субъектов друг на друга, через обмен информацией и организацию совместных действий, направленный на достижение конечного результата.

Старшие дошкольники активно взаимодействуют со сверстниками. Это проявляется в том, что дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам. Дети активно обсуждают цель, планируют совместные действия, распределяют роли. Таким образом, мы видим, что к старшему дошкольному возрасту дети обладают умениями взаимодействовать со сверстником [2, с. 106].

У старших дошкольников с нарушениями зрения мы тоже можем видеть, как проявляется взаимодействие со сверстником, но все это происходит несколько иначе, чем у детей с нормальным зрением. Нарушения зренияэто многочисленные отклонения от нормального зрения, зрительные аномалии, которые имеют длительный и, как правило, необратимый характер [1, с. 162].

Для детей с нарушениями зрения характерны трудности при вступлении в контакт, поддержании его, это вызвано в первую очередь слабым владением вербальными и невербальными средствами общения Многие из них отказываются участвовать в совместных играх из-за слабой двигательной подготовки, недостаточного овладения предметными действиями и навыками совместной деятельности [5, с. 27]. Ситуация общения со сверстниками вызывают у детей с нарушениями зрения определенные трудности. Эти дети часто конфликтуют со сверстниками, с трудом работают в группе, не умеют договариваться, часто капризны.

Для изучения особенностей умений взаимодействовать со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения, мы провели констатирующий эксперимент. Цель: изучить особенности умений взаимодействовать со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Исходя из этого, мы поставили следующие задачи:

  1. Подобрать и апробировать методику изучения особенностей умений взаимодействовать со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Обработать и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных.
  3. Интерпретировать полученные данные.
  4. На основе полученных данных разработать модель условий формирования умений взаимодействовать детей 5–6 лет с нарушениями зрения.

Для изучения умений взаимодействовать мы использовали следующие методики: Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман), методика «Дерево с человечками», Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка (Р. С. Немов) [3, с. 145.]

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) позволила оценить уровни умений взаимодействовать у детей 5–6 лет. Как следует из рисунка 1 большинство с нарушениями зрения показывают низкий уровень развития умений взаимодействовать. Рисунки детей практически не имеют сходства, либо раскрашены в один цвет, при этом дети не разговаривают, не помогаю друг другу. В отличие от детей с нормой, у которых преобладает высокий уровень развития данных умений детей. Их рисунки практически не отличаются, дети общаются, договариваются, замечают отступы от плана.

Таким образом, умения взаимодействовать у старших дошкольников с нарушениями зрения находятся на более низком уровне, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Методика «Дерево с человечками». Данная методика позволила оценить положение которое ребенок занимает в коллективе сверстников. Есть небольшое различие между группами: позитивный выбор преобладает у детей с нормальным зрением (90 %), а у детей с нарушениями зрения он несколько ниже (70 %). Данный показатель свидетельствует о том, что дети с нарушениями зрения в меньшей степени отождествляют себя с человеком общительным, хорошо адаптированным в группе и т. д., чем дети с нормальным зрением.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка (Р. С. Немов). По оценке родителей большинство детей обеих групп имеют высокий уровень развития коммуникативных умений. Данные результаты могут быть объяснены тем, что родители, вероятней всего, оценивали поведение и действия детей относительно общения с ними, а не относительно его сверстников в дошкольной организации.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента мы выявили, что показатели и уровни развития умений взаимодействовать со сверстниками у детей с нарушениями зрения значительно отличаются от тех, которые демонстрируют их сверстники с нормальным зрением.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме, мы отметили, что исследователи выделяют главным условием — игру. Нам кажется, что строительно-конструктивная игра будет в большей степени способствовать развитию умения взаимодействовать. Ведь именно эти игры предполагают достижение результата при эффективном взаимодействии всех участников.

Таким образом нами была создана модель условий формирования данных умений. Для проведения работы мы обозначили: цель, задачи, этапы, условия, принципы и критерии оценки результатов. Цель: формирование умений взаимодействовать со сверстниками у детей 5–6 лет с нарушениями зрения с помощью строительно-конструктивных игр.

Этапы по формированию умений взаимодействовать со сверстниками у детей 5–6 лет с нарушениями зрения:

− 1 этап. Мотивационный. На данном этапе мы раскрываем вместе с детьми значимость умения взаимодействовать.

− 2 этап. Ознакомительный. Накопление детьми знаний о умении взаимодействовать.

− 3 этап. Овладение и совершенствование умения.

Л. И. Плаксина выделяет принципы коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: профилактический принцип, преобразующий принцип, принцип единства и взаимодействия педагога и ребенка [4, с. 34]. В ходе работы мы будем руководствоваться данными принципами.

Таким образом, в ходе анализа литературы и констатирующего эксперимента мы выявили особенности взаимодействия со сверстниками детей с нарушениями зрения. Дети испытывают трудности в установлении контакта с окружающими. Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, на особенности речи, осязательное восприятие зачастую не дают слабовидящему достаточного знания о партнере по общению. Ситуации общения и взаимодействия со сверстниками вызывают у детей определенные трудности. Особенно тяжело детям дается умение спланировать действия и договориться со сверстником.

Исходя из особенностей умений взаимодействовать со сверстниками у детей 5–6 лет, мы разработали модель условий формирования данных умений. Мы полагаем, что использование строительно-конструктивных игр будет положительно влиять на формирование данных умений.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  2. Маврина И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Ларентьевой. – М.: Гном Пресс,1999.
  3. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. — М.: Просвещение, Владос, 1994.
  4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.
  5. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. — СПб.: Речь, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушениями зрения, данных умений, формирования умений, сверстниками детей, особенностей умений, условий формирования умений, сверстниками старших дошкольников, сверстниками детей старшего, формирования данных умений, изучения особенностей умений, нормальным зрением, развития умений, модель условий формирования, данных умений детей, детей старшего дошкольного, нарушениями зрения определенные, нарушениями зрения характерны, уровень развития умений, особенности умений, уровни умений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос