Авторы: Васина Марина Владимировна, Веденева Галина Владимировна

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.09.2016

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Васина М. В., Веденева Г. В. Проведение экологического аудита на Омском судоремонтно-судостроительном заводе ОАО «Иртышское пароходство» // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 158-160.



В соответствие с законом «Об охране окружающей среды», экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности

Целью экологического аудита является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

В России понятие экоаудиторской деятельности впервые официально было использовано в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприроды России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.Как вид деятельности экологический аудит упоминается в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая. 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности было поручено Госкомэкологии России [1].

Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоаудиторов.

Основными задачами экологического аудита является:

  1. Оценить экологическую безопасность предприятия;
  2. Выявить наиболее высокие экологические риски;
  3. Предотвратить техногенные аварии;
  4. Оценить воздействие предприятия на окружающую среду и выработать комплекс рекомендаций, направленных на поэтапное снижение загрязнения окружающей среды.

Для проведения независимой оценки соблюдения норм и правил в области охраны окружающей среды на Омском судоремотно-судостроительном заводе ОАО «Иртышское пароходство» была определена группа аудиров, и на имя директора предприятия было направлено письмо-согласование о проведение экологического аудита. Группой аудиторов был составлен планвыступления руководителя аудита перед руководством предприятия, план проведения аудита, определены области и критерии аудирования, определена ответственность, составлен перечень основных направлений и документации,запрашиваемой на предприятии для проведения экологического аудита.

Проанализировано соответствие природоохранной документации, имеющейся на предприятии с Законодательством РФ. По результатам анализа выявлено несоответствия и причины их возникновения (табл. 1).

Таблица 1

Несоответствия, выявленные при независимом экологическом аудите предприятия

Наименование несоответствия

Критерии

Причина

Отсутствие лаборатории охраны окружающей среды (аккредитация, приборное обеспечение)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ

Анализы выполняются «ЦЛАТИ» по договору

Договор заключается ежегодно.

Отсутствие документа, устанавливающего границы СЗЗ

СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Срок действия документа закончен. В данный момент проект СЗЗ выполняется

Отсутствие программы снижения эмиссии (выбросов) на предприятии (в год) в результате проведения соответствующих мероприятий

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г. № 96 гл.5 ст.24, ст.25

Предприятие относится к 3 категории. Лимиты на выбросы не превышало. ВСВ нет. Программы снижения эмиссии не требуется

Разрешения на накопление отходов

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления»

Разрешение не требуется, т. к. вывоз производится регулярно.

По результатам экологического аудита был составлен отчет с выявленными фактами, свидетельствующими о несоответствии согласованным критериям аудита.

Определены наиболее высокие экологические риски негативного воздействия предприятия на окружающую среду:

  1. Розлив нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланевых вод в акваторию водного объекта;
  2. Розлив нефтепродуктов на почву;
  3. Выброс вредных веществ от котельной работающей на газе при несоблюдении технологического режима в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Лабиринт Для устранения несоответствий и исключения экологических рисков был разработан план предупреждающих действий от негативного воздействия предприятия на окружающую среду (табл. 2).

Таблица 2

План предупреждающих действий от негативного воздействия предприятия

Несоответствие или экологи­ческий риск

Мероприятие

Ответственный

Розлив нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланевых вод в акваторию водного объекта

1. Проводить теплотехнических испытания судовых двигателей внутреннего сгорания с регулировкой топливной аппаратуры;

2. Проводить с экипажами судов занятия по действиям в случае разливов нефтепродуктов;

3. Проверять наличие и исправность унифицированных присоединительных устройств по выкачке с судов нефтесодержащих, хозяйственно-фекальных вод, устройств для заправки судов топливом и маслом;

4. Проверять действие систем осушения фекальных стоков с пломбированием соответствующих вентилей согласно схем опломбировки;

5. Корректировать лоцманских карт с нанесением санитарных зон, согласно информационному бюллетеню;

6. Систематически убирать прибрежную и береговую полосу акватории затона в местах отстоя судов от отходов судоремонта;

7. Установить аншлаги (таблички) в водоохраной зоне «Стоянка автотранспортных средств запрещена», и «Водоохранная зона».

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

Розлив нефтепродуктов на почву

1. Стоянку автомобилей разрешать только на дороге или на асфальтированных площадках;

2. Бочки с нефтепродуктами устанавливать в металлические поддоны, на площадке с твердым покрытием и под навесом;

3.Емкости для сбора промасленной ветоши должны иметь маркировку, плотно закрывающую крышку и устанавливать на асфальтированную площадку;

4. Накопительные емкости НЗС-3 (нефтезачистной станции) через каждые 2 часа визуально осматривать с записью в журнале;

5. На каждом участке на видном месте вывешивать инструкции по обращению с нефтесодержащими отходами.

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

Выброс вредных веществ от котельной работающей на газе при несоблюдении технологического режима в период НМУ (неблагоприятных метеорологических условий)

1. Ежегодно заключать договор на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информационной продукции с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»;

2. Разработать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

Для предотвращения розлива нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланцевых вод в акваторию водного объекта загрязнения нефтью должны быть соблюдены требования к оборудованию и устройствам самоходного, а также несамоходного судна, имеющие на борту двигатели внутреннего сгорания. Они должны быть оснащены следующим оборудованием:

‒ сборной цистерной нефтесодержащих вод;

‒ системой перекачки и сдачи нефтесодержащих вод;

‒ стандартными сливными соединениями для сдачи нефтесодержащих вод в приемные устройства.

Если перечисленное оборудование не обеспечивает необходимой автономности плавания по условиям экологической безопасности, суда дополнительно должны быть оснащены:

‒ фильтрующим оборудованием;

‒ сигнализатором;

‒ системой сброса очищенных нефтесодержащих вод;

‒ автоматическим устройством, прекращающим сброс нефтесодержащих вод при превышении нормативного значения содержания нефти в сбросе;

‒ сборной цистерной для нефтяных остатков.

Лабиринт Речному Регистру должны быть представлены расчеты автономности плавания по условиям экологической безопасности и дислокации приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна, подтвержденные признанной Речным Регистром организацией. Расчет автономности плавания по условиям экологической безопасности, включает расчеты необходимой вместимости сборных и других танков и цистерн для нефтесодержащих и сточных вод, а также для нефтяных остатков, образующихся при сепарации топлива и масла, устройств для сбора мусора, схема их размещения на судне.

Существенное воздействие на окружающую среду может оказать выброс вредных веществ в атмосферный воздух от котельной в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). ОАО «Иртышское пароходство» ежегодно заключает договор на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информационной продукции с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС».

В соответствии с методическими указаниями «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД-52.04.52–85. Л., Гидрометеоиздат,1987 г. разработаны мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

При первом режиме регулирование выбросов осуществляется организационно-техническими мероприятиями: запретить работу оборудования на форсированном режиме. Эффективность составляет 15 %.

При втором режиме снижение выброса осуществляется за счет снижения производительности работы источника (котельной). Эффективность составляет 34,9 %.

При третьем режиме снижение выброса осуществляется за счет большего снижения производительности работы источника (котельной). Эффективность составляет 54,7 %.

Использование предложенного отчета позволит предприятию и в дальнейшем работать на высоком уровне в области охраны окружающей среды, соблюдать все требования природоохранного законодательства и минимизировать негативное воздействие на природу.

Литература:

  1. Демина Л. А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Энергия: экономика, техника, экология. 1999. N 11.
Основные термины (генерируются автоматически): экологического аудита, окружающей среды, неблагоприятных метеорологических, охраны окружающей среды, ОАО «Иртышское пароходство», области охраны окружающей, неблагоприятных метеорологических условиях, неблагоприятных метеорологических условий, охране окружающей, заводе ОАО «Иртышское, Начальник отдела охраны, Проведение экологического аудита, Целью экологического аудита, Результатом экологического аудита, Российской Федерации, экологического аудита объектов, отдела охраны труда, предоставлению специализированной гидрометеорологической, задачами экологического аудита, проведения экологического аудита.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос