Экологический аудит: современное правовое регулирование, проблемы реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 26.02.2017

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Герасимова Д. В. Экологический аудит: современное правовое регулирование, проблемы реализации // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 230-232. — URL https://moluch.ru/archive/142/39967/ (дата обращения: 23.10.2018).



Статья посвящена проблемам правового обеспечения экологического аудита. Автор анализирует современное положение экологического аудита в России, формулирует предложения, направленные на совершенствование механизма правового обеспечения экологического аудита.

Ключевые слова: аудит, экологический аудит, экологические нормы, охрана окружающей среды

История возникновения экологического аудита уходит своими корнями в 70-е гг. XX столетия в США. Экологический аудит возник как результат осознания «хрупкости» нашей планеты, необходимости ее защиты правовыми средствами. Экологический аудит — это проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования в части соблюдения ими норм экологического права.

Экологический аудит получил свое развитие во многих странах. Российская Федерация не стала исключением.

Появлению экологического аудита в России предшествовал ряд предпосылок:

‒ переход на путь экологически безопасного экономического развития;

‒ необходимость интеграции Российской Федерации, как в систему мировой экономики, так и в систему международной экологической безопасности.

В целом развитие экологического аудита в России можно разделить на четыре этапа:

1) конец 1980 — начало 1990 гг. — данный период характеризуется полным отсутствием правовой базы экологического аудита в Российской Федерации; на практике экологический аудит проводился в единичных случаях;

2) середина 1990-х. гг. — основной чертой этого этапа является создание основы для организационно-правового механизма развития экологического аудита;

3) конец 90х гг. — период разработки и структуризации организационно-правового механизма экологического аудита;

4) начало ХХI в. — этот этап характеризуется законодательным закреплением понятия «экологический аудит», усовершенствованием процедур экологического аудита [1].

Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [2].

Анализ данного определения позволяет сделать ряд выводов принципиального характера:

‒ правовое регулирование экологического аудита носит комплексный характер, оно обеспечивается нормами не только экологического, но и финансового права;

‒ цель экологического аудита — проведение природоохранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, оптимизация использования природных ресурсов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф;

‒ главная задача экологического аудита — поиск оптимальных (наилучших) путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности организации;

‒ предметом экологического аудита выступают положения нормативов, нормативных правовых актов, международных стандартов, направленных на охрану окружающей среды;

‒ в процессе экологического аудита дается оценка экологической устойчивости аудируемой организации, формулируют конкретные практические рекомендации, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования;

‒ предложения аудиторов могут быть использованы для принятия обоснованных хозяйственных и административных решений [3].

Стоит отметить, что экологический аудит — это составная часть экоаудиторской деятельности, которая представляет собой независимый, документально оформленный процесс подготовки и выражения мнения о достоверности финансовой отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности организации.

Проблема экологии остро стоит во всем мире. Данная сфера является достаточно бюджетно-затратной как в рамках отдельной организации, так и для любого государства в целом. В тоже время экологический аудит способствует выявлению правонарушений и недочетов в деятельности организации, что, в свою очередь, позволяет сэкономить денежные средства при разрешении той или иной экологической проблемы организации.

Экологический аудит сегодня получил широкое применение в США и в странах Европейского союза. Он применяется для решения проблем ликвидации отходов производства и потребления, обеспечения безопасности производимых продуктов, борьбы с профессиональными болезнями. Более того, в данных странах его стали применять в управлении окружающей средой и снижении рисков финансового рынка [4].

В России правовое регулирование экологического аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляющим основные принципы охраны окружающей среды.

Можно выделить следующие ключевые идеи:

‒ независимость контроля в области охраны окружающей среды;

‒ соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

‒ ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [5].

Правовые основы экологического аудита составляют так же национальные и международные стандарты. В настоящее время в России действуют международные стандарты серии ИСО 14000. Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Международные стандарты предусматривают обязанности организаций соблюдать определенные процедуры, разрабатывать соответствующую документацию, иметь в своем штате ответственных лиц.

Самым известным национальным стандартом является ГОСТ Р ИСО 14015–2007 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций».

Данный нормативный акт определяет:

‒ руководство по проведению экологической оценки участков и организаций в процессе идентификации экологических аспектов и экологических выводов и обеспечивает определение последствий ее проведения для бизнеса;

‒ роли и обязанности участников оценки (клиентов, экспертов и представителей объектов экологической оценки), этапы процесса оценки (планирование, сбор и подтверждение информации, а также оценку и подтверждение информации).

Данный стандарт не распространяется на проведение других видов экологической оценки, например, первичной экологической проверки [6].

К сожалению, выполнение требований стандартов осуществляется на добровольной основе. Аудиторские заключения российских экологов-аудиторов используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной экологической политики. Возможности использования результатов экологического аудита значительно ограничены.

Работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования экологического аудита должна быть продолжена. В кратчайшие сроки необходимо принять Федеральный закон «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности». Уже имеется проект данного нормативного акта [7].

Предлагаем дополнить законопроект нормами, в соответствии с которыми:

‒ обязательный аудит может проводиться не только в случаях, установленных Федеральным законом, но и по инициативе государственного органа;

‒ установить меры реагирования и порядок действий должностных лиц государственного контрольного органа в случае выявления нарушения требований к самоконтролю;

‒ определить квалификационные требования к экоаудиторам.

Дальнейшее развитие экологического аудита полностью зависит от воли государства, призванного быть действенным инструментом решения экологических проблем общества [8].

Литература:

  1. Ерофеева В. В., Краева В. Н. Краткая история становления экологического аудита в России // Право: современные тенденции: материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: 2014. — С. 102–104.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  3. Чхутиашвили Л. В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения // Аудитор. 2016. № 1. С. 22–28.
  4. Терлыч И. А., Гринь Е. А. Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России // Право: современные тенденции: материалы III Международная научная конференция (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 117–119.
  5. Тихомирова Л. А. Законодательство об охране окружающей среды: изменения, итоги и перспективы развития // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  6. ГОСТ Р ИСО 14015–2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 426-ст.) М.: Стандартинформ, 2009.
  7. Еженедельные комментарии — документы, проекты, события. Выпуск от 25 марта 2015 года // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  8. Мирошник С. В. Финансовое обязательство как основа инновационного развития финансового права// Вопросы экономики и права. 2012. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): экологического аудита, Экологический аудит, регулирование экологического аудита, обеспечения экологического аудита, развитие экологического аудита, экологический аудит, правовое регулирование экологического, окружающей среды, правового обеспечения экологического, возникновения экологического аудита, положение экологического аудита, Появлению экологического аудита, механизма экологического аудита, развития экологического аудита, базы экологического аудита, предметом экологического аудита, процедур экологического аудита, задача экологического аудита, цель экологического аудита, процессе экологического аудита.


Ключевые слова

аудит, экологический аудит, охрана окружающей среды, экологические нормы

Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос