Концепт ЛЮБОВЬ занимает ведущее место в концептосфере А. С. Пушкина наряду с концептами СВОБОДА, ДРУЖБА, ГАРМОНИЯ и др.
Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в лирике. Чувство любви понимается в стихах A. C. Пушкина, с одной стороны, как переживание определенного набора чувств в обобщенном понятии, а с другой — как осознание и последующая демонстрация внутреннего мира влюбленного лирического героя, образ которого автобиографичен. Задача данной статьи — наметить некоторые вехи когнитивно-дискурсивного анализа творчества Пушкина.
В «Словаре языка А. С. Пушкина» слово «любовь» определяется как «интимное чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею». В древней мифологии и поэзии — космическая сила. В платонизме любовь — эрос — сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения.
Традиционно считается, что сущность поэта ярче всего проявляется в любовной лирике. Рассмотрим, как представлена любовь в поэтической картине мира А. С. Пушкина.
Тема любви к женщине (любовь-эрос) звучит во многих стихотворениях и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.).
Шедеврами пушкинской любовной лирики является немало стихотворений. Среди них «Признание» («Я вас люблю — хоть я бешусь...»).
Следующие строки из этого стихотворения характеризуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую:
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю:
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
В этом стихотворении Пушкин сравнивает любовь с болезнью — то же сравнение мы находим в стихотворении «Выздоровление»:
Тебя ль я видел, милый друг?
Или неверное то было сновиденье,
Мечтанье смутное, и пламенный недуг
Обманом волновал мое воображенье?
Наиболее емко пушкинское суждение о любви как болезни выражено в четвертой — и заключительной — строке стихотворения «Надпись на стене больницы»: «Болезнь любви неизлечима!».
Таким образом, в данных примерах реализуется когнитивная метафора любовь-болезнь.
К ней присоединяется любовь как цепь мученья, грустный плен, огонь мучительных желаний, отрава наших дней, труд и стыд напрасный, ужас,яд, сердечная рана — все это репрезентирует фрейм «несчастная любовь».
Заметим, что для А. С. Пушкина любовь знаменовала собой явление чистого и незамутненного сознания. Это чувство всегда предшествовало любви как таковой и служило своего рода знаком перед ее появлением:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты...
Только пробужденная душа способна любить, способна чувствовать и видеть красоту. А душа утомленная стирает память о прекрасных встречах:
Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Любовная лирика поэта, как отмечают многие критики и читатели, пронизана музыкальностью. Многие произведения звучат как романсы и симфонии. Сегодня часть их них положена на музыку: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» и многие другие.
Для поэта любовь — это «чудное мгновенье», «часы надежд и наслаждений»:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
Любовь — это музыка, выражение, признание в любви — это реализация фрейма «счастливая любовь»:
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
***
Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть — и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
В другом стихотворении — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: «...И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».
Особой проникновенностью отличается стихотворение «Я вас любил…». В этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки «Я вас любил...», мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами В. Г. Белинского, «в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта».
Эта простота позволяет в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства.
«Я вас любил» — выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим...
Автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность.
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь — это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.
Примечательно, что у Пушкина часто реализуется когнитивная метафора любовь-огонь: «Не угасал мой пламень страстный», «И сердце вновь горит и любит».
Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни, как романтическая, опустошающая страсть (это любовь-эрос). В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине (любовь-филиа). И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства (любовь-агапе).