Основополагающее значение концепта «любовь» в русской культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.10.2016

Статья просмотрена: 2652 раза

Библиографическое описание:

Нагапетян, К. Ж. Основополагающее значение концепта «любовь» в русской культуре / К. Ж. Нагапетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34208/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для каждой языковой реальности характерна концептосфера, включающая определенное количество базовых концептов, отражающих культурные особенности, а также специфику менталитета языковой общности. Концепты языковой реальности являются одновременно главными этическими ценностями в сознании носителей языка, определяющими моральные и нравственные нормы, заданные и соблюдаемые в конкретном обществе.

Этические ценности отражают вопросы добра и зла, счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни, то есть глобальные вопросы, пронизывающие все сферы бытия человека и имеющие, прежде всего, антропологическую направленность. Любовь относится к числу базовых ценностей, входящих в состав концептосферы русской языковой реальности, а ее понимание напрямую зависит от специфики культурных и языковых особенностей русской языковой общности.

Проблематика любви, так или иначе, пронизывает все русскую религиозную философию, что связано, прежде всего, с неподдельным интересом русских мыслителей к проблемам человека и в, частности, к его духовной жизни. Духовность — это та черта, которая отличает русскую культуру и менталитет от западного типа мировоззрения, основанного на материальных ценностях и отражающего совершенно иной тип миропонимания.

Философское понимание любви в России связано с признанием ее сложности, многомерности и синкретизма. Г. С. Сковорода [2] в своих исследованиях отмечал, что любовь вызывается любовью, когда она основана на благосклонности и благоволении в соединении с добродетелью. Любовь есть союзом между Богом и человеком. Это огонь в сердце человека к Божественному слову и воле. Вся сила десяти заповедей, по мнению философа заключена в слове «любовь». Церемонии и обряды являются внешним выражением любви через миропроговаривание-миропонимание.

В. С. Соловьев рассматривал любовь в качестве главного атрибута всеединства. В своем произведении «Смысл любви» [3] философ отмечает любовь в качестве истины, которая выводит человека из его ложного самоутверждения. Любовь является упразднением эгоизма, спасением индивидуальности, а также возвышением индивидуальности.

Любовь важна, поскольку именно с ее помощью осуществляется перенос жизненного интереса из себя в другое, в любви познается Божественный образ. Она, по мнению В. С. Соловьева, есть нечто абстрактное. Любовь — это слияние с мировой душой — Софией.

Н. А. Бердяев отмечал, что таинство любви находится выше закона и вне закона, в нем находит свое начало преображение природы. Любовь, согласно работе Н. А. Бердяева «Тайные силы любви» [1], есть творческое дерзновение, творческое откровение человека. Любовь трагична, не подчиняется никаким нормам.

Любовь формирует новую реальность, состоящую из любви, красоты и истины. Только посредством любви человек обретает целостность. Для любви, согласно П. Флоренскому, нужна, прежде всего, Божья любовь.

Любовь есть главное предназначение человека, она трактовалась, прежде всего, в качестве главной божественной тайны, имела тесную связь с этикой, эстетикой и религией. Для любви был характерен антропоцентризм, то есть обращенность к человеку, всеобъемлющий характер. Русские философы отмечали тот факт, что при помощи любви возможно преодоление отчуждения человека от Бога. Это основа творчества в русской культуре. Любовь, прежде всего, как явление духовное, как условие бытия, рассматривается с точки зрения православия.

Глубинная связь в русском миропонимании любви с этическими категориями, еще раз подчеркивает ее высокоморальные свойства и значение для духовного развития и становления человеческой личности. Объединяющий принцип, на котором строилась вся онтология любви в русской философии, имел определенную значимость для всей русской нации, поскольку именно благодаря ему, осуществлялось всеобщее бытие социума, основанное на принципах взаимного уважения, самопожертвования.

Любовь является одной из главных тем русской культуры серебряного века. В России была попытка объединения философского, религиозного, психологического и эстетического аспектов любви.

Согласно Ю. Ф. Ханнановой, [4] в русской философии гносеологическое значение любви характеризуется тем, что без нее невозможно высшее познание. Любовь возвышает человека до вершин богопознания. Познание Бога возможно только через любовь. Сердце является познавательной силой, рассуждать душа может лишь посредством сердца.

Следовательно, при помощи открытого сердца, через любовь, человек может прийти к познанию бога. Познание Бога есть его дар человеку, акт любви Бога. Любовь позволяла человеку переместиться в трансцендентальную сферу бытия Бога, соединиться с ним, и, тем самым, познать высшую истину.Именно в любви возможно обретение настоящего счастья, сама же любовь находится в вечности, представляя собой сродство натур. Человек любит того, кого он рожден любить. Любовь есть бессмертное единство. Любовь — вечное и возвышенное.

Вектор бытия конкретного человека может быть определен особенностями его отношения к любви, а также ее отдельных проявлений. Через любовь индивид совершает акт самореализации, обретая свою истинную родовую сущность. Любовь как метод человеческого бытия, а значит духовной, гуманной и моральной организации жизни в рамках русской культуры, показывает высокую степень нравственности русского общества, а также его направленность к высшему благу, идущему от Бога.

В отличие от западной парадигмы мышления, где половая или эротическая любовь стоит во главе самого понятия любви, в русской религиозной философии господствует понимание любви, прежде всего, как жертвенной любви, божественной и возвышенной, связанной с духовными качествами индивида. Любовь — это нечто непонятное, трансцендентное, мистическое, не подчиняющееся логике объективного развития.

Изначально, половую любовь в России вообще не относили к любви. Таким образом, для западной культуры характерно господство теории сексуальности и эротизма, представленной в работах таких выдающихся мыслителей, как З. Фрейд, Э. Фромм, Ж. П. Сартр и др., связывающих любовь, прежде всего, с системой внутриполовых отношений, имеющей гендерную направленность.

Язык играет важную роль в постижении любви, таким образом можно отметить, что любовь и языковая сфера находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Язык выражает сущностные характеристики любви, как явления, выходящего за рамки повседневного понимания индивида. Феномен любви имеет связь не только с языковым пространством, но также и с сознанием и мышлением через миропроговаривание-миропонимание.

Возникновение представлений о любви базируется на сформированном в рамках языковой системы языковом сознании индивидов и прямо пропорционально развитию и становлению мышления. Любовь, как абстрактное понятие, возникает только тогда, когда формируется абстрактное мышление индивида, его способность строить сложные умозаключения и выводы, а, следовательно, целиком и полностью связано с возникновением языка и его дальнейшим превращением из средства невербального общения в сложную вербализованную систему. Любовь существует в единственной реальности, которой является реальность ее вербального выражения.

Любовь — ключевой концепт русской языковой реальности, входящий в ментальный мир человека, она подчинена законам русской культуры, имеет тесную связь с сердцем, эмоциями. Поэтому, затрагивая вопрос о месте и роли любви в концептосфере русской языковой реальности, следует учитывать ментальные и культурные характеристики русского народа, врожденную склонность русского языка к священнодействию, а также склонность русского народа к сакрализации всех сторон общественной жизни, заложенную во времена древнерусской культуры.

Концепт «любовь» имеет точки пересечения с концептами «дружба», «верность», «симпатия».

В старославянском языке любовь представляла значимое явление, обозначая любовь к богу. Для старославянского сознания любовь представляла некую сакральную сущность, являясь и эстетической ценностью. Изначально мир человеческих отношений осмысливался с позиций веры, а сама древнерусская культура выступала в качестве так называемой «культуры-веры». Концепт «любовь был связан с такими христианскими понятиями, как вера и надежда.

В современном языковом пространстве, согласно И. А. Ивановой, происходит частичное утрачивание религиозного смысла данного концепта, а антропоцентризм предстает в качестве одной из основных характеристик любви.

Современное языковое сознание направлено в сторону межличностных отношений. Любовь рассматривается в качестве дружеского отношения, некой доброжелательности.

Любовь также рассматривается как особая процессуальная категория, где на первый план выходят желание, склонность и увлечение. Любовь получает распространение не только на людей, но и на мир природы, например светолюбивое растение. Частично сохранилась духовно-христианская установка любви, поскольку она еще аппелирует к этическим смыслам.

Для каждой культуры характерно наличие определенных ключевых слов, любовь является одним из центральных концептов в русской языковой картине мира, пересекаясь с такими концептами, как вера, надежда, являясь константой культуры.

Концепт любви представляет особую ментальную сущность русского народа, в нем заложена ценность всей русской культуры, он ориентирован, прежде всего, на духовность и субъективность.

Концепт любви в России есть кодификация божественной трансценденции в слове, выступающем в качестве онтологической, гносеологической и методологической категории всей русской философии. Любовь дана человеку от Бога. Сама природа любви остается до конца непознанной и неизученной, направленной по ту сторону осмысляемой индивидом реальности.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Тайные силы любви. URL: http://www.aquarun.ru/psih/psex/ps5.html (дата обращения: 30.01.2011)
  2. Сковорода Г. С. Соч. в 2 тт. / Г. С. Сковорода. — К.,1961.
  3. Соловьев В. С. Смысл любви. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm (дата обращения: 2.02.2011)
  4. Ханнанова Ю. Ф. Гносеологический аспект в понимании любви у византийских мыслителей//рукописный журнал общества ревнителей русской философии. — София, 2003. — Вып. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, русская культура, Россия, концепт, познание Бога, русская философия, русская языковая реальность, русская религиозная философия, русский народ, тесная связь.


Похожие статьи

Номинативное поле концепта «семья» в русской и английской культуре

Превентивная роль правовых норм о прикосновенности к преступлению в истории уголовного права России

Возникновение принципа «свобода договора» в отечественной литературе

Категория «свобода выбора» как философская основа субъект-субъектной парадигмы современного профессионального педагогического образования

Проблема исследования понятия «гражданин» в различных методологических традициях

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Эстетическое воспитание как фактор и условие патриотизма

Интерпретация понятия «инновационная культура» воспитателей дошкольных учреждений

Похожие статьи

Номинативное поле концепта «семья» в русской и английской культуре

Превентивная роль правовых норм о прикосновенности к преступлению в истории уголовного права России

Возникновение принципа «свобода договора» в отечественной литературе

Категория «свобода выбора» как философская основа субъект-субъектной парадигмы современного профессионального педагогического образования

Проблема исследования понятия «гражданин» в различных методологических традициях

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Эстетическое воспитание как фактор и условие патриотизма

Интерпретация понятия «инновационная культура» воспитателей дошкольных учреждений

Задать вопрос