Автор: Мацера Наталья Григорьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.09.2016

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Мацера Н. Г. Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 134-135.



В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

В работе с детьми с ОВЗ применяют следующие подходы: индивидуальный подход, предотвращение наступления утомляемости, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, проявление педагогического такта.

Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении. Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.

Сказкотерапия — это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере. А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни. Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.

Метод сказкотерапии пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе с педагогом, но и прочесть другие сказки самостоятельно.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с применением сказкотерапии допускает проведение индивидуальных и групповых занятий. Детям будет интересно не только обыграть сказку вместе с учителем, но и прочесть другие сказки самостоятельно.

В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ VII вида мною были выделены следующие направления работы со сказкой: чтение сказок и беседа о прочитанном; игры; сказкотерапевтические занятия; коллективное сочинение сказок; также в работу по сказкотерапии могут быть включены элементы проективного рисования и арттерапии.

Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

Сказкотерапевтические занятия развивают системность мышления в процессе расширения знаний о тех или иных предметах и явлениях сказок, учат различать и называть их существенные признаки, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

Сказка в различных проявлениях широко используется в педагогике и психологии, развивая все стороны личности ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Литература:

  1. http://www.all-psy.com/stati/detail/720/1/
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2010. — 176 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2011. — 168 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2010. — 240 с
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, возможностями здоровья младшего, здоровья младшего школьного, младшего школьного возраста, эффективных методов работы, личности ребенка, познавательной деятельности, коррекционной работы, учебной деятельности, увеличение процента детей, развития личности ребенка, активизация познавательной деятельности, дальнейшего развития ребенка, мировоззрения младшего школьника, недостатков развития детей, комплексными нарушениями здоровья, активной познавательной деятельности, коллективное сочинение сказок, стороны личности ребенка, задач коррекционной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос