Результаты проведения международной оценки обучающихся (PISA) стали во многих государствах Европы, равно как в Казахстане, основанием для качественных изменений в парадигме всей системы образования. Следствием таких процессов явилась разработка новых образовательных стандартов. Последние наряду с примерными программами по отдельным предметам призваны способствовать качественным изменениям в процессе обучения.
Во всем мире в качестве целей образования выступают теперь компетенции как результаты обучения. Такая переориентация направлена на повышение уровня получаемого образования и привела к новым подходам к планированию урока, которое является центральным элементом обеспечения качества обучения в целом и основой эффективного проведения отдельного урока. Кроме того, от качества выполненного планирования урока по физике зависит успешность взаимодействия с обучающимися и степень организации их на выполнение поставленных целей и задач.
Для того, чтобы соответствовать выдвигаемым требования к методам, определению предметного содержания и целям обучения физики, и поставленным конкретным задачам, а также последующему достижению запланированного качества обучения в целом, учителю необходимо приобрести соответствующие знания о новых дидактических моделях планирования, сформировать требуемые компетентности — например, в осуществлении планирования с учётом конечного результата или анализа учебной среды. Знать новые подходы к осуществлению выбора центральных элементов планирования урока, умение эффективно комбинировать их в сочетании с мотивацией обучающихся и учитывать факторы, определяющие специфику планирования и его ожидаемый результат — конкретные результаты практической деятельности, языковых задач — трёхъязычие у учащихся.
Как показывает опыт иностранных коллег из Сингапура, основной целью обучения при планировании учебного процесса является создание стимулирующей среды обучения, которая мотивировала бы учащихся к учебе на протяжении всей их жизни, для получения новых знаний и навыков. Сам процесс планирования обучения требует время и подход, реорганизацию учебных планов и обучение. При планировании, необходимо включать в процесс обучения также и ИКТ технологии, для того чтобы студенты развивали компетенцию для самостоятельного и совместного обучения на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, таким образом учащиеся становятся опытными и ответственными пользователями ИКТ, что является неотъемлемым требованием 21 века.
В будущем мы планируем опробовать метод «Flipped the classroom», что в переводе означает «развернутый класс, или развёрнутый урок», который описывает обратную методику традиционного обучения, где учащиеся в домашних условиях с помощью Интернета, знакомятся с новым материалом, как правило, через видео трансляцию урока в виде лекции, онлайн презентации и инструкции учителя, в то время как на уроках внимание уделяется упражнениям, заданиям или дискуссиям для развития практических навыков у учащихся.
Видео лекции часто рассматриваются в качестве ключевого ингредиента метода «Flipped the classroom», которые дают представления и вводные инструкции нового материала и изучаются студентами на дому. В традиционной методике, при объяснении учителем новой темы в классе, учащиеся запоминают только часть информации сказанного учителем и могут упустить важные моменты, которые могут сыграть свою роль не в пользу ученика. С обратной стороны, с помощью этой методики, учащиеся смогут просматривать видео лекцию, высланную учителем несколько раз.
Таблица 1
Сравнение традиционного обучения иобучения методом «Flipped the classroom»
Традиционное обучение |
Метод «Flipped the classroom |
Учитель в центре внимания |
Ученик в центре внимания |
Ученик как пассивный получатель информации |
Ученик как активный участник своего обучения |
Содержание материала изучается в классе |
Содержание материала изучается дома, а в классе развиваются практические навыки |
Домашнее задание выполняется дома |
Домашнее задание выполняется в классе |
Мел и лекция |
Применение различных технологий в процессе обучения |
С практической точки зрения, для эффективного планирования урока мы подготовили таблицу FILA, которая была по теме: «Электрический ток» в 9 и 8 классах, согласно программе в наших школах. Учащиеся, разбитые на минигруппы, во время изучения новой темы выдвигают гипотезы и предположения, а после переходят к заполнению таблицы (таблица 2).
Факты |
Идеи |
Вопросы |
Объяснения |
Движение частиц (электронов) в проводнике происходит при замыкании цепи тока |
Замыкание цепи тока является обязательным условием течения зарядов в проводнике |
Почему замыкание проводника цепи тока является обязательным условием для возникновения электрического тока? |
Движение заряда (электронов) обусловлено направлением частиц с меньшего потенциала (-) к большему потенциалу (+) |
Характеристика электрической мощности электроприборов показывает совершаемую работу тока |
Чем больше потребляемая электрическая мощность электроприбора, тем больше расходуется электроэнергия, потребляемая прибором, которая зависит от времени его работы |
Как сократить расход электроэнергии потребляемой электроприбором? |
Для понижения расхода электрической энергии электроприборам необходимо сократить время использования таковых приборов высоких мощностей |
Чем больше сопротивление проводника, тем меньшее количества заряда протекает через проводник |
Для разных электроприборов, согласно потребляемой ими мощности, используются разные проводники имеющие различное сопротивление |
Как можно объяснить тот факт, который говорит о том, что различные проводники имеют различные сопротивления? |
Сопротивление проводника зависит от поперечного сечения, его длины и удельного сопротивления |
Первый шаг проведения метода FILA — это создание группы. Учащиеся поделились на группы и перешли к самому интересному из шагов — генерации идей (рисунок 1). В течение урока, учащиеся показывали свои знания, пытались изменить условия эксперимента, научились выстраивать чёткую связь и понимание фактов, идей, вопросов и объяснения. Затем каждая группа давала своё объяснение данной проблеме, и из этих ответов получалась истина.
Рис. 1. Применение метода FILA на уроках физики
На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором развивается творческое мышление, необходимо использовать проблемное обучение в физике и частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации познавательной деятельности, а именно заполнение таблицы FILA. Ведь данный метод связан с постановкой перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих серьезных умственных усилий для своего разрешения и выполнения экспериментальных исследований. Смысл метода «Flipped the classroom» и таблицы «FILA» в классе опирается на активное обучение и взаимодействие ученика как с одноклассниками, так и с учителем. Значимость данных методик на уроках физики состоит в том, что у учащихся развиваются практические навыки.
Литература:
1. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. — М., 2000.
2. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.