В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.
Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.
На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический. Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты (этот тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации), этот тип не является, чем — то новым, он известен с давних времен, но обычно деление происходит именно по трем основным типам.
Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.
Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия:
‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде);
‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).
Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.
Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.
Весной, 2016 года, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели:
- Определить какой тип восприятия преобладает у школьников.
- Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему.
Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.
Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».
В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого.
Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на рисунке ниже.
Рис. 1 Результаты методики «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».
По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает кинестетический тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, далее визуальный, но разрыв у последних двух, минимальный.
Перед тем, как выявить, какой тип восприятия преобладает среди школьников, хотелось узнать, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, все 92 ученика ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к. большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени.
Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться.
Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия.
По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них:
Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи.
Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах.
Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это.
Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты.
Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух. Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса.
Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы.
Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания.
Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать.
Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.