Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.08.2016

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Тулузакова, Л. В. Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания / Л. В. Тулузакова, С. И. Авилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33360/ (дата обращения: 26.04.2024).



Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям, так важна.

Народная педагогика отражает мысли, ожидания и устремления народа, а также его образ жизни и самосознания. Ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков говорит, что педагогическая культура человечества возникла, как практика, как искусство воспитания — она древнее педагогической науки.

В народной педагогике существуют особые приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему.«С древних времен, пишет Лунина, — оптимизм рассматривали как плодотворная основа поведения человека. Философы прошлого подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающем миром и самим собой».

Народная педагогика — это совокупность семейно-общественных традиций, основой которых является культ дитяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия.

Все чаще взоры педагогов обращаются к опыту народной педагогики, в арсенале которой не последнее место занимала и занимает игрушка, и в первую очередь кукла.

Заинтересовать детей проще всего через основную деятельность дошкольного периода — игровую. Кукла является неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, русских обрядов, русского костюма одновременно являясь игрушкой в глазах детей, с помощью которой ребенок осознает свою национальную принадлежность.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые лучшие творцы кукол — дети.

Однажды принесли показать детям куклу, сделанную из кусочков ткани, рассказали про неё. Думали, ребята её посмотрят и вернуться к своим игрушкам, но тряпичная кукла так заинтересовала детей, что они играли в неё целый день, передавая из рук в руки, и даже иногда ссорились. Спросили: «Хотите познакомиться с другими куклами, похожими на эту?». Все проявили интерес, и на глазах детей появилась кукла из салфеток. У всех ребят был восторг. Вместе с детьми изучали, из каких материалов кукла изготавливается, рассказывали, для чего использовали ту или иную куклу. Незаметно для себя дети расширяли кругозор и приобщались к народной культуре.

Так, постепенно, в практику работы вошло изготовление русских народных кукол: и игровых, и обрядовых. В свободное время вместе с детьми мастерили кукол-пеленашек, кукол из мочала, Крупенички, бессонницы, тряпичных кукол. Все это постепенно развивало руки детей и воображение. Дети полюбили кукол, называли их ласково, играли в них. Разучивали с детьми потешки, песенки, читали сказки — знакомились с жанрами устного народного творчества. Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаемся в том, что элементы народной педагогики приносят радость детям, желание познавать и уважать историю своего народа, его культуру, а значит, любить нашу Родину развивают чувства гражданственности, ответственности за судьбу своего народа, родной страны.

Значимость и важность кукол в воспитании детей заключается:

Во-первых, куклы — самоделки убедительно отражают национальные обычаи, религиозные представления, бытовые условия и привычки народа;

Во-вторых, в незамысловатых человеческих фигурках из тряпок, соломы, мха, бересты, дерева, теста, бумаги, зачастую украшенным редким колористическим богатством, заключается большой игровой и творческий потенциал;

В-третьих, игры с куклами развивали и развивают самостоятельность и инициативность играющих, творческое отношение к тому, что сделано взрослыми, к собственным самоделкам. В сочетании реального и условного кроется творческий потенциал самодельной куклы, выявлявший наблюдательность детей, знание ими бытовых особенностей покроя национального платья, его отделки, цвета, формы головных уборов;

В-четвертых, изготовление кукол способствовало подготовке девочек к роли хозяйки в доме. В народе бытовало мнение, что девочка, умеющая хорошо шить игрушки, украшать их, ухаживать за ними, обязательно станет хорошей хозяйкой. Не случайно, при сватовстве о невесте судили по её детским и юношеским работам, в том числе по куклам;

В-пятых, играя с куклами в «свадьбу», «беседу», «дочки-матери», девочки органично совмещали элементы народной музыки, танца, театра, устной поэзии. В играх с самодельными куклами зарождался, развивался и совершенствовался тот культурный, нравственный и позитивный эмоциональный опыт, который старшее поколение стремилось передать младшему.

Мы хотим видеть своих детей знающими и любящими свою Родину. Разве смогут дети стать такими без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры? Необходимо, чтобы дети с ранних лет узнавали культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, и поговорки, сказки и произведения народного искусства, через колыбельные и потешки. Только в этом случае народное искусство — этот источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след. Народная педагогика несет в себе огромный заряд эстетического и нравственного идеала, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Она позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой она является.

Необходимо создать вокруг ребенка предметную этносреду, которая включает этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с педагогическим процессов во всех возрастных группах. Технология работы с детьми должна быть насыщена потешками, колыбельными песнями, пестушками, сказками, фольклорно-игровой деятельностью, пословицами, поговорками, загадками, считалками, народными играми. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры) — эти фольклорные формы вызывают эмоциональные отклик у детей, создают радостное настроение.

Литература:

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика под редакцией И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.
  2. Лебедева Н. Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М.; Элиста, 2003.
  3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учебно-методическое пособие. М., 2004.
  4. Образцов С. В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. Москва, 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукла, народная педагогика, народное искусство, глаз детей, народ, народная культура, творческий потенциал.


Похожие статьи

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству; ‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также

‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире

Развитие креативного потенциала у детей старшего...

ребенок, народное творчество, народное искусство, народная игрушка, креативный потенциал дошкольника, дошкольный возраст, образ, развитие воображения, воображение дошкольника, особая форма.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная.

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Святки. Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Влияние устного народного творчества на формирование...

Через устное народное творчество ребенок знакомится с особенностями культуры своего народа, традициями, осваивая их красоту и особенности. Фолькло́р (от англ. fоlk-lоre — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления.

— 207 с. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст, национальная культура, специфический процесс, исторический опыт.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

народное искусство, искусство, художественная деятельность, язык искусства, ребенок, способность, задача, художественное мышление, народный мастер, дальнейшее развитие.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Рассматривается опыт Д.А. Рытова «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

Похожие статьи

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству; ‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также

‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире

Развитие креативного потенциала у детей старшего...

ребенок, народное творчество, народное искусство, народная игрушка, креативный потенциал дошкольника, дошкольный возраст, образ, развитие воображения, воображение дошкольника, особая форма.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная.

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Святки. Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Влияние устного народного творчества на формирование...

Через устное народное творчество ребенок знакомится с особенностями культуры своего народа, традициями, осваивая их красоту и особенности. Фолькло́р (от англ. fоlk-lоre — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления.

— 207 с. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.

Развитие творческих способностей посредством приобщения...

ребенок, творческая деятельность, родной край, игрушка, народное искусство, художественное творчество, ранний возраст, национальная культура, специфический процесс, исторический опыт.

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста...

народное искусство, искусство, художественная деятельность, язык искусства, ребенок, способность, задача, художественное мышление, народный мастер, дальнейшее развитие.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Рассматривается опыт Д.А. Рытова «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

Задать вопрос