Привлечение инвестиций требует формирования эффективной инвестиционной политики, построенной на основе долгосрочного прогноза по приоритетным направлениям развития экономики и реализации тактических мероприятий, призванных усовершенствовать отдельные стороны инвестиционной деятельности. В современных условиях инвестиционная политика ЧР является определяющей в решении проблем государственного, политико-правового, социально-экономического, национального, духовного развития региона. Это обусловливается с одной стороны, усилением территориальной дифференциации в уровнях социально-экономического развития, обострением социально-экономической ситуации — с другой.
Инвестиционная политика должна быть направлена на создание благоприятного инвестиционного климата и улучшение социально-экономических показателей развития региона.
На сегодняшний день инвестиционная политика ЧР строится на разработанной нормативно-правовой и институциональной основе. Большое значение имеет Инвестиционная стратегия ЧР до 2025 г. Достижение целей и задач Стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося потенциала Чеченской Республики, а также обеспечения стабильности в региональном законодательстве.
В таблице 1. Приведена характеристика инвестиционной привлекательности муниципальных образований на территории Чеченской Республики.
Таблица 1
Сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности муниципальных образований Чеченской Республики
Наименование муниципальных районов и городских округов |
Инвестиционный потенциал |
Территориальный инвестиционный риск |
||
Возможность хозяйствующих субъектов инвестировать |
Вероятность привлечения свободных средств |
Уровень развития муниципальной экономики |
||
Ачхой-Мартановский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Веденский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Грозненский |
Средняя |
Высокая |
Средний |
Средний |
Гудермеский |
Высокая |
Высокая |
Высокий |
Низкий |
г. Гудермес |
Высокая |
Высокая |
Высокий |
Низкий |
Надтеречный |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Наурский |
Средняя |
Средняя |
Средний |
Средний |
Ножай- Юртовский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Урус-Мартановский |
Высокая |
Низкая |
Высокий |
Средний |
Курчалоевский |
Высокая |
Низкая |
Высокий |
Средний |
Сунженский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Шалинский |
Высокая |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
Шатойский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Шаройский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Шелковской |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
Итум-Калинский |
Низкая |
Низкая |
Низкий |
Высокий |
г. Грозный |
Высокая |
Высокая |
Высокий |
Низкий |
г. Аргун |
Низкая |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Муниципальные образования республики неравнозначны по своему инвестиционному потенциалу. Наиболее высоким потенциалом обладает г. Грозный, Гудермесский район и г. Гудермес. В сравнении с другими муниципалитетами Чеченской Республики на их территории ожидаемая норма прибыли будет выше, поэтому финансовые институты с большей вероятностью будут инвестировать именно в эти территориально- хозяйственные системы. Реализация инвестиционных проектов привлечет новые инвестиции, что впоследствии усилит межмуниципальное неравенство. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований Чеченской Республики в значительной мере определяется уровнем развития их экономики. Так, гг. Грозный, Аргун, Гудермес и Шалинский район лидируют по объемам промышленного производства (82,3 %, 2,8 %, 2 % и 4,8 % соответственно). Центрами сельскохозяйственного производства являются Шатойский (11,2 %), Грозненский (10,9 %), Гудермесский (10,6 %), Наурский (10,6 %), Надтеречный (8,9 %), Ножай-Юртовский (7,4 %), Шалинский (7,4 %), Урус-Мартановский (7,3 %) и Курчалоевский (7,2 %) районы. По обороту розничной торговли доминирует г. Грозный (53 %), Гудермесский район (19 %), в том числе г. Гудермес (13,6 %), Урус-Мартановский (6 %) и Шалинский (3,7 %) районы. Подавляющее большинство 88 платных услуг населению оказывается предприятиями муниципального образования «Город Грозный» (88 %). Диспропорция в социально-экономическом развитии муниципальных образований Чеченской Республики проявляется и в структуре размещения основных фондов: г. Грозный (70,9 %), Гудермесский район (4,6 %), в том числе г. Гудермес (3,7 %), Курчалоевский (2,6 %) и Урус-Мартановский (2,4 %) районы. Данные диспропорции приводят к неравномерному распределению трудоспособного населения, которое сосредотачивается в городах, где наиболее высокие заработные платы. Совокупность этих факторов определяет инвестиционную активность на территории муниципальных образований. В структуре инвестиций в основной капитал доминируют г. Грозный (59,6 %), Гудермесский район (19,6 %), в том числе г. Гудермес (4,2 %)
Таблица 2
Сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности муниципальных образований Чеченской Республики вразрезе отраслевой направленности
Муниципальное образование |
Животноводство |
Садоводство |
Виноградарство |
Пчеловодство |
Пищевая промышленность |
Добыча полезных ископаемых |
Производство строительных материалов |
Легкая промышленность |
Машиностроение |
Приборостроение |
Оптовая ирозничная торговля |
Туризм |
Ачхой-Мартановский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Веденский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Грозненский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Гудермеский |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
г. Гудермес |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Надтеречный |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Наурский |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Ножай-Юртовский |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Урус-Мартановский |
+ |
+ |
||||||||||
Курчалоевский |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Сунженский |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Шалинский |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Шатойский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Шаройский |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Шелковской |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Итум-Калинский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
г. Грозный |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
г. Аргун |
+ |
+ |
+ |
Важно учитывать, что рычаги решения многих проблем, от которых зависит формирование инвестиционной привлекательности территорий, находятся в ведение федеральных и региональных органов власти.
Это вопросы налоговой и финансово- кредитной политики, внешнеэкономической деятельности. Возможности органов местного самоуправления в данных направлениях существенно ограничены. Тем не менее, органы местного самоуправления должны использовать разнообразные методы по направлениям, указанным выше, также при выборе того или иного метода управления инвестиционной деятельностью необходимо учитывать специфику муниципального образования: географическое положение, социально- экономическую ситуацию, ресурсное обеспечение, экологическую составляющую, особенности инвестиционного процесса на данной территории и другие факторы.
Литература:
- http://economy-chr.ru Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики.
- http://investchechnya.ru Инвестиционный портал ЧР
- http://www.investinregions.ru/regions/chechnya/
- https://www.inproex.ru/passport/53