В условиях развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает именно региональная экономика (социально-экономическая система региона) – область научных знаний о размещении производительных сил, о сущностных основах экономики региона. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.
Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующей территории, развитие предприятий и организаций, а также приток инвестиций. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения руководства регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и территории, включая интересы населения.
Регионам дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. При этом важно подчеркнуть, что регион имеет ряд особенностей, такие как природные условия, социально-экономическое развитие, политическая история, национально-исторические и т.д. В универсальном экономическом словаре под термином «регион» подразумевается территориальные единицы, в том числе и субъекты Федерации (области, края, республики), отличающиеся друг от друга «совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев с особенностями национального состава населения» &#;1&#;</FONT>. Обозначенные особенности позволяют по разному отражать организацию экономических отношений на стадиях производства, обмена и потребления.<P> Необходимо отметить, что в каждом регионе есть свой, именно ему присущий, набор потенциально наиболее эффективных отраслей и видов производства. Так, Чувашская Республика, характеризуется в общероссийском территориальном разделение труда индустриальной направленностью и отличается преобладанием обрабатывающих отраслей.<P> Среди отличительных особенностей Чувашской Республики можно выделить демографические показатели, зависимость от минеральных ресурсов, зависимость от федерального бюджета, наличие мощного промышленного комплекса, потенциал инвестиционной сферы, наличие иностранных инвестиций. <P>Выгодное географическое положение не ставит перед Чувашией вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры, поэтому вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют, прежде всего, чисто экономический характер и связаны с созданием на территории Чувашии условий для достойной жизни и деятельности населения.<P> Стоит отметить, что макроэкономическая ситуация в экономике Чувашии в последние годы остается достаточно благоприятной, это характеризуют показатели роста производства промышленной продукции, возрастание объемов работ по виду деятельности «строительство», вве­денного жилья, розничного товарооборота, платных услуг населению, увеличение ре­альной заработной платой.<P> Как и многие другие<B> </B>субъекты Российской Федерации, Чувашия находится в постоянной конкурентной борьбе по созданию более привлекательного инвестиционного климата, с целью увеличения объемов инвестиций, используя при этом как традиционные направления повышения инвестиционного рейтинга, так и новые формы создания комфортных условий для привлечения инвестиций. К последним следует отнести формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, которые призваны минимизировать временные и финансовые затраты инвестора при реализации проектов за счет создания всей необходимой инженерной, деловой и социальной инфраструктуры.<P> Правительство Чувашской Республики создает необходимые условия для привлечения крупных международных и отечественных компаний к развитию своего бизнеса на территории региона, в республике постоянно ведется работа по улучшению инвестиционного климата посредством установления благоприятного налогового режима, создания условий для справедливой конкуренции, обеспечения бизнеса качественной инфраструктурой и минимизации административных барьеров.<P> В 2010 году рейтинговое агентство Эксперт РА оценило инвестиционную привлекательность Чувашской Республики как 3В1 (средний класс). За 2009-2010 годы по сравнению с предыдущими годами республика поднялась на более высокую ступень по туристическому потенциалу (41 место при 49-м за 2008-2009 годы), трудовому потенциалу (38 и 41), не изменился законодательный риск (58 и 58).<P> По заключению рейтингового агентства рейтинг Чувашской Республики отражает благоприятный график погашения долга, консервативную бюджетную политику и поддержку со стороны федерального правительства. Также аналитики Moody’s отмечают низкую стоимость обслуживания долга.<P> Чувашская Республика исторически относится к надежным и прогрессивным заемщикам. Высокая кредитоспособность региона подтверждается рейтингом международного агентства Moody’s Investor Service на уровне Ba2 прогноз стабильный. Следует отметить, что данный уровень рейтинга был первоначально присвоен в 2007 году и с тех пор не изменялся, что также свидетельствует о стабильно высоком кредитном качестве региона. Среди 83 регионов России Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным риском. <P>Динамичное развитие экономики Чувашии невозможно без создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства, создание условий для справедливой конкуренции, обеспечения бизнеса качественной инфраструктурой и минимизации административных барьеров.<P> В целях повышения эффективности инвестиционной политики и стимулирования процесса привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. Стратегическими задачами Программы являются: <UL> <LI><P>формирование мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций; <LI><P>снижение административных барьеров; <LI><P>финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций и инноваций; <LI><P>кадровое обеспечение инвестиционного процесса; <LI><P>формирование благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. </UL> <P>В целях развития инвестиционной деятельности в Чувашской Республике и содействия привлечению инвестиций в экономику в Чувашии приняты и постоянно совершенствуются законы Чувашской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» и ряд подзаконных актов.<P> 24 мая 2010 г. принят Указ Президента Чувашской Республики № 64 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства и совершенствованию системы тарифного регулирования в Чувашской Республике», направленный на расширение и повышение эффективности применения основных механизмов государственно-частного партнерства для модернизации и развития общественной инфраструктуры за счет привлечения инвестиционных, управленческих, технологических, кадровых ресурсов из частного сектора в инфраструктурные проекты. <P>Во исполнение вышеназванного Указа Президента Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 № 560 утверждена Республиканская программа реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры в Чувашской Республике на основе государственно-частного партнерства на 2010-2015 годы и на период до 2020 года.<P> В настоящее время федеральными органами исполнительной власти применяется практика выделения средств из федерального бюджета только при наличии проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Аналогичные требования выдвигаются и инвестиционными, и кредитными компаниями.<P> Представляется, что перечень проектов, подготовленный в данной Программе, будет открыт, ежегодно актуализироваться и расширяться по мере необходимости и позволит обеспечить привлечение дополнительных средств на реализацию инвестиционных проектов в заявленной сфере.<P> Необходимость принятия Программы в 2010 году заключалась в том, чтобы уже в текущем году имелась возможность привлечь внебюджетные средства либо подать заявки на получение средств из федерального бюджета на реализацию проектов ГЧП, софинансирование которых осуществлялось еще в 2010 году из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.<P> Кроме того, существующие в настоящее время законы Чувашской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» и «О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» направлены на поддержку частного бизнеса (предоставление инвесторам налоговых льгот, субсидирование части процентной ставки по привлекаемым кредитам и т.п.), а не публичного сектора экономики.<P> Закон с достаточной детальностью регламентирует развитие рынка проектов государственно-частного партнерства в регионе.<P> Закон направлен на создание на территории Чувашской Республики условий для стабильного развития государственно-частного партнерства, привлечение и эффективное использование материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических ресурсов его участников при реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы Чувашской Республики, повышение уровня жизни населения.<P> В целях обеспечения проведения единой государственной инвестиционной политики в Чувашской Республике, а так же создания благоприятных условий для эффективного использования инвестиционных ресурсов в соответствии с основными приоритетами экономической политики создан Совет по инвестиционной политике, который является постоянно действующим совещательным органом Кабинета Министров Чувашской Республики.<P> Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Законом Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. N 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, Положением о совете по инвестиционной политике ЧР.<P> Важно отметить, что в связи с усилением регионализации рынка большое значение имеет формирование эффективного инфраструктурного комплекса региона в инвестиционной сфере. Для выполнения современным предпринимательством своей роли стратегического фактора и основного внутреннего источника саморазвития экономики необходимо трансформировать общие условия воспроизводства, то есть, инфраструктуру таким образом, чтобы обеспечить возможность обслуживать предпринимательскую деятельность. Это требует проникновения предпринимательских начал в инфраструктурный сектор экономики на федеральном и региональном уровнях <FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>2<FONT FACE="Symbol">&#;</FONT>.<P> В целом инвестиционная политика Чувашской Республики, направленная на формирование условий по улучшению инвестиционного климата, создание привлекательного имиджа региона, привлечение бизнеса из других стран и субъектов Российской Федерации, позволит в ближайшее время повысить инвестиционный имидж Чувашии и сформировать основы эффективного развития экономики региона.<P> <BR /> <P>Литература: <OL><LI> Кетова Н., Овчинников В. Региональная экономика: Универсальный учебный словарь. Ростов-на-Дону, 1996. С.356</OL> <B>Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе // Электронный журнал Управление экономическими системами (24), 4/2010. - http://www.uecs.ru/logistika/item/262-2011-03-24-13-19-17</B>