Маркетинг территорий: обеспечение привлечения инвестиции | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 1464 раза

Библиографическое описание:

Позднякова, Ж. С. Маркетинг территорий: обеспечение привлечения инвестиции / Ж. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/814/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается сущность понятия «маркетинг территорий», рассмотрена взаимосвязь между маркетингом и инвестициями. Объектом исследования выступила Челябинская область. На территории, которой сегодня сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, область обладает развитой инфраструктурой, привлекательными для инвестирования объектами недвижимости.

Высокая инвестиционная привлекательность — залог экономической стабильности и конкурентоспособности любого региона. Чем больше приток инвестиций в него, тем выше его благосостояние и лучше перспективы развития. Эффективным инструментом для привлечения инвестиций является маркетинг территории. Кажется, что привлечь инвестиции в регион просто — достаточно создать в нем достойные условия, и инвесторы потянутся сами. Но современный мир устроен сложнее, чем иногда, кажется, и огромное значение в нем играет информация и управление ею.

В России о маркетинге территорий как о сфере деятельности заговорили в 1993 году, стало понятно, что имидж территории нужно поднимать не только силами бизнеса, но и необходимо задействовать органы государственного муниципального управления. Сегодня всё чаще говорят о том, что маркетинг территорий можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиции.

В условиях России первым кто обратил внимание на данный вид деятельности, стал А. П. Панкрухин, который обобщил взгляды и суждения ряда западных ученых, определив территориальный маркетинг как деятельность, осуществляемую в интересах территории [1, с. 22].

Нами маркетинг территорий определяется как целенаправленная деятельность по разработке и внедрению комплекса мероприятий, которые способствуют удовлетворению социально-значимых интересов территории, а также внешних по отношению к территории потребителей, во внимании которых заинтересована территория.

Конечной целью мероприятий маркетинга территорий является активизация экономической жизни территории через привлечение капитала извне для создания и развития бизнеса. Его главная задача — повышение привлекательности региона и, следовательно, его конкурентоспособности и благосостояния. Активный маркетинг территории уже давно стал устоявшейся практикой в регионах большинства развитых стран. Его используют передовые субъекты федерации и города России. Для успешной конкуренции в современных условиях сегодня недостаточно бессистемных маркетинговых действий, направленных на решение узких текущих задач, необходимо иметь четкое позиционирование, комплексную стратегию продвижения, вести работу по созданию максимально положительного имиджа и репутации.

Нужно понимать, что маркетинг территории направлен на продвижение продуктов, услуг, товаров, предприятии, отраслей, которые наиболее интересны для территории и конечно для привлечения в эти отрасли инвестиции. И для достижения этой цели нужно разрабатывать конкурентную политику регионов. А конкурентная направленность будет выражаться в создании лучших, по сравнению с другими территориями, условии ведения бизнеса, обучения, туризма, проживания и условии для инвестирования.

Объектом нашего исследования стала Челябинская область, которая в современных границах действует с 6 февраля 1943 года. Административно — территориальное устройство Челябинской области — территориальная организация Челябинской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, выступающая организационно- правовой основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении государственными и общественными делами.
К административно — территориальным единицам Челябинской области относятся: города с территориальным районом, города, районы, поселки городского типа, сельсоветы. В состав Челябинской области входят 313 муниципальных образовании, в том числе 16 округов, 27 муниципальных районов, 243 сельских и 27 городских поселений [2].
По итогам 2014 года среди регионов Челябинская область занимает:
 1 место по производству проката и стали;
 2 место по производству продукции птицеводства;
 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах;
 11 место по строительству жилья;
 12 место по обороту розничной торговли;
 15 место по рублевым инвестициям.
Приоритетным направлением экономической политики согласно «Прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (постановление Правительства Челябинской области от 21.10.2015 г. № 502-П) является привлечение инвестиции, но при этом отмечается, что инвестиции в основной капитал снизятся при базовом варианте на 4 процента, при умеренно-оптимистичном варианте — на 2 процента и составят 221,0 и 225,7 млрд. рублей, соответственно.

В 2015 году по результатам сводной интегральной оценки в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации Челябинская область вошла во вторую группу из пяти «Регионы с комфортными условиями для бизнеса», при этом улучшив показатели 2014 года. На территории Челябинской области сегодня сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, область обладает развитой инфраструктурой, привлекательными для инвестирования объектами недвижимости.

Проанализировав инвестиционную деятельность на территории региона можно увидеть, что основной объём инвестиции направлен на следующие виды деятельности в соответствии с рисунком 1:

Рис. 1. Виды деятельности, приоритетные с точки зрения инвесторов

Исходя из полученных данных, следует отметить, что Челябинск продолжает ассоциироваться с промышленностью и производством. Имидж города Челябинска и Челябинской области базируется на историко-культурных особенностях и промышленной специализации региона, хотя в последние годы органы власти взяли курс на развитие новых тенденции в области имиджа: туризм, проведение спортивных мероприятии международного формата.

Анализ стратегических факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Челябинской области, обусловлен тенденциями развития российской экономики в долгосрочной перспективе, предполагающими усиление роли инвестиционного компонента в экономическом росте, усиление его зависимости от состояния делового и инвестиционного климата. Всемирный банк определяет деловой и инвестиционный климат как наличие возможностей и стимулов у компаний к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности.

Разработанная инвестиционная стратегия предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров в рамках двух сценариев:

  1. стабилизационно-инерционный — основан на складывающихся тенденциях и имеющихся инвестиционных планах крупных компаний;
  2. индустриально-модернизационный — основан на ускоренном развитии промышленного комплекса, машиностроения, стройиндустрии и туризма в условиях благоприятной мировой конъюнктуры [3].

Об успешности инвестиционной деятельности говорят данные Министерства экономического развития Челябинской области, в 2014 году на территории были введены в действие 320 новых объектов, в том числе 88 промышленных, 47 объектов социального быта, 185- объектов малого бизнеса на которых создано 3020 рабочих мест [4].

Анализируя данные Министерства экономического развития за январь-июнь 2015 года, можно увидеть, что объем инвестиции в основной капитал составил 76, 4 млрд. рублей.

Среди источников инвестиции выделяют:

  1. Собственные средства;
  2. Привлеченные средства, в том числе бюджетные средства, кредиты банков, средства организации и населения, привлеченные для долевого строительства, заемные средства других организации, средства вышестоящей организации.

Основными объектами вложении инвестиции стали: здания (кроме жилых), помещения, машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь.

30 ноября 2015 года прошло совещание у заместителя Губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова по теме внедрения в Челябинской области муниципального инвестиционного стандарта, а также создания Агентств инвестиционного развития в крупных муниципальных образованиях Челябинской области. Целью агентства станет создание благоприятного инвестиционного климата и комфортной среды для реализации инвестиционных проектов на территории. Исходя, из цели определены следующие задачи: работа с инвесторами в режиме «одного окна», сопровождение инвестиционных проектов, привлечение инвестиции на территорию, реализация политики по улучшению инвестиционного климата.

В условиях рыночной экономике выигрывает тот, кто предложит лучшую идею, товар или услугу. Маркетинг территории муниципального образования видит своей целью формирование имиджа, положительной репутации и обеспечение конкурентоспособности, что позволит стать более привлекательным для инвестора и решить проблемы социально-экономического развития территории. Очень редкими являются случаи, когда внешний инвестор готов полностью инвестировать какой-либо проект, поэтому приходится долю инвестиционных расходов нести и самому муниципальному образованию, то есть за счет бюджета.

Нужно отметить, что сегодня в регионе для инвесторов создан ряд условий:

  1. Челябинская область является пилотным регионом по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (выполнены все 15 требований Стандарта);
  2. Создана взаимосвязанная система нормативно-правовых актов по защите прав инвесторов;
  3. Внедрена система взаимодействия с инвесторами по принципу «Одного окна»;
  4. Инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество организаций;
  5. Утверждена схема территориального планирования области, приняты документы территориального планирования во всех муниципальных образованиях;
  6. Создаются инвестиционные площадки, оснащенные инфраструктурой, на которых земля сдается в аренду (продается) на льготных условиях.

На инвестиционном портале значится, что Челябинская область сохранила положительную динамику темпа роста, в то время как в среднем по России он оценивается на уровне 97,5 процентов среди крупных введенных проектов запуск двух новых энергоблоков по 400 мВт каждый энергетического комплекса Южноуральская ГРЭС-2 в Южноуральске, восстановление электрической мощности турбогенератора № 1 ТЭЦ в Миассе, реконструкция листопрокатного цеха № 1 Ашинского металлургического завода, запуск печи по производству ферросилиция на ОАО «ЧЭМК», открытие нового производства экструзивного профиля из алюминия на ОАО «Златмаш» в Златоусте. В Снежинске в рамках строительства завода по производству специальных электрических машин введена в эксплуатацию линия по производству электрических преобразователей [4].

Наиболее существенным недостатком социально-экономического развития Челябинска называется тяжелая экологическая ситуация и высокая вероятность техногенных аварий в ряде районов и городов в связи с перенасыщенностью экологически опасными производствами.

Для того чтобы территория стала более привлекательна для инвестора нужно разработать стратегию развития, маркетинговую стратегию, развивать инфраструктуру, проявлять конкурентные качества, разрабатывать информационные материалы.

Таким образом, нужно понимать, что маркетинг территории становится важнейшим инструментом повышения инвестиционной привлекательности, направленным на постоянное продвижение положительной информации о регионе с целью создать благоприятное отношение к ней, к продукции и услугам и местным условиям ведения бизнеса.

Литература:

  1. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А. П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — с. 15.
  2. http://pravmin74.ru — официальный сайт Правительства Челябинской области.
  3. http://www.econom-chelreg.ru/economicsstrateg?article=2912 — официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области.
  4. http://www.econom-chelreg.ru/ — официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области.
  5. http://www.oblinvest74.ru/ru/ — инвестиционный портал Челябинской области.
Основные термины (генерируются автоматически): челябинская область, маркетинг территории, вид деятельности, инвестиционный климат, инвестор, маркетинг территорий, территория, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционная деятельность, инвестиционная привлекательность.

Похожие статьи

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаю...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона

В статье будет рассматриваться один из новых подходов развития региона для России — брендинг территории. Автором предпринята попытка систематизировать научные определения данной категории, рассмотрен основной понятийный аппарат. Сконцентрировано вним...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой экономики

Статья посвящена возможностям управления и продвижения брендов, товаров, услуг, идей в интернете с помощью SMM — инструментов. Рассмотрены предпосылки развития социальной среды в интернете. Преимущества, решаемые задачи, критерии эффективности исполь...

Рынок кредитования субъектов среднего предпринимательства

Статья посвящена малому и среднему предпринимательству. В современных экономических условиях развития малого и среднего предпринимательства признано приоритетным направлением в Российской Федерации. Создание благоприятных условий для ведения малого и...

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Современные трекеры для IT-команд: выбор, функциональность, тенденции

В современном мире информационных технологий эффективное управление IT-командами становится все более важным аспектом успешной работы предприятий. Одним из ключевых инструментов для координации задач, контроля процессов и повышения производительности...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Похожие статьи

Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма

В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаю...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона

В статье будет рассматриваться один из новых подходов развития региона для России — брендинг территории. Автором предпринята попытка систематизировать научные определения данной категории, рассмотрен основной понятийный аппарат. Сконцентрировано вним...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой экономики

Статья посвящена возможностям управления и продвижения брендов, товаров, услуг, идей в интернете с помощью SMM — инструментов. Рассмотрены предпосылки развития социальной среды в интернете. Преимущества, решаемые задачи, критерии эффективности исполь...

Рынок кредитования субъектов среднего предпринимательства

Статья посвящена малому и среднему предпринимательству. В современных экономических условиях развития малого и среднего предпринимательства признано приоритетным направлением в Российской Федерации. Создание благоприятных условий для ведения малого и...

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Современные трекеры для IT-команд: выбор, функциональность, тенденции

В современном мире информационных технологий эффективное управление IT-командами становится все более важным аспектом успешной работы предприятий. Одним из ключевых инструментов для координации задач, контроля процессов и повышения производительности...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Задать вопрос