Летит старый орел над горами, несет на спине орленка и говорит: «Видишь, я нес тебя через горы, через моря. Мне тяжело, но я несу своего сына из последних сил. А ты, когда станешь взрослым и сильным, а я буду старым и слабым, понесешь ли ты меня на своей спине»? «Нет, — отвечает орленок, — когда я стану большим, я понесу на спине своего сына».
Данная притча, приведена неспроста, она как нельзя лучше отражает ситуацию в современном обществе нашей страны. В Европе старые родители в большинстве случаев не нуждаются в помощи детей. У нас, зачастую, дети не имеют возможности помочь своим пожилым родителям. И даже напротив старики из своих крохотных пенсий, до последнего, стараются помочь своим уже взрослым детям. Известны случаи, когда родители оставляют квартиры своим детям, внукам и уходят в свой новый дом и «семью» — пансионат ветеранов труда.
Статистика свидетельствует: в США половина людей пенсионного возраста проживает в домах-интернатах для престарелых. В Европе процент этот пониже, но тенденции все равно налицо: при наступлении 60–70 лет жители западных стран стремятся переехать на отдельное место жительства, поскольку ни образ жизни, ни сам дом детей их не удовлетворяют. И это, несмотря на то, что развития система клубов, домов отдыха и даже туристических агентов для пожилых людей, позволяет им практически все время проводить в кругу людей своего возраста.
Дом Престарелых (Shltered Housing) специально приспособленное (или адаптированное) учреждение, отвечающее потребностям и нуждам людей пожилого и старческого возраста, которые способны осуществлять самостоятельный уход за собой.
В России статистика, и отношение к домам престарелых другие. Прежде всего, со стороны общества, общественного мнения, и, как следствие, со стороны государства.
Прежде всего, несколько слов об общественном мнении. К сожалению, годы капиталистических отношений не позволили многим избавиться от социалистического ханжества и лицемерия. Пример тому история, случившаяся в одном из маленьких городков Ленинградской области. Жила-была семья: оба инженеры на местном заводе, двое детей, зарплата низкая. У главы семьи тяжело заболела мать — становится, выражаясь языком медиков, «лежачей». Перед семьей встает дилемма: или кому-то увольняться с работы и сидеть с ней или — «сдавать». Посчитали заработки и выбрали второе. Через некоторое время после этого в местной газете появилась статья доброхотов-соседей о том, какие негодяи живут в городе, как они могли родную мать отправить в интернат и т. п. Газета еще и от себя добавила: как, мол, мораль опустилась в последние годы. Финал истории таков: жена главы семьи вынуждена была под давлением «общественности» уволиться с работы, чтобы ухаживать за лежачей больной, денег нет, дети недоедают, даже одежду в школу не на что купить. «Общественность» не помогает ни рублем. Конечно не вызывает случай вопиющий, но гораздо больше просто безвыходных ситуаций: волею случая в однокомнатной квартире (а то, и комнате) оказывается молодая семья с престарелым дальним родственником или вообще не родственником.
Рождение детей только усугубляет ситуацию. Объективно, выход из этого положения один — дома-интернаты. Почему на Западе переход пожилого человека в такой дом не вызывает протестов ни у окружающих, ни у него самого, а у нас начинается крик о морали? Прежде всего, потому, что представление о доме-интернате, почерпнутое из фильмов и книг, — как о некоем подобии кладбища, где нет ни питания, ни медикаментов, ни ухода. Даже связанные с социальной сферой специалисты высказывают мнение, что «в таком доме старики живут неделю — две».
Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» был открыт 1994 году.
Предметом деятельности организации является оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, достигшим пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), и совершеннолетним инвалидам Ι или ΙΙ группы, в том числе страдающим психическими заболеваниями, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и осуществления мероприятий социального сопровождения перечисленным лицам.
Задачами деятельности учреждения являются:
— социальная защита проживающих (услуга) в пансионате путем стабильного материально-бытового обеспечения, организация ухода, отдыха, досуга и создания, наиболее оптимальных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
— содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Целью деятельности учреждения является: обеспечение получателям услуг, в том числе инвалидам и иным маломобильным гражданам, равные возможности для реализации своих прав и свобод, в том числе равное право на получение всех гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых учреждением.
Тольяттинский пансионат «Ветеран» рассчитан на 330 коек, но в настоящее время в нем проживает 353 человека, из них — 180 мужчин, 173 — женщины.
Средний возраст проживающих 69,5 лет (17–18 лет — 1 человек; 19–45 лет — 21; 46 и до пенсионного возраста — 56; от пенсионного до 80 лет – 201; 81–90 лет — 62 человека; 90–100 лет — 7 человек).
В пансионате два отделения. В отделении «Милосердия» 225 человек, в отделении сохранных — 128 человек. На постельном режиме (лежачие) — 98 человек.
За прошедший 2015 год поступило 55 человек (из дома – 33, из социального приюта-4, из другого пансионата – 13, бомж – 1, прочие – 4). За истекший год умерло — 49 человек.
Кроме того, 246 проживающих пансионата имеют детей, 107 — одинокие люди. Образование: неграмотные — 11, начальное — 263, среднее — 60, высшее — 19.
Конечно же, нас интересовал вопрос о здоровье проживающих. Многие из них имеют по два-три диагноза. Преобладают заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, болезни глаз и другие.
В пансионате работает 295 человек, из них — 186 медицинских работника (4 врача, 70 м/сестер, 112 санитарок).
Проведенное студентами анкетирование проживающих, позволило сделать следующие выводы, что причинами проживания в пансионате являются:
— вынужденная ситуация (отсутствие жилья) — 45 %;
— нежелание стеснять детей — 22 %;
— состояние здоровья — 33 %.
В пансионате для проживающих созданы хорошие условия для лечения и реабилитации заболеваний, что было отмечено всеми респондентами во время анкетирования. Работают кабинеты массажа, физиотерапии, эмоциональной разгрузки, ароматерапии, фитобар.
Зал лечебной физкультуры оснащен разнообразными тренажерами и инвентарем. Каждое утро проживающие пансионата спешат в зал, чтобы встретиться со своим любимым инструктором ЛФК и поверить в выздоровление.
По назначению врачей пансионата проводятся сеансы массажа и современных физиотерапевтических процедур.
Пожилые люди и инвалиды с удовольствием посещают фитобар, где готовятся целебные травяные чаи и отвары. Сама обстановка в баре располагает к общению и отдыху. Руками медработников украшен зал красивыми поделками из природного материала. В процессе лечения у проживающих отмечается значительное улучшение самочувствия и настроения, ослабление симптоматических болезней.
Желающие могут заниматься шитьем, вязанием, вышивкой в кабинете трудотерапии. Собрана большая библиотека. Любимые книги проживающих: любовные романы и детективы. Проживающие охотно обсуждают друг с другом прочитанную литературу.
В пансионате применяются различные методы психотерапии. Для снятия тревоги и эмоционального напряжения проводятся сеансы ароматерапии. В кабинете создана обстановка для расслабления организма при помощи музыки, ароматических масел и «пения птиц».
Учеными доказано, что с возрастом, теряя физические силы, человек длительное время сохраняет интеллект и стремление к духовной жизни. Ему свойственны эмоциональные переживания, живое участие и свое отношение к окружающему миру. Это отражается в стихах, музыке и песнях, которые проживающие пишут сами.
Есть люди, которые нашли свои вторые половины и создали семьи. В пансионате, таким «молодоженам» выделяют отдельную комнату и создают все условия для укрепления таких семей. На вопрос: «Считаете ли вы пансионат своим домом?», 87 % анкетированных ответили: «Да!».
Хотелось бы немного рассказать о деятельности студентов Тольяттинского медицинского колледжа. В течение 20 лет работы колледжа на базе пансионата студенты с любовью ухаживают за престарелыми, тяжелобольными, инвалидами. Ежегодно администрация пансионата благодарит студентов за оказанную помощь.
Глядя на некоторых пациентов, казалось, что они разучились улыбаться, но внимание и забота студентов и сотрудников научила это делать вновь. Они ждут студентов и радуются, рассказывают о своей жизни, о родных и близких. Хотят услышать от студентов слова сочувствия и, возможно, даже жалости — в этом они так похожи на детей.
Научить студентов сопереживать боль инвалида, радоваться, что сегодня кто-то пошел на поправку — одна из задач преподавателей колледжа. Преподаватели на практике учат все делать осторожно, с улыбкой и любовью — кого-то надо посадить или перевернуть, расправить или поменять белье, подстричь ногти, покормить, что-то подать. Но, главное для них, находящихся здесь и помнящих другую жизнь, нужна поддержка, общение.
В настоящее время в пансионате трудятся выпускники Тольяттинского медицинского колледжа, которые работают так, как их научили наши преподаватели — с любовью и заботой об одиноких людях.