1 сентября 2016 года в силу вступает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт направлен на обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся, имеющих особые образовательные потребности, на повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подходов в образовании, повышение конкурентоспособности выпускников, формирование комфортной социокультурной среды в образовании и включение родителей в образование школьников [4].
Наибольшую группу детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с задержкой психического развития. Под задержкой психического развития (далее ЗПР) в современной литературе описываются довольно разные категории детей, для которых характерно временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложненное рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения [2, 3].
У детей с ЗПР в разной степени наблюдаются какие-либо нарушения внимания, памяти, восприятия и/или других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ЗПР Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО) представлена в двух вариантах: вариант 7.1 для обучающихся с ЗПР к моменту поступления в школу достигших уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме со сроком обучения 4 года и вариант 7.2 для обучающихся с ЗПР к моменту поступления в школу с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы со сроком обучения 5 лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.
Результаты немногочисленных исследований показывают, что у школьников с особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, метапредметные учебные действия. Эти школьники затрудняются предлагать общие приемы решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на варианты решения задач. Им трудно понимать смысл художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи. Учащиеся с особыми образовательными потребностями испытывают сложности в формировании и реализации компонентов универсальных учебных действий, связанных с организацией учебной деятельности — регулятивных. Это выражается в неумении поставить цель, в несоблюдении (или формальном соблюдении) основных этапов деятельности, т. е. целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, а также коррекции и оценки результатов. Кроме того, у этих обучающихся недостаточно сформирована саморегуляция деятельности, в особенности — волевой аспект.
Особые трудности вызывает овладение коммуникативными универсальными учебными действиями, обеспечивающими социальную компетентность. Школьники с ограниченными возможностями здоровья часто не учитывают разные точки зрения собеседников, не стремятся к сотрудничеству; не умеют четко формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в конфликтной ситуации; затрудняются задавать вопросы, контролировать себя и партнера, адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, продуктивный диалог [5].
Именно поэтому обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование Адаптированной основной образовательной программы (с программой коррекционной работы), специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций [1].
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. И именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Метапредметные навыки — это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов [6].
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [4].
Для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных школах организовывается инклюзивное обучение, то есть совместное обучение нормально развивающихся детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных классах.
Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Основная цель общеобразовательного учреждения — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Задачи педагога — организация в классе безбарьерной, предметно — развивающей среды; создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития корректировать их развитие создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы; адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности; создание как можно больших возможностей для их самостоятельной жизни; привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса; организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Для повышения качества коррекционно-развивающей работы необходимо выполнение следующих условий: формирование УУД на всех этапах учебного процесса; обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать; побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью; установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу; максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу; использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса: работа в парах (объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища); групповая работа по одной теме (объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы); ученик вместо учителя (объясняет тему); подготовка сообщения по теме. Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Организация работы учащихся базируется на следующих этапах:
- Ориентировочный: учитель четко формулирует задание (главное слово — существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род, число, падеж, подчеркнуть и т. д. (выбор остается за ребенком);
- Исполнительный: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку);
- Контрольно-оценивающий: на этом этапе важно, чтобы дети понимали критерии оценивания работы каждого ее участника (активность, результат, главный эффект — рефлексия). Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей. Учитель подбирает необходимый наглядный материал — картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания. У детей формируются умения самообучения, контроля и оценки. В то же время ученик, в процессе совместной работы с классом усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные проблемы. В такой ситуации выигрывают все ученики.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности. Стандарт предлагает 1–2 часа ритмики и не менее 5 часов внеурочной деятельности, носящей коррекционно-развивающий характер. Эти занятия должны быть использованы на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи, совершенствования мыслительных операций и мелкой моторики, то есть направлены на формирование именно тех важнейших и необходимых умений, которые нужны конкретной группе детей или отдельному ребенку для успешного овладения метапредметными учебными действиями.
К сожалению, не во всех школах есть такие специалисты, как психологи, дефектологи и логопеды. К счастью, их можно привлекать из других организаций, создавая сетевое взаимодействие. Но, так как специалисты очень сильно загружены своей работой, то, чаще всего, вся нагрузка по коррекционно-развивающей работе ложится на плечи педагога. А поскольку не все педагоги в должной мере владеют специальной психологией и педагогикой, то, на мой взгляд, самый оптимальный вариант — составление программы внеурочной деятельности совместно с логопедом (дефектологом) или психологом, где специалисты помогут педагогу провести входную диагностику, подобрать наиболее эффективные упражнения для устранения дефекта и составить мониторинговые исследования после прохождения каждого блока программы, а затем, просмотрев (проанализировав) полученные результаты предложат работу по дальнейшей коррекции.
Есть еще один немаловажный ресурс в работе с детьми ЗПР — это родители. Очень часто бывает так, что они остаются в стороне от процесса воспитания и обучения (образования). Стандарт же предлагает проводить не только просветительскую работу с родителями, но и сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, вовлекая в различные школьные и классные мероприятия. Очень многие родители ввиду разных причин (занятость на работе, образовательный уровень, состояние здоровья и т. д.) не задумываются о том, какую огромную роль в воспитании ребенка играет семья, как на развитие их дитя влияют внутрисемейные отношения, семейные традиции, отношение родителей к детским переживаниям, к вредным привычкам, к спорту, чтению и т. д.). Задача педагогических работников не только об этом рассказывать, но и помогать родителям самосовершенствоваться вместе с детьми в вопросах обучения и воспитания.
Итак, из-за определённых индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития универсальные учебные действия формируются сложнее. Поэтому, для того чтобы помочь детям успешно осваивать образовательный стандарт, в школе создаются специальные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей. Для этого в образовательном учреждении разрабатывается специальная система работы, которая отражается в Адаптированной основной образовательной программе (в программе коррекционной работы, программе внеурочной деятельности), согласованной работе учителя начальных классов со специалистами и (или) педагогами, реализующими программу коррекционной работы и родителями (законными представителями) обучающихся. Каждое образовательное учреждение разрабатывает свои модели и подходы к формированию метапредметных результатов. В этом вопросе оно опирается на разработанные и утвержденные примерные образовательные программы, опыт работы коррекционно-развивающих и интегрированных занятий с детьми ЗПР (своих педагогов и педагогов специальных (коррекционных) школ VII вида), на новые научные исследования в области коррекционной и (или) инклюзивной педагогики и психологии и исходит из кадрового обеспечения (используя возможности сетевого взаимодействия) и материально-технических условий.
Литература:
- Калашникова С. А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Школьная педагогика. — 2015. — № 2.
- Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. http://www.studfiles.ru/preview/2379729/
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Лекция № 2 ЗПР. Понятие «задержка психического развития». http://www.studfiles.ru/preview/3349580/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2004 № 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / http://минобрнауки.рф/documents/5132
- ФГОС: Выявление особых общеобразовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачевой. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
- Формироваие метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС. М. В. Литовченко http://www.zavuch.ru/methodlib/427/116175/#sthash.LAuSXMFf.dpbs