Автор: Панфилова Ольга Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 28.07.2016

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Панфилова О. И. Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 484-488.



В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Ключевые слова:компетентность, компетентностный подход, условия повышения профессиональной компетентности

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включают как формирование предметных и метапредметных, так и личностных результатов, что предполагает акцентирование особого внимания эффективной воспитательной деятельности учителей.

Анализ существующей теории и практики вопроса свидетельствует об активном распространении в мировой образовательной практике компетентностного подхода, повышении компетентности педагогических работников.

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только имеет необходимый уровень знаний, умений, навыков, но может эффективно реализовать их в собственной профессиональной деятельности. Ученые определили, что компетентность представляет собой целостное социально-профессиональное качество, которое позволяет педагогу быть успешным в своей профессиональной деятельности и в ходе взаимодействия с окружающими.

Компетентностный подход, постулируемый в нормативно-правовых актах современного образования, предполагает совокупность следующих компонентов:

− готовность к проявлению компетентности (мотивационный компонент),

− когнитивный (знаниевый) компонент, опыт применения знаний в разных ситуациях (операционально-технологический компонент),

− проявление отношения к содержанию компетентности и объекту ее воздействия (ценностно-смысловой компонент),

− особенности регуляции процесса (эмоционально-волевой компонент) [10].

Компетентностный подход, утверждает А. Г. Бермус, представляет собой современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.), который не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин [2]. Д. А. Иванов полагает, что в центре компетентностного подхода — результат образования, но это не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [5].

По мнению Е. Я. Коган, компетентностный подход в образовании представляет собой принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции педагога и обучающихся; данный подход ориентирован на глобальные преобразования как методической базы, так и сознания в целом [7].

Обращение методологов образования в сторону компетентностного подхода, согласно исследованиям В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова, связано со следующими положениями:

− происходящие изменения в обществе, ускорение темпов социально-экономического развития;

− поиски новой парадигмы образовательного процесса, в которой найдут свое отражение изменения системы, ориентированной на воспитание таких качеств личности, как мобильность, динамизм, конструктивность, профессионализм;

− процесс модернизации целей и содержания общего и профессионального образования согласно запросам общества и потребностям личности;

− развитие процессов информатизации, способствующих тому, что вся система профессиональной подготовки изменяется за счет возрастания потоков информации;

− необходимость принципиально новых подходов к организации образования, стимулирующих педагога и обучающегося к постоянному самосовершенствованию, рефлексии и самооценки педагогической деятельности [1].

В современной ситуации глобализации и информационных технологий, компетентность педагогов имеют важнейшее значение. Это свидетельствует о том, что высококвалифицированные кадры, подготовленные на уровне мировых стандартов, глубоко овладевшие всеми гранями передовой науки и знаний, высококлассные профессионалы — это самые востребованные ресурсы в мире. В связи с этим актуальность приобретает совершенствование существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.

На настоящий момент еще не сложилось четкого и единого мнения о структуре и особенностях компетентности. Также не исследована ее специфика в области среднего профессионального образования. Даже само разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» довольно нечеткое. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить, по крайней мере, два подхода при сопоставлении этих терминов. Представители первого подхода используют эти понятия как идентичные. Представители второго подхода — разделяют их, при этом большинство понятие «компетентность» считает более широким, описывающим конечный результат обучения, в то время как понятие «компетенция» считается более узким, характеризующим ориентир «знаю, как делать». По свидетельству Г. К. Селевко, оба эти понятия гораздо шире применяемых ранее в педагогике понятий «знания, умения, навыки». В связи с тем, что затрагивают особенности направленности личности, а также такие характеристики мышления, как гибкость, проницательность, креативность [14]. Близкой показалась нам и позиция А. В. Хуторского, который компетенции рассматривает как требования к подготовке обучаемого, а компетентность — как некое сложившееся личностное качество [17].

В рамках компетентностного подхода И. П. Мединцева выделяет два базовых понятия:

  1. компетенция — совокупность различных качеств личности, связанных с определенным кругом предметов и процессов;
  2. компетентность — владение, обладание индивидом соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10].

Для реализации компетентностного подхода в средних учебных заведениях разными авторами выделяются области основных компетенций, которые в дальнейшем будут проявляться как компетентности. Так, например Н. П. Шуберт, Е. В. Замара выделяют компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности; к человеку как к личности и субъекту деятельности и общения; к социальному взаимодействию человека [18].

К сущностным характеристикам компетентности ученые (Л. П. Алексеева, Л. Д. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская и др.) относят следующие:

− компетентность отражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и является связующим звеном между ее компонентами;

− компетентность в широком смысле понимается как углубленное знание определенной научной области или сформированное умение;

− компетентность подразумевает постоянное расширение и преобразование знаний, владение новой информацией для эффективного решения профессиональных задач в конкретное время и в конкретных условиях;

− компетентность включает в себя и содержательный, и процессуальный компоненты.

Педагогика развития компетентности, считает М. В. Клячина, — это педагогика развития, а в современной педагогической практике ведущим образовательным режимом выступает режим инновационных технологий обучения [6].

О профессиональной преподавательской деятельности в свете компетентностного подхода писали В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Д. А. Махотин, Н. Н. Михайлова, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и другие. Исследователи едины во мнении, что в настоящий момент развитие профессиональной компетентности является одной из важнейших задач в системе подготовки педагогов.

Как уже было отмечено, о компетентности мы говорим применительно к образовательном и воспитательной областям, причем последняя занимает важнейшее место. Актуальным аспектом успешного воспитания учеников начальных классов является подготовка педагога в данном направлении.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в области воспитания на основании работы В. В. Серикова [15] определяется как интегральная характеристика, которая проявляется в принятии (мотивированности) и способностях к реализации воспитательных задач, возникающих в ходе воспитания трудностей, на основе применения педагогических знаний, личного профессионального и жизненного опыта, ценностей и способностей. Главным показателем при этом является воспитанность самого педагога, развитость у него личностных качеств и установок воспитанного человека.

На основе имеющейся литературы и практического опыта сформулируем условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности.

Вслед за О. Б. Нурлигаяновой [11] выделим первое условие — это умение принимать ребенка таким, каков он есть на самом деле. Исходя из этого воспитательная тактика строится «от ребенка», его возможностей, способностей, интересов, ресурсов. Такая тактика позволяет в конечном итоге обеспечить лучший воспитательный контакт взрослого и ученика и добиться большей эффективности процесса.

Второе непременное условие сформулировано с опорой на исследования М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой и М. А. Ковальчук [12]: воспитательный процесс опирается на знания об особенностях развития ученического, детского коллектива, психологической специфики формирования взаимоотношений младших школьников. Хотя авторитет учителя высок в этом возрасте, надо отметить, что в начальной школе отношения со сверстниками переходят на новый уровень. Важно владеть принципами средствами и методами воздействия на коллектив и воздействия на личность через коллектив (внимательно, чутко по отношению к каждому ученику при этом). Важно расширение представлений и умений действовать на основе принципов организации воспитательно-образовательного процесса в классе. К числу таких принципов относится:

− принцип адекватности (в построении воспитательной траектории школьника, учете социальной ситуации развития каждого учащегося);

− принцип рефлексивности (важно не просто сообщить те или иные нормы, а своим примером и другими способами вырабатывать ценностное отношение к разнообразным социальным и личностным проявлениям, к тем или иным поступкам);

− принцип сотруднической позиции (позиция педагога меняется с авторитарной на партнерскую, ученик должен знать, что может запросто обратиться за советом к учителю, не бояться высказать свое мнение, даже если оно кардинально отличается от мнения педагога; любые агрессивные действия, давление или манипуляции являются недопустимыми);

− принцип совместной деятельности (воспитание — не сухое изложение знаний и «чтение нотаций», это реальная практика взаимодействия и общения).

Нельзя не согласиться с мнением Е. М. Сафроновой, что для педагога, компетентного в области воспитательной работы, воспитание не является обязанностью, а выступает в качестве ступени личностно-профессиональной самореализации [13].

Обозначение траектории воспитательной работы в начальной школе и постановка четких задач, соответствующих индивидуальности и потребностям учеников, способствуют тому, чтобы избежать возможных проблем в воспитании.

Еще одним условием повышения компетентности педагога начальной школы в воспитании учеников выступает способность выбирать и задействовать наиболее эффективные методы и приемы, соответствующие задачам и возрасту детей. Так, например, М. И. Рожков с соавторами особенно выделяет методы внушения и самовнушения (воздействующие глубоко на эмоциональную сферу школьников); практические и поведенческие методы воспитания (особенно в области выстраивания поведения, его саморегуляции, планирования и самоконтроля); рефлексивные методы (которые ориентированы на выработку ценностного отношения и самоанализ своих действий); методы бесед, проблемных вопросов, дилемм, убеждений (для обсуждения наиболее волнующих и сложных моментов); методы анализа практических ситуаций (из собственной или чужой практики, из литературы, фильмов) и т. д. [12]. Данные методы используются в комплексе и на основе глубокого анализа ситуации. Кроме этого, учителю важно в ходе воспитательной работы постоянно подкреплять уверенность ребенка в своих силах, поддерживать и подбадривать его, стимулировать к настойчивому преодолению трудностей. Ценным также выступает пример того, как можно владеть собой, вести себя в конфликтах и т. д.

В целом можно отметить, что воспитательная деятельность учеников младших классов требует особой подготовки и саморазвития педагога, который должен обеспечить последовательное движение учеников по трем уровням достижения воспитательного результата: приобретение социального знания, формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного общественного действия [3; 13].

Достижение компетентности педагога начальной школы в области воспитательной деятельности учеников предполагает, таким образом, умение должным образом преподнести ребенку знания, сформировать эмоционально-ценностное отношений к тем или иным явлениям и выработать устойчивые привычки, поведенческие навыки, характерные для воспитанной личности. А это невозможно без постоянного самосовершенствования личностных и профессиональных качеств самого учителя.

Литература:

  1. Антипова В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете [Текст] / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 57–62.
  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор [Текст] / Д. В. Сериков, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  5. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — М.: АПКиПРО, 2003. — 101 с.
  6. Клячина М. В. Диалектика реализации компетентностного подхода в обучении студентов среднего профессионального образования [Текст] / М. В. Клячина // Международный исследовательский журнал. – 2015. — № 2–4 (33). — С. 17–19.
  7. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию [Текст] / Е. Я. Коган; под ред. А. В. Великановой. — Самара: Профи, 2001. — С. 116–123.
  8. Козиев В. Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя [Текст] / В. Н. Козиев. — Л.: Знание, 1987. — 16 с.
  9. Луценко Л. И. Профессиональная компетентность руководителя школы [Текст] / Л. И. Луценко. — Тула: ИПК и ППРО ТО, 2007. — 100 с.
  10. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
  11. Нурлигаянова О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. канд. психол. наук [Текст] / О. Б. Нурлигаянова. — Ярославль, 2006. — 188 с.
  12. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Бабородова, М. А. Ковальчук. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 192 с.
  13. Сафронова Е. М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания [Текст] / Е. М. Сафронова. — Волгоград: Перемена, 2004. — 334 с.
  14. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138-144.
  15. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В. В. Сериков. — М.: Логос, 2012. — 448 с.
  16. Фирер А. В. О соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» [Текст] / А. В. Фирер // Омский научный вестник. — 2012. — № 1–105. — С. 169–171.
  17. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской// Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  18. Шуберт Н. П. Реализация компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования [Текст] / Н. П. Шуберт, Е. В. Замара // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 3. — С. 22–26.
Основные термины (генерируются автоматически): компетентностного подхода, повышения профессиональной компетентности, Компетентностный подход, реализации компетентностного подхода, начальных классов, условия повышения профессиональной, компетентности педагога начальной, профессиональной компетентности учителей, компетентности учителей начальных, среднего профессионального образования, области воспитания, педагогической деятельности, процессе педагогической деятельности, качеств личности, учителя начальных классов, педагога начальной школы, профессиональной деятельности, профессиональной компетентности учителя, учителей начальных классов, воспитательной работы.

Ключевые слова

компетентность, компетентностный подход, условия повышения профессиональной компетентности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос