Библиографическое описание:

Аракелянц Т. А., Гарданова Ж. Р., Чернов А. В. Влияние протонной и лучевой терапии на когнитивные функции ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 399-400.



В данной статье было проведено сравнение лучевой терапии и протонной терапии. Их влияние на когнитивные функции ребенка после длительного лечения. В результате выявлено, что после длительного лечения протонной терапией у пациентов наименьшим образом страдали когнитивные функции, чем при лечении лучевой терапией.

Ключевые слова: лучевая терапия, протонная терапия, онкология, детская онкология

Онкологические заболевания образуются тогда, когда отдельные атипичные клетки в определенной части тела начинают неконтролируемо, расти и размножаться, вытесняя нормальные клетки. Виды рака, который развивается у детей, зачастую отличаются от таковых у взрослых. Детские онкопатологии являются результатом изменений в ДНК, которые произошли очень рано, иногда еще до рождения. Нормальная клетка при повреждении ее ДНК, или восстанавливает ее, или умирает. В раковой клетке ДНК не восстанавливается, однако, клетка не умирает, как это должно было быть в норме. Напротив, клетка, начинает размножаться такой же поврежденной ДНК.

Основным фактором риска развития детской онкологии является наследственность. Генетические факторы, имеющие существенное значение в этиологии опухолей у детей, подразделяются на три группы: хромосомные, то есть влияющие на весь генетический материал; аллельные — опухоль развивается в результате мутации одного из участков аллели при доминантном типе или в двух участках при рецессивном типе; полигенные или мультифакторные — большинство генных взаимодействий связаны с влиянием внешних факторов окружающей среды, при этом ни один из них не играет доминирующую роль. Другими важными факторами являются: солнечная радиация (избыток ультрафиолета), ионизирующие излучения (медицинское облучение), курение родителей (а также пассивное); химические агенты (канцерогены, содержащиеся в воде, пище, воздухе); вирусные инфекции (вирус герпеса, вирус гепатита B.); черепно-мозговые травмы.

В связи с тем, что опухали ЦНС у детей занимает второе место среди других онкологических заболеваний по частоте возникновения, существует много методов лечения данных заболеваний. Однако, у всех методов лечения существуют побочные эффекты, в виде изменения когнитивной, аффективной, поведенческой сферах. Следовательно, важно изучить психологические последствия результатов лечения и сформировать базу для создания психолго-реабилитацинной программы для детей.

Существует три основных метода лечения опухолей ЦНС: хирургическое лечение, лучевое облучение и химиотерапия. Первым шагом в лечении опухолей головного и спинного мозга является максимальное удаление опухоли. Если хирургическое вмешательство невозможно применяют лучевое облучения как основной метод лечения. Лучевое облучение создается с помощью специальных аппаратов, в которых используется радиоактивный источник. При облучении в активно делящихся клетках накапливается множество мутаций, которые приводят их к гибели. Опухолевые клетки размножаются гораздо быстрее чем здоровые, поэтому они более чувствительны к воздействию облучения. Для того чтобы начать лучевое облучение нужно определить местонахождение опухоли и затем луч направляется в нужное место и на нужную глубину, при этом окружающие области и другие части тела должны быть защищены свинцовыми экранами. При поражении опухолью мозговых оболочек лучевая терапия может быть проведена на весь головной мозг и спинной мозг.

Однако лучевая терапия может вызывать значительную токсичность для развивающегося мозга ребенка. Токсикация мозга при долгосрочном применении лучевой терапии приводит к необратимым нарушениям когнитивных функций у детей [2]. В ряде исследований обнаружена взаимосвязь между нарушением когнитивных функций и возрастом начала лечения. Чем меньше возраст ребенка, тем больше вероятность, что в результате лечения будут нарушение когнитивных и поведенческих функции. Поведенческие расстройства были выявлены в 14 из 38 случаев (39 %). После продолжительного лечения 10 % потеряли навыки самообслуживания. Интеллектуальные тесты были проведены у 36 больных после пятилетнего лечения лучевой терапии. Шесть пациентов (17 %) были названы умственно отсталыми (IQ = 69); десять пациентов (28 %) с незначительным уменьшением интеллектуального уровня (IQ 80–89); двадцать пациентов (55 %) имели нормальный уровень интеллекта (IQ 90- 109) или выше нормы (IQ 110–119) [1]. Таким образом, длительное лечение лучевой терапией в раннем возрасте может привести к нарушениям когнитивных и поведенческих функций.

Протонная терапия является новым методом лечения рака, которые могут иметь явные преимущества по сравнению с обычной лучевой терапии из-за физических свойств протонов и их направленному дозированному распределению внутри пораженной ткани. Протонная терапия позволяет наиболее точно нацеливаться на опухоль и уничтожать её на любой глубине тела, не затрагивая окружающие здоровые ткани, и, следовательно, имеет минимальную токсическое воздействие на организм [4]. Обычный пучок фотонов, используемой в лучевой терапии передает наибольшую дозу излучение на ткани перед опухолью, затем проходит сквозь опухоль и продолжает свое движение, повреждая ткани за опухолью. При протонном излечении пучок протонов передает минимальную дозу излучения на ткани перед опухолью, максимальную доху непосредственно на опухоль и нулевую дозу тканям за опухолью [3]. Следовательно, протонная терапия имеет явные преимущества над лучевой терапией. Так как протоны имеют строгую прямолинейную траекторию движения в тканях человеческого организма и не отклоняются от первоначального направления.

В исследовании The Abramson Cancer Center of the University of Pennsylvania, где сравнивалось IQ детей после проведения лучевой терапии (22 ребенка) и протонной терапии (38 детей) в течении трех лет. Показатели IQ были использованы в качестве меры когнитивных функций. Результаты показали, что показатели IQ у детей после лучевой терапии ниже, чем у детей после протонной терапии. Группа после лучевой терапии потеряла в среднем 10.3 показателя IQ с каждого дополнительного года после лучевой терапии, в то время как группа после протонной терапии остается стабильным, уступив лишь 0,1 балла в среднем за год [2]. Таким образом, при долгосрочном лечении лучевой терапии происходит снижение когнитивных функций. В то время как, при лечении опухолей с помощью протонной терапии не происходит значительного ухудшения когнитивных функций.

Таким образом, из всего выше следует, что протонная терапия наименьшим образом негативно влияет на когнитивные функции ребенка, при лечении онкологических заболеваний в течении длительного времени и независимо от возраста. В то время как при лечении лучевой терапией важно учитывать возраст ребенка. Это связано с тем, что протонная терапия по сравнению с лучевой терапией передают наименьшую дозу излучения на здоровые ткани. Однако, данная тема мало изучена и требует дальнейшего изучения в России, так как данная область только начинает развиваться и нужно продумать какие последствия будет нести новый способ лечения данного заболевания. Так же существует сложность с проведением протонной терапии из-за того, что протонная терапия является ограниченным ресурсом и проводиться лишь в нескольких центрах России.

Литература:

  1. Danoff B. F. et al. Assessment of the long-term effects of primary radiation therapy for brain tumors in children // Cancer. — 1982. — Т. 49. — №. 8. — С. 1580–1586.
  2. Kahalley L. et al. IQ change within three years of radiation therapy in pediatric brain tumor patients treated with proton beam radiation therapy versus photon radiation therapy // ASCO Annual Meeting Proceedings. — 2013. — Т. 31. — №. 15_suppl. — С. 10009.
  3. Levin W. P. et al. Proton beam therapy // British journal of Cancer. — 2005. — Т. 93. — №. 8. — С. 849–854.
  4. Olsen D. R. et al. Proton therapy–a systematic review of clinical effectiveness // Radiotherapy and oncology. — 2007. — Т. 83. — №. 2. — С. 123–132.
Основные термины (генерируются автоматически): лучевой терапии, протонной терапии, лучевой терапией, протонная терапия, лечении лучевой, лечении лучевой терапией, когнитивных функций, когнитивные функции ребенка, radiation therapy, сравнение лучевой терапии, лечения лучевой терапии, et al, лучевая терапия, лечении лучевой терапии, лучевой терапии ниже, применении лучевой терапии, обычной лучевой терапии, лечения протонной терапией, проведения лучевой терапии, лучевой терапией важно.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос