Необходимость преподавания русского языка в медицинских вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 25.07.2016

Статья просмотрена: 6313 раз

Библиографическое описание:

Петросян, М. М. Необходимость преподавания русского языка в медицинских вузах / М. М. Петросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32849/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье ставится вопрос о необходимости изучения русского языка в медицинских вузах. Аргументируется эта необходимость обязательным владением врачей не только профессиональной, но и коммуникативной компетенцией.

Ключевые слова: медицина, русский язык, врач, пациент, коммуникативная компетенция

Любому лингвисту известно, что слово «врач» произошло от древнерусского «врати», что означало «говорить». Также известно, что первыми врачами были колдуны, которые лечили заговорами. Несмотря на то, что современный врач, конечно же, не колдун, роль слова остаётся важной в его профессии, так как врач — лингвоактивная профессия. Для лингвоактивной профессии язык является важным коммуникативным средством. Профессия врача предполагает вмешательство в личную жизнь других людей, поэтому знания определённых этических норм, запретов и ограничений крайне желательны для установления контакта с пациентом, что в дальнейшем сказывается на эффективности лечения. Это определяет коммуникативную компетенцию врача, и связано с сознательным речевым воздействием словом на пациентов.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [3, с. 347].

Коммуникативной компетенции врача начали уделять большое внимание с начала 90-х годов. Нам известно немало статей, исследований и диссертаций на данную тему. Среди них работа Емельянова Ю. Н. «Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности»,Яковлевой Н. В. «Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе» (1994), статья Васильевой Л. Н. «Коммуникативная компетентность и совладающее поведение будущих врачей» (2009) и другие. Однако до сих пор не разработан определённый методический аспект профессионально-речевой подготовки будущих врачей, который бы объединил аспекты их профессионально-речевого поведения.

Коммуникативная компетенция врача обуславливается мерой включенности специалиста в коммуникативной деятельности, его уровнем владения устной и письменной речью. Особенность заключается не только в том, чтобы использовать точные слова для выражения мыслей, но и наиболее уместные, коммуникативно оправданные в данной ситуации.

Благоприятный психологический контакт с пациентом помогает получить наиболее полное и широкое представление о больном.Когда пациент доверяет врачу, он не сомневается в правильности поставленного диагноза и адекватности проводимой терапии, и будет выполнять все предписываемые ему назначения, проходить все необходимые процедуры. Это обуславливает продуктивность и эффективность деятельности врача как специалиста.

Врач должен внимательно относиться к слову, а так же обращать внимание на речевой этикет. Недоверие к врачу, который делает ошибки в устной и письменной речи, резко возрастает. Практика показывает, что по большей степени пациенты недовольны неумением врача общаться с больными или их родственниками. Язык — это главный носитель и основной способ передачи информации, поэтому владение устной и письменной речью является существенным признаком деловой квалификации врача как специалиста, одним из условий его профессиональной состоятельности.

Так называемая коммуникативная компетентность необходима врачу для выстраивания грамотного речевого общения с пациентами, для установления контактов и поддержания официально-вежливых и доверительных отношений. Знание такого речевого поведения увеличивает эффективность лечения, а так же повышает авторитет врача. Помимо этого, вырабатывается ценное умение быстро и точно собирать и систематизировать информацию и качественно доносить её до пациентов. Всё это достигается при помощи знания культуры речи и осведомлённости в медицинском дискурсе, а так же при выявлении действенных способов речевого воздействия на пациента. Самое значимое здесь — это практический аспект. Для врача крайне важно научиться использовать это на практике, при непосредственном общении с людьми. Врач, обладающий достаточно сформированной коммуникативной компетенцией соблюдает правила речевого этикета в общении с пациентом, проявляет вежливость и уважение к пациенту как к человеку, вне зависимости от пола, возраста, расы и национальности, социального и материального положения, политических и религиозных убеждений и других факторов, не связанных только лишь с медициной. Умелое использование навыков и умений речевого общения повышают вероятность взаимопонимания.

Таким образом, необходимость преподавания русского языка в медицинском вузе очевидна. Так как умение общаться друг с другом — это одно из главных условий любой совместной деятельности человека, а непосредственное общение в профессиональной деятельности данное условие становится наиболее значимым. Будущим врачам важно и нужно помнить, что ни один врач не сумеет завоевать доверие пациентов и уважение своих коллег, если не умеет грамотно общаться и корректно излагать свои мысли.

Литература:

  1. Ефименко С. А. Социология пациента: автореф. дис. д-ра социологич. наук / С. А. Ефименко. — М., 2007, 46 c.
  2. Кабардов М. К. Языковые и коммуникативные способности и компетенция / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопр. психологии. — 1996. — № 1. — С. 43–48.
  3. Куницына В. Н.,Казаринова Н. В.,ПогольшаВ. Межличностное общение. — СПб., 2001, 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач, Коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция врача, письменная речь, русский язык, коммуникативная компетенция, непосредственное общение, речевой этикет, эффективность лечения.


Похожие статьи

О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Готовность учителей иностранных языков к работе в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема готовности учителей иностранных языков к работе с учащимися в условиях казахстанского инклюзивного образования, а именно с детьми, страдающими дислексией. Проблемы дислексии особенно остро проявляются в процессе обуч...

Адаптация англоязычных заимствований в медицинском дискурсе польского языка

Перевод медицинских статей требует специфических навыков. Переводчик должен иметь специальные знания и обладать навыками для адекватного перевода текста оригинала, поэтому вопрос адаптации заимствований, в первую очередь англоязычных, в связи с глоба...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Роль формирования клинического мышления в подготовке врача

В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Похожие статьи

О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Готовность учителей иностранных языков к работе в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема готовности учителей иностранных языков к работе с учащимися в условиях казахстанского инклюзивного образования, а именно с детьми, страдающими дислексией. Проблемы дислексии особенно остро проявляются в процессе обуч...

Адаптация англоязычных заимствований в медицинском дискурсе польского языка

Перевод медицинских статей требует специфических навыков. Переводчик должен иметь специальные знания и обладать навыками для адекватного перевода текста оригинала, поэтому вопрос адаптации заимствований, в первую очередь англоязычных, в связи с глоба...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Роль формирования клинического мышления в подготовке врача

В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Задать вопрос