Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.10.2017

Статья просмотрена: 747 раз

Библиографическое описание:

Туякова, М. Т. Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном / М. Т. Туякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45854/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современной профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация; языковой и речевой материал

Каждое языковое явление, и речевое поведение приобретают для обучающегося, изучающего русский язык как иностранный, двойную ценность: с одной стороны, ребенок сам познает эти явления и овладевает ими практически, с другой — он должен знать, каким путем эти явления могут быть обработаны и разъяснены в дальнейшем. Если в начальных классах русский язык усваивается посредством игр, запоминания, многократного повторения, то на старшей ступени обучения уже необходимо работать с правилами.

Особую актуальность в наше время приобретает профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном, которое предусматривает формирование у обучающихся способности развития коммуникативных навыков.

Профессионально-ориентированное обучение русскому языку как иностранному, основанное на профессионально-ориентированном подходе, имеет целью развитие готовности старшеклассника к билингвальной межкультурной коммуникации, обеспечивающей способность порождать, интерпретировать информацию на русском языке и эффективно ее использовать в профессиональной деятельности. [2. С. 18]

Учитывая утверждение исследователя Матухина Д. Л., что термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания ИЯ в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности, мы можем сказать, что в общеобразовательных учреждениях на старшей ступени обучения изучение русского языка как иностранного предполагает формирование у обучающихся способности речевого общения на русском языке в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и при организации как мотивационно-побудительной, так и ориентировочно-исследовательской деятельности [4.С.21]. Это предусмотрено учебной программой. Понятие «профессионально-ориентированное обучение» предполагает профориентационное обучение. Иными словами, в 10–11 классах изучаются такие лексические темы, как, «Архитектура», «Биоинженерия», «Нанотехнологии», «Человек и его профессия», «Век технологий», «Медицина».

В содержание обучения русскому как иностранному, включены:

– сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие тему профессионально-ориентированной направленности старшеклассников;

– языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;

– систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка через изучение русской литературы [3. С.320].

Ведущими методами овладения предметно-языковым материалом, как считает исследователь из Казахстана Ж. М.-А. Асылбекова [1. С. 14], являются:

– чтение: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее, развитие разговорных навыков. Обучающийся приобретет лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки владения русским языком;

– коммуникативный метод, направленный на формирование языковой личности старшеклассника, на его активное участие в саморазвитии, получении качественных знаний, профессиональных навыков, на творческое решение конкретных вопросов;

– методы проектов, дискуссий, профессионально-ориентированные учебно-ролевые игры, письменные работы.

При изучении русского языка как иностранного у обучающегося должны сформироваться компетенции, реализуемые в государственных общеобязательных стандартах среднего образования.

Современному обществу важно, чтобы сегодняшний выпускник был профессионально успешным и мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынках и активно содействовать благополучному развитию всего общества.

Литература:

1. Асылбекова, Ж.М.-А. О преподавании дисциплины «Профессионально-ориентированный иностранный язык» для студентов-историков [Текст] // Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования: материалы конф. (г. Алматы, 2013г.)

  1. Дмитренко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Монография. М.: Прометей. МПГУ. 2009.

3. Кучерявая, Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 336–337.

4. Матухин, Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (14), 2011

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, профессионально-ориентированное обучение, особая актуальность, профессиональная деятельность, речевой материал, старшая ступень обучения.


Ключевые слова

коммуникация, языковой и речевой материал

Похожие статьи

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе

В данной статье рассматриваются роль лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка в школе, а также продуктивность использования лингвострановедческого материала на уроках в школе.

Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления

В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применител...

О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.

Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве

В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений

В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.

Похожие статьи

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе

В данной статье рассматриваются роль лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка в школе, а также продуктивность использования лингвострановедческого материала на уроках в школе.

Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления

В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применител...

О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.

Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве

В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений

В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.

Задать вопрос