В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе.
Ключевые слова: роль и функции учителя, новые требования, диагностика учителей
Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника [4, с. 331].
Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.
Естественно, что роль учителя по-разному определялась в каждую конкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то время педагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления, к которым относились А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностей молодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личности обучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональной близости между педагогом и учеником.
Роль учителя — это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации» [2, с. 12].
Учитель современной школы осуществляет различные функций:
– является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;
– обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;
– выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.
– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;
– осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы;
– выполняет функцию классного руководителя [3, с. 17].
Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Будучи одним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях [1, с. 58].
Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе.
В разные исторические эпохи изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись всё новые требования. Известные педагоги (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А.Дистервег, И. Ф. Гербарт и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей — ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения.
В чем же новизна функций учителя в условиях введения стандарта второго поколения?
У учителя появились новые роли:
– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;
– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;
– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;
– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.
В учебном процессе учитель:
– чаще организует индивидуальные и групповые формы работы;
– систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
– использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
– планирует метапредметные и предметные задачи урока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое.
Также в школе преобладают субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, в то время как раньше были субъект-объектные отношения.
Для диагностики функций учителя в современной школе мы проверили анкетирование педагогов МОУ «Шелаевкася СОШ» с. Шелаево по следующим направлениям:
1) выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС;
2) готовность учителя к инновационной деятельности.
В первой анкете мы выясняли, какие профессиональные затруднения испытывают учителя при переходе на ФГОС второго поколения. Анкета содержала 11 вопросов с вариантами ответов.
Анализ анкет показал, что 80 % учителей достаточно информированы о стандартах второго поколения в начальном звене; 60 % учителей ознакомлены с нормативно-правовой документацией, способны использовать опыт творческой деятельности других учителей, выбрать методы обучения и умеют сочетать методы, средства и формы обучения, знают главный программный документ школы при реализации ФГОС НОО. Учителя чувствуют в себе решительность и уверенность в том, что преодолеют трудности при переходе на стандарты нового поколения. Однако, 20 % учителей испытывают затруднения в составлении рабочих программ, в осуществлении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся, в организации и проведении исследовательской деятельности. А самое главное считают, что педагогам необходимо повысить свой профессиональный уровень для качественной реализации ФГОС НОО.
Степень готовности педагогов и школы к введению ФГОС НОО — средняя.
С помощью второй анкеты мы выясняли, готовность учителей к инновационной деятельности. Мы поставили цель — понимают ли учителя, как должны измениться их функции в связи с введением ФГОС второго поколения.
Анкета содержала 9 вопросов, в которых предлагались ответы на выбор. В последнем вопросе ответов не было. Учителя должны были сами написать: какая помощь им необходима со стороны школьного руководства.
Анализ ответов показал, что 50 % учителей испытывают затруднения в инновационной деятельности. В целом можно сделать вывод, что половина учителей готова к инновационной деятельности, а половина — не готова и ждет поддержки и помощи от методического совета школы.
Теоретический анализ показал, что проблеме изменений функций учителя начальной школы уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и педагогической практике. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится формирование «умения учиться», то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. У учителя современной начальной школы появились новые роли: модератора, тьютора, консультанта, психолога.
Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств в работе учителя современной начальной школы.
Литература:
- Викторова Л. Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы / Л. Г. Викторова. — М: Академия, 2001. — 135с.
- Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М. Левитан. — М. — 1994. — 119с.
- Скударева Г. Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия / Г. Н. Скударева // Журнал начальная школа. — 2014. — № 1. — с. 13–19.
- Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? / [Текст] В. С. Подерягин // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.