Перед основным общим образованием поставлена задача государства — введение федерального государственного образовательного стандарта.
Какие проблемы появились в школе при подготовке введения стандартов нового поколения и их реализации?
Во-первых, большинству учителей трудно «перестроить себя» под новые задачи стандарта второго поколения, увидеть собственные профессиональные дефициты и выстроить пути их решения. Значительная группа учителей учителей-предметников до сих пор сохраняет ВЕРУ в то, что ничего в практике не изменилось, и не может измениться! — «…Как раньше работали, так и продолжать будем учить детей!» – говорят они. К данной группе относятся такие педагоги, кто, в основном, работает по традиционным образовательным программам, привыкшие работать «по старинке». Они твердо уверены в том, что авторы их учебников и методичек гарантируют им качественный результат в соответствии с требованиями стандартов (ведь учебники допущены и рекомендованы МО РФ), поэтому много усилий прикладывать к реализации требований стандартов — не надо.
Во-вторых, учителям трудно понять текст главного нормативного документа –ФГОС ООО. Педагогам недостаточно собственного опыта для того, чтобы понять текст стандарта, и выявить способы работы по достижению планируемых результатов. Учителя говорят: «…Читали» текст стандарта, но как работать по ним — непонятно». Действительно, стандарт прописан научным языком. Разработчики проекта в стандарте прописали «портрет выпускника», четко обозначили требования к планированным результатам на конец девятого класса, но ответа на вопрос «Как это сделать?» в данном документе нет!
В-третьих, будет трудно учителям, работающим по традиционным образовательным программам, выполнить требование по организации образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода. Важно отметить, что сначала необходимо понять, что значит, уметь организовывать образовательный процесс в рамках системно-деятельностного подхода? Однозначно, отвечая на этот вопрос, мы пришли к точному ответу — изменилась образовательная практика — это совершенно иная позиция педагога на уроке, иная структура урока, иная организация детской деятельности — учебной. А каким сложным становится сам урок?! Насколько по-другому необходимо грамотно выстраивать учебный процесс! Теперь учителю надо не только понять, но и осуществлять постоянные пробы в нахождении правильных ответов на вопросы: Как в содержании урока возможно организовать исследование детей? Как организовать детскую деятельность (самооценку, самоконтроль…)? Как организовать учебную деятельность? Где то место на уроке, когда учащиеся самостоятельно будут определять свой выбор? Как правильно организовать работу в группе?..
В-четвертых, учителю-предметнику трудно организовывать и проводить иные формы учения (учебное занятие, секции, студии, практические и лабораторные занятия, уроки-театрализации и другие). Учитель годами оттачивал мастерство и проводил единственную форму обучения — урок. Такие новые формы, как учебное занятие, никогда ранее у большей части педагогов не практиковались. Значит, необходимо увидеть специфику проведения различных форм обучения и осуществлять постоянные пробы.
В-пятых, у учителей возникла проблема в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий, систему оценивания достижений результатов.
Таким образом, работа учителя должна быть составляющей частью всего педагогического коллектива работающего по реализации задач ФГОС. Только совместно, в команде, можно преодолеть все трудности, связанные с введением стандартов нового поколения.
К условиям успешной подготовки педагога к работе по стандартам нового поколения мы отнесли:
Ò глубокое знание теоретического материала;
Ò понимание системы научных понятий;
Ò способность к проектированию, исследованию;
Ò владение современными информационными технологиями;
Ò мобильность и ответственность в принятии решений;
Ò умение рефлексировать;
Ò способность к выстраиванию коммуникаций;
Ò организация сотрудничества с детьми.
Стандарты нового поколения предполагают изменение собственной деятельности педагога и направлены на решение одной из наиценнейших задач — создание условий для «выращивания» успешности каждого школьника.