Статья посвящена вопросам формирования умений публичного выступления на профессиональную тему при защите ВКР. Проведен анализ основных коммуникативных особенностей, умений и навыков в процессе публичного выступления. Выявлены условия эффективного развития эффективной компетентности публичного выступления.
Ключевые слова: коммуникация, публичное выступление, психологический фактор, аудитория, стратегии речевого поведения, виды речевой деятельности
The article is devoted to the formation of public speaking skills on a professional topic in defending WRC. The analysis of the main features of communication and skills in the process of public speaking. The conditions for the effective development of effective public speaking competence.
Keywords: communication, public speaking, the psychological factor, audience Strategy of speech behavior, types of speech activity.
Публичное выступление — это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с тем или иным сообществом, с группой людей. Публичное выступление осуществляется в рамках соотношения между активным модератором и определенной воспринимающей человеческой средой. При этом выступающее лицо берет на себя особую роль. Оно сознательно стремится воздействовать на среду, в том числе намерено передавать информацию, знания, оказывать эмоциональное влияние, побуждать к определенному действию. Публичное выступление представляет собой некоторым образом подготовленный и спланированный контакт с группой внимающих людей. Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.
При этом даже уверенное владение принципами публичного выступления не всегда гарантирует эффективность коммуникации. Сегодня проблемам совершенствования навыков публичного выступления посвящено уже немало исследований. Изучая проблемы межличностных коммуникации, мы традиционно обращаемся к особенностям взаимодействия людей, при этом повышенный интерес вызывает их «разномысленность», так как знания о различиях интеллектуальных систем помогают преодолеть барьеры, препятствующие эффективному общению.
Чтобы сократить число коммуникационных неудач в процессе защиты выпускных квалификационных работ, нами были предложены рекомендации о том, как следует поступать на этапе защиты ВКР, так как порой выявляются различные тонкости и особенности поведения при выступлении с тем, чтобы как можно точнее «подстроиться» под определенное положение выступающего. Знания о речеповеденческих тактиках общения, принятых в системе защиты ВКР, безусловно, нужны, но не для того, чтобы им подражать, а для того, чтобы в реальной межличностной коммуникации адекватно доносить до своего слушателя информацию. Главным отличительным признаком ситуации публичного выступления при защите ВКР является особая цель деятельности — передача значимого сообщения, а также весь комплекс соответствующих ей задач; особые условия развертывания ситуации — симультанность контакта со зрителем и передача информации через особый набор выразительных средств.
Между тем, открывается весьма обширное поле для исследований, как лингвистов, так и психологов, ведь публичное выступление как научный процесс охватывает практически все личностное пространство, в котором, могут смешиваться различные подходы к результативному обоснованию данной тематики.
Развитая коммуникативная компетентность зачастую позволяет специалисту эффективно реализовать определенную стратегию в коммуникации, становится основой эффективной реализации профессиональных планов, организации профессиональных действий [1].
При этом с развитием средств коммуникации актуальность публичного диалога растет в геометрической прогрессии. Методология публичных выступлений в целом, и защита ВКР в частности продолжает меняться и развиваться, ежегодно формируя новые механизмы совершенствования данной сферы.
Успешность коммуникативной компетентности обучающихся во многом зависит от уровня их воспитанности, логической и социально-психологической культуры, выполнения ими этических требований. Формирование коммуникативности студентов включает накопление профессиональных знаний, ориентацию на представления о человеческих ценностях, толерантности, развитие умений использовать все вербальные и невербальные средства общения в зависимости от коммуникативной ситуации и владения речевой культурой (П. Ф. Анисимова, С. Я. Батышев, Л. Г. Семушина, А. А. Скамницкий) [2].
По нашему мнению, процесс публичного выступления на защите ВКР, должен заставлять аудиторию принять наше видение проблемы. Слушателям должно быть удобно слушать выступающего. Иначе он столкнется со снежным комом негативных эффектов. Некомфортный метод коммуникации неизбежно влечет отрицательное восприятие говорящего, а затем и неизбежное негативное восприятие информации, что самым негативным образом сказывается на эффективности высказывания. В конечном итоге, отрицательное восприятие информации будет стимулировать аудиторию к положительному отношению к диаметрально противоположной идее. Вот почему публичная речь всегда нацелена на конкретную аудиторию и должна быть понятна именно ей.
Аудитории, более понятен тот вариант информации, который она изучала. Следует подчеркнуть, что публичная речь весьма многоаспектна лексически. Как бы парадоксально это не было, но аудитория значительно быстрее примет вашу информацию, если вы будете ее информировать, а не рассказывать ей.
Весьма распространенная рекомендация при подготовке публичной речи — выбирать наиболее простой язык коммуникация. Тем не менее, это не следует понимать как максимально упрощенный вариант доклада. Как уже говорилось речь идет о выпускном выступлении, который приемлем для общения именно с данной аудиторией и не вызывает негативного впечатления или даже отторжения.
От выступающего, обращающегося к аудитории, ожидается какая-то новая информация о том, что он должен знать лучше собравшихся, иначе он вряд ли удостоится благосклонного внимания слушателей. Вряд ли выступление достигнет намеченной цели, если он будет рассказывать о неактуальной информации. При общении с аудиторией в условиях защите ВКР, выступающий имеет дело не просто с людьми, объединенными общностью интересов (иначе они бы не собрались вместе), но и с теми, кто взял на себя ответственность оценить дипломное исследование, что уже само по себе является важным. Простоватые высказывания, вряд ли будут восприняты положительно. В наш информационный век именно образование и знания, транслируемые через речь, вызывают доверие и расположение слушателей. Хотелось бы отметить, что, безусловно, единый формат общения существенно облегчает понимание при публичном выступлении.
В процессе анализа выступлений на защите ВКР, установлены социально-психологические особенности невербального поведения коммуникатора, обратной связи с аудиторией, оказывающие прямое положительное воздействие на результат выступления. К ним относятся, во-первых, открытые и одобрительные жесты коммуникатора; зрительный контакт; выразительная, активная, уверенная и профессиональная поза; разнообразная, тонкая мимика, выражающая такие эмоции коммуникатора как интерес, собранность, внимание, концентрацию на тексте и аудитории. Кроме того, повышению эффективности выступления способствует приятный, привлекательный голос, мягкого или теплого тона, ровного, низкого тембра. Положительно влияет на возрастание эффективности одобрительные жесты, мимика со стороны слушателей.
Выделены также признаки невербального поведения коммуникатора, резко снижающие эффективность выступления при повышении их численных значений: жесты и мимика недоверия, разочарование, отрицания; невыразительная и пассивная поза; однообразная, грубая мимика, сопровождающая эмоциональное выражение неприязни, пренебрежения, надменности по отношению к аудитории. Снижению эффективности выступления способствуют такие негативные реакции слушателей, как шепот, споры, отрицательные реплики. Неприятный, пронзительный, резкий, или носовой голос, мрачной или минорной окраски, а также монотонная, однообразная речь, сопровождаемая проглатыванием слов и окончаний, и произносимая в казенной манере, также оказывают значимое, резко негативное воздействие на эффективность устного выступления.
Тем не менее, вопросы сложности публичного выступления в учебной деятельности представителей разных студенческих групп, а также повышением требований к презентационным навыкам все еще имеют актуальность, что в свою очередь обуславливает необходимость работы в данном направлении.
Литература:
- Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 2007. 234 с.
- Основы социальной работы: учебник. / отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2009. 395 с.
- Личностно-ориентированный подход. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mardasova-nadezhda.narod.ru/index/0–12. Дата доступа: 09.09.2014.
- Степанова, Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Е. Н. Степанова.- Москва: ТЦ «Сфера», 2012–128с.
- Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. — 2010. — Вып.7. — С. 94–96.