Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 16.06.2020

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Ажахметова, Д. М. Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение / Д. М. Ажахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71739/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящей статье рассмотрена специфика компетентности современного адвоката, где среди всех компетенций большее внимание автором уделено коммуникативной компетенции, т. е. умениям и знаниям (навыкам) будущего адвоката к построению профессиональной устной юридической речи.

Ключевые слова: адвокат, речь, компетенция, судебная речь.

This article examines the specifics of the competence of a modern lawyer, where among all the competencies, the author pays more attention to the communicative competence, i.e. the skills and knowledge (skills) of a future lawyer to build a professional oral legal speech.

Keywords: lawyer, speech, competence, judicial speech.

По данным Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в составе адвокатского сообщество на 2018 г. представлены 80778 адвокатов, из них — 1648 имеют ученую степень кандидата юридических наук, 187 — доктора юридических наук, 280 — доцента, 96 — профессора, 237 — награды Минюста России и 146, имеющих почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Данные показатели в сравнении с предыдущем годом увеличились, таким образом, выявляется тенденция роста численности адвокатских образований и лиц, зарегистрированных в реестре в качестве адвокатов [7].

Извечное суждение «юристов много, а хороших юристов мало» на сегодняшний день справедливо, и данный факт уже можно признать за счет наименьших показателей адвокатов, стремящихся совершенствоваться в получении более высокого уровня юридического образования, среди наибольшего количества представленных в реестре адвокатов.

Тема настоящей статьи будет исследована с целью определения понятия «компетенция адвоката», характеристики ораторского искусства в адвокатской деятельности через призму одной из основных компетенций адвоката — коммуникативной компетенции.

Адвокатура на современном этапе является важнейшим правовым институтом, особенность которого состоит в защите основополагающих прав и свобод, законных интересов граждан и их объединений.

Основное предназначение существования адвокатского сообщество кроется в оказании юридической помощи. Адвокат призван защищать закон от произвола, а поэтому деятельность адвоката отвечает как интересам конкретного гражданина или организации, так и публично-правовым интересам государства и общества в целом [3, с. 3].

Адвокат реализует свою деятельность на основе профессионально-компетентных умений и знаний, способностей, полученных в ходе обучения по специальности, посредством юридической практики. Так, под компетентностью адвоката следует понимать способности адвоката эффективно реализовать деятельность по защите прав и свобод физических и юридических лиц посредством усвоенных за период обучения знаний в области юриспруденции.

Так, например, будущий адвокат должен:

1) уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

2) проявлять в адвокатской деятельности: нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону;

3) обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности;

4) соблюдать принципы адвокатской этики;

5) уметь квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

6) обладать способностями квалифицированно проводить научные исследования в области права;

7) отвечать требованиям коммуникативной компетенции — обладать свободным владением вербальными и невербальными средствами общения, средствами коммуникативного взаимодействия как в межличностных отношениях (например, в разговоре с подзащитным в не зданий правоохранительных органов), так и в публичных выступлениях (например, в судебных прениях на судебных заседаниях).

Таким образом, ораторское искусство представляет из себя как раз ту самую коммуникативно-профессиональную компетенцию адвоката, выраженную в требованиях юридически грамотной подготовки адвокатской (защитительной) речи и в юридически грамотном произнесении такой речи [2, с. 61].

Так, более конкретизируя содержание данной компетенции, Шевченко Т. П. указывает, что ораторское искусство адвоката выражено в умении адвокатом подобрать подходящий материал, грамотно выстроить речь и посредством публичного говорения оказать влияние на слушателей; уметь опровергать и доказывать, умение убеждать [4, с. 124].

Устная речь является инструментом, с помощью которого адвокат сможет продемонстрировать все свои навыки ораторского искусства, например, в судебной речи должен аргументировать изложенные в судебном заседании факты, опровергать ошибочные суждения оппонентов. Судебная речь как основной показатель усвоения содержания коммуникативной компетенции позволяет повысить уровень правовой грамотности граждан и сформировать уважительное отношение к закону, кроме этого, психологическим убеждением задействовать к себе внимание, вызвать впечатление грамотного, сильного адвоката.

Не секрет, что достичь навыка ораторского искусства адвокату поможет формирование прежде всего (изначально) профессиональной речи. Структура профессиональной юридической речи включает в себя такие элементы, как: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, правильное контекстное использование юридической терминологии, логика построения высказывания. Достичь профессиональной речи в области юриспруденции адвокату можно с помощью инструментальных методов речевой коммуникации:

1) предварительно готовить речь — перед непосредственной речью знакомиться с нормативно-правовой документации, продумывать логически-связное построение текста — его форму и содержание, использовать эмоциональные черты в речи в наименьшем коэффициенте в сравнении с профессиональным юридическим языком;

2) быть готовым разговаривать с подзащитными, доверителями «на равных», то есть уметь: выслушать, понять, определить их лексикон;

3) разрабатывать ясность юридического языка — избегать в речи сложные лексические обороты, используя юридическую терминологию, уметь использовать тактику ограниченного толкования, т. е. делать речь наиболее краткую, доступную и ясную.

В общем смысле адвокатская речь должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения при помощи обострения внимания на настроение, мнения, интересы, поведение и чувства оппонентов. Речь адвоката должна являться логичной, образной и яркой. Достижение профессиональной речи возможно только с помощью успешного усвоения знаний в области юриспруденции, проявления искренности, самообладания, выдержки, внешнего выражения своих чувств, умения свободного владения материалом.

По мнению Ажахметовой Д. М., речь адвоката не должна быть стандартной, напротив, выступление адвоката должно заставить размышлять, взвешивать, сопоставлять [1, с. 171]. Действительно, чтобы речь адвоката была отличной от всех, следует учитывать эффекты эмоциональной окраски — эмоциональной экспрессии. Экспрессивность в речи адвоката сможет, по нашему мнению, усилить точность и ясность мысли, выстроить речь более интеллектуальную и логическую.

Таким образом, ораторское искусство адвоката — это определенный комплекс умений и знаний по подготовке и произнесению защитной речи с требованиями юридической грамотности, аргументированного рассуждения и умения воздействия на правосознание граждан. Основное предназначение ораторского искусства состоит в том, чтобы навыком профессиональной речи способствовать убеждающему воздействию, обращению внимания. Овладев ораторским искусством, адвокат, становится мастером своего дела, профессионалом в области юриспруденции, который не только может продемонстрировать усвоенные умения и знания на практике, но и косвенно участвовать в юридическом воспитании и образовании граждан, на которых направлено убеждающее воздействие (метод психологического убеждения на правосознание в том числе) в ходе произнесения публичной речи.

Литература:

  1. Ажахметова Д. М. Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 169–171.
  2. Закомолдин А. В. Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2014. — № 2 (16) — С. 61–63.
  3. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Серия «Высшее образование» — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 256 с.
  4. Шевченко Т. П. Ораторское искусство в адвокатской деятельности // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 123–125.
  5. Ярычев Н. У. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентировочных профессиональных компетенций будущего юриста // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. — С. 1318–1322.
  6. Профессиональная этика и ораторское искусство современного юриста: Материалы научно-практической конференции. 22 декабря 2014 г. г. Москва / Составитель к. с. н., доц. И. И. Грунтовский. — М.: Международный юридический институт, 2015. 184 с.
  7. https://fparf.ru/news/fpa/statistika-ob-advokature [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (раздел: «статистика об адвокатуре»), 2020 (дата обращения: 09.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ораторское искусство, коммуникативная компетенция, область юриспруденции, профессиональная речь, речь адвоката, адвокат, речь, судебная речь, адвокатская деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы применения медиации как альтернативного способа разрешения споров в адвокатской среде

Автором исследуется необходимость развития института медиации среди адвокатского сообщества. Автором обосновывается целесообразность привлечения адвоката в качестве медиатора к разрешению спора, так как будет способствовать эффективному и скорейшему ...

Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога

В статье рассматривается возможность использования публичных выступлений в целях совершенствования речевой профессиональной компетентности педагога.

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Особенности литературного диалога как типа дискурса (на материале пьесы Дж. Б. Пристли «Они пришли к городу»)

Статья посвящена рассмотрению коммуникативной специфики литературного диалога. Особое внимание уделяется анализу стратегий и тактик речевого поведения как дискурсивных характеристик диалогической речи.

Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения

Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы применения медиации как альтернативного способа разрешения споров в адвокатской среде

Автором исследуется необходимость развития института медиации среди адвокатского сообщества. Автором обосновывается целесообразность привлечения адвоката в качестве медиатора к разрешению спора, так как будет способствовать эффективному и скорейшему ...

Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога

В статье рассматривается возможность использования публичных выступлений в целях совершенствования речевой профессиональной компетентности педагога.

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по иностранному языку

В статье анализируется вопрос организации академической дискуссии на практическом занятии по иностранному языку. Автор рассматривает особенности формирования навыков, необходимых для проблемного обсуждения. Также в статье обобщаются типичные сложност...

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Особенности литературного диалога как типа дискурса (на материале пьесы Дж. Б. Пристли «Они пришли к городу»)

Статья посвящена рассмотрению коммуникативной специфики литературного диалога. Особое внимание уделяется анализу стратегий и тактик речевого поведения как дискурсивных характеристик диалогической речи.

Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения

Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...

Задать вопрос