Библиографическое описание:

Шафигулина М. А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 122-123. — URL https://moluch.ru/archive/117/32451/ (дата обращения: 22.05.2018).



Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности

Шафигулина Мария Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание» [5]. Исходя из этого определения, приведенного в работе И. Е. Трудоношиной и А. Я. Кузнецовой, речь — это психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Сложно поверить, но факт остается фактом: при естественно возрастающей роли речи в коммуникации, ее значимость осознается далеко не всеми представителями социума. Более того, существенный процент современных дошкольников нуждается в профессиональной логопедической помощи.

На изменение основных характеристик новых нынешнего поколения детей оказали влияние многие факторы. В том числе, четко выраженная ориентация родителей на успех в достижениях своих детей в детском саду, затем в школе — первоочередной задачей они видят обучение ребенка читать, считать и писать. Речевое развитие уходит на второй план. Часто современные педагоги приводят в качестве аргумента слова К. Д. Ушинского о том, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. И считают первостепенной задачу педагогической работы с детьми, которые затрудняются при обучении грамоте, а именно — формирование у них психологической готовности и должного уровня общего развития и умственных способностей [4]. Соответственно, специалисты дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) ставят перед собой задачу комфортных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития дошкольников. Эффективное направление в этой области — организация единого речевого режима для воспитанников, что подразумевает определенный набор организационных шагов, взаимосвязанных аспектов. Условием решения задач является согласованные действия специалистов, их взаимодействие, их однозначная заинтересованность в гармоничном языковом и речевом развитии детей [1].

Исследователи называют ведущие направления организации речевого режима в условиях ДОО: формирование педагогических требований к речи педагогов и воспитателей, формирование и соблюдение единых требований к речи воспитанников с учетом возрастных особенностей и индивидуальных речевых возможностей; активная речевая практика детей в соответствующих благоприятных психолого-педагогических условиях; развитие речевой активности детей, потребности в речевой коммуникации, создание обогащенной коррекционно-развивающей речевой среды; реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие детей, тесная работа с родителями по правильному речевому воспитанию ребенка в семье. Реализация указанных видов деятельности позволит создать необходимые психолого-педагогические условия для коррекционно-речевой работы в детском саду в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников [4].

В детском саду № 1 педагоги работают над созданием электронных дидактических пособий для детей разных возрастных групп, направленных на развитие речи дошкольников в процессе реализации образовательных программ. Развитию речи способствует грамотная организация работы с текстом: его полноценное восприятие и понимание, аргументированная интерпретация, умение его комментировать, высказывать собственное мнение о произведении и уметь его выразить [3, с. 70]. Созданию условий для развития речевой активности детей способствует использование проблемных ситуаций, в которых ребенок должен высказаться. Следует «провоцировать» ребенка к общению с взрослыми и между собой, не оставлять без ответа его вопросы, беседовать о прочитанном и увиденном и т. д. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности. Приобщение детей к искусству — знакомство с художественными произведениями — эффективное средство развития связной речи. «Чтение» и собственная интерпретация созданного художником образа «служит уникальным средством художественного воспитания. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом» [2, с. 99]. Следует постоянно развивать и обогащать словарь детей в процессе чтения художественной литературы [1], помогать детям осваивать правила родного языка.

Ребенок дошкольного возраста воспитывается в окружении близких и значимых для него людей — семью, которая имеет решающее воздействие на него. В случае решения задачи речевого развития дошкольника тесный контакт с его семьей, понимание родителями совместной с воспитателями ответственности за результат поможет сделать деятельность по профилактике и преодолению нарушений речи эффективной.

Литература:

  1. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
  2. Литвинова О. В. Образ ребенка в изобразительном искусстве как средство художественного воспитания [Текст] / О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 98–100.
  3. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 70–73.
  4. Сабирова З. М. Cэламэт яшэргэ ойрэнэбез. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://auto-edu.ru/literatura/17576/index.html?page=26.
  5. Трудоношина И. Е., Кузнецова А. Я. Особенности познавательных способностей в раннем детском возрасте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2012/11/1690.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): речи дошкольников, детском саду, речевой активности детей, Развитие речи дошкольников, развитие речи дошкольников, речевого развития дошкольников, Речевое развитие, Речевое развитие ребенка, речевыми возможностями дошкольников, развития связной речи, речевого режима, Молодой ученый, речевое развитие детей, речи воспитанников, преодолению нарушений речи, развитие речевой активности, языковых конструкций, роли речи, Процесс речи, современных дошкольников.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос