Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шафигулина, М. А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности / М. А. Шафигулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 122-123. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32451/ (дата обращения: 23.04.2024).



Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности

Шафигулина Мария Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание» [5]. Исходя из этого определения, приведенного в работе И. Е. Трудоношиной и А. Я. Кузнецовой, речь — это психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Сложно поверить, но факт остается фактом: при естественно возрастающей роли речи в коммуникации, ее значимость осознается далеко не всеми представителями социума. Более того, существенный процент современных дошкольников нуждается в профессиональной логопедической помощи.

На изменение основных характеристик новых нынешнего поколения детей оказали влияние многие факторы. В том числе, четко выраженная ориентация родителей на успех в достижениях своих детей в детском саду, затем в школе — первоочередной задачей они видят обучение ребенка читать, считать и писать. Речевое развитие уходит на второй план. Часто современные педагоги приводят в качестве аргумента слова К. Д. Ушинского о том, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. И считают первостепенной задачу педагогической работы с детьми, которые затрудняются при обучении грамоте, а именно — формирование у них психологической готовности и должного уровня общего развития и умственных способностей [4]. Соответственно, специалисты дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) ставят перед собой задачу комфортных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития дошкольников. Эффективное направление в этой области — организация единого речевого режима для воспитанников, что подразумевает определенный набор организационных шагов, взаимосвязанных аспектов. Условием решения задач является согласованные действия специалистов, их взаимодействие, их однозначная заинтересованность в гармоничном языковом и речевом развитии детей [1].

Исследователи называют ведущие направления организации речевого режима в условиях ДОО: формирование педагогических требований к речи педагогов и воспитателей, формирование и соблюдение единых требований к речи воспитанников с учетом возрастных особенностей и индивидуальных речевых возможностей; активная речевая практика детей в соответствующих благоприятных психолого-педагогических условиях; развитие речевой активности детей, потребности в речевой коммуникации, создание обогащенной коррекционно-развивающей речевой среды; реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие детей, тесная работа с родителями по правильному речевому воспитанию ребенка в семье. Реализация указанных видов деятельности позволит создать необходимые психолого-педагогические условия для коррекционно-речевой работы в детском саду в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников [4].

В детском саду № 1 педагоги работают над созданием электронных дидактических пособий для детей разных возрастных групп, направленных на развитие речи дошкольников в процессе реализации образовательных программ. Развитию речи способствует грамотная организация работы с текстом: его полноценное восприятие и понимание, аргументированная интерпретация, умение его комментировать, высказывать собственное мнение о произведении и уметь его выразить [3, с. 70]. Созданию условий для развития речевой активности детей способствует использование проблемных ситуаций, в которых ребенок должен высказаться. Следует «провоцировать» ребенка к общению с взрослыми и между собой, не оставлять без ответа его вопросы, беседовать о прочитанном и увиденном и т. д. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности. Приобщение детей к искусству — знакомство с художественными произведениями — эффективное средство развития связной речи. «Чтение» и собственная интерпретация созданного художником образа «служит уникальным средством художественного воспитания. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом» [2, с. 99]. Следует постоянно развивать и обогащать словарь детей в процессе чтения художественной литературы [1], помогать детям осваивать правила родного языка.

Ребенок дошкольного возраста воспитывается в окружении близких и значимых для него людей — семью, которая имеет решающее воздействие на него. В случае решения задачи речевого развития дошкольника тесный контакт с его семьей, понимание родителями совместной с воспитателями ответственности за результат поможет сделать деятельность по профилактике и преодолению нарушений речи эффективной.

Литература:

  1. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
  2. Литвинова О. В. Образ ребенка в изобразительном искусстве как средство художественного воспитания [Текст] / О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 98–100.
  3. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 70–73.
  4. Сабирова З. М. Cэламэт яшэргэ ойрэнэбез. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://auto-edu.ru/literatura/17576/index.html?page=26.
  5. Трудоношина И. Е., Кузнецова А. Я. Особенности познавательных способностей в раннем детском возрасте. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2012/11/1690.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, развитие речи дошкольников.


Похожие статьи

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного

Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.

Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале...

развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.

Создание условий для развития речи детей на примере...

...воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского садаформирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно

Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а

6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников

В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного

Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.

Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале...

развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.

Создание условий для развития речи детей на примере...

...воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского садаформирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно

Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а

6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников

В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи.

Похожие статьи

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного

Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.

Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале...

развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.

Создание условий для развития речи детей на примере...

...воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского садаформирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно

Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а

6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников

В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного

Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского...

Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.

Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале...

развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи.

Создание условий для развития речи детей на примере...

...воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста...

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского садаформирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно

Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а

6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Издательский цент «Академия» 2007. — 256 с.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду

− содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Используя в обучении детей творческое рассказывания, мы предполагали, что для развития у дошкольников

В основном данная работа осуществляется на занятиях по развитию речи.

Задать вопрос