Библиографическое описание:

Носова Т. М., Шведов В. Г., Колыванова Л. А. Патриотическое воспитание — актуальная проблема педагогического образования третьего тысячелетия // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 65-68.



Новые социально-экономические условия страны вызвали необходимость изменений в системе российского образования, основные положения которой заложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», расширяющем возможности всех участников образовательного процесса. Сегодня одним из важных моментов устойчивого развития общества признан приоритет патриотического воспитания всех слоев населения, и, в первую очередь — детей и молодежи, которые определяют будущее нашей страны, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Новый подход к патриотическому воспитанию подрастающего поколения требует развития патриотического мышления, сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества, воспитания новой личности с гражданско-правовым мировоззрением и культурой. Поэтому не случайно, что в 2015 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы», основная цель которой заключается в создании условий для повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России [6].

В России система патриотического воспитания населения определена Указом Президента РФ В. В. Путина «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» (№ 1666 от 19.12.2012 г.) и закреплена Национальной стратегией действий в интересах детей (№ 761 от 01.06.2012 г.), Постановлением Правительства РФ № 194 «Вопросы межведомственной комиссии по подготовке граждан РФ к военной службе и военно-патриотическому воспитанию» от 30.03.2010 г., а также иных документах, создавших правовые основы для построения системы патриотического образования в стране.

Так, в «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» указывается: «Приоритетными направлениями государственной национальной политики страны являются: укрепление единства и духовной общности многонационального народа страны (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере и развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения» [13].

Патриотическое воспитание, просвещение и образование осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, спортивными организациями и юридическими лицами.

Для Самарской области реализация этих законов и постановлений чрезвычайно актуальна. В 2007 году в губернии была принята «Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области» (№ 201 от 26.09.2007 г.). В этом же году был создан реестр детских и молодежных общественных объединений патриотической направленности, общее число которых составляет более шестисот организаций. Кроме этого, в 37 муниципальных образованиях региона действуют координационные советы по патриотическому воспитанию, созданы целевые программы, планы мероприятий по патриотическому воспитанию граждан, что позволило им разработать областную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан в Самарской области на 2014–2017 годы».

На заседании «Круглого стола», организованном общественным молодежным парламентом при Самарской Губернской Думе на тему: «Роль общественных организаций в патриотическом воспитании и формировании позитивного отношения к воинской службе у молодежи», директор ГБУ «Агентство по реализации молодежной политики» А. И. Орлов отметил, что патриотическое воспитание молодежи является одним из ключевых направлений реализации молодежной политики в регионе [8].

Дефиниция понятия «патриотическое воспитание» сложна, многогранна и раскрывает его как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Исходя из дефиниции понятия «патриотическое воспитание», базисным составляющим его является определение «воспитания», которое дано в Большом Энциклопедическом словаре как «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляющееся через образование и организацию жизнедеятельности определенных общностей» [2]. Патриотическое воспитание включает в себя направления гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания [7].Существенную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения и молодежи занимают музеи, основная цель работы которых заключается в развитии сознания человека, его культуры.

Среда, образующаяся на территории музея, представляет собой нечто переходное между классической образовательной средой обучения и пространством досуга. Определяя сущностные свойства музея, А. М. Разгон охарактеризовал его как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, гражданско-патриотических ценностей; как информационное и коммуникационное учреждение, своеобразную семиотическую систему [9, c. 39].

Сегодня идет процесс переосмысления роли и значения музейного представления исторической реальности, музейных предметов, культуры их построения и самого музея в контексте модернизации образования, ведущих философско-культурных и художественных парадигм. Основная миссия музея сегодня это — развитие личности человека, осуществляемой музейными средствами, где музей, выполняя функции образовательно-воспитательного центра, обновляет содержание образования, в частности патриотического, в условиях его модернизации. Особую роль в этом процессе приобретает краеведческий материал экспозиций, где знание региональных особенностей — фундамент развития патриотической культуры молодежи.

Важную роль в развитии патриотической культуры населения Поволжья занимает музейно-выставочный центр «Самара Космическая», официальное открытие которого состоялось 12.04.2007 года, в год 45-летия Самарского космического машиностроения. Комплекс монумента включает в себя единственный в Европе подлинный ракетоноситель «Союз» и музейное здание (высота — 60 м, масса — 20 т) [10].

«Самара Космическая» — не просто музей космонавтики, его подлинные экспонаты отражают вклад нашего города в освоении космоса (ракетный двигатель РД-108, доставивший Ю. А. Гагарина на орбиту; спускаемые капсулы, побывавшие в околоземном пространстве; двигатель НК-33 для лунной ракеты сверхтяжелого класса Н-1, разработанный Куйбышевским конструктором Н. Д. Кузнецовым). В апреле 2016 г. вся общественность и жители Самарской губернии вместе со всей страной отметили 55-летний юбилей полета человека в космос. Самара — это космическая столица России. 12 апреля 1961 г. останется в памяти людей как одно из важнейших событий XX в., так как с помощью ракеты-носителя «Восток» в космос был запущен космический корабль с первым человеком на борту. Космонавтика знаменует собой цивилизационный рубеж, сравнимый на Земле с выходом живых существ из воды на сушу, — отмечает академик Б. Е. Черток. «Забвение или искажение истории космонавтики чревато провалами в культуре человечества и, возможно, выбором неоптимального пути развития цивилизации» [5].

Для исследования влияния космических факторов на живые организмы и выработки способов защиты от губительных воздействий на них были разработаны специальные программы медико-биологических исследований непосредственно в условиях орбитального полета. «Для этих целей, — указывает академик А. Н. Кирилин, разработаны, изготовлены и выведены на орбиту 11 спутников серии «Бион» с различными биообъектами от простейших до высокоорганизованных животных — обезьян. Благодаря результатам исследований, полученным на космических аппаратах типа «Бион», разработаны методы и средства для обеспечения длительных полетов экипажей на пилотируемых станциях. Он отмечает, что 70 % всех фундаментальных исследований в области космической медицины и биологии проведены на спутниках серии «Бион» и только 30 % — на всех пилотируемых кораблях России и США» [43].

В ходе различных пилотируемых экспедиций на беспилотных биоспутниках в космосе побывали морские свинки, крысы, мыши, перепела, тритоны, лягушки, улитки и некоторые виды рыб. Известны также попытки запуска кошек, черепах, хомяков и обезьян. Однако, дорогу в космос человеку проложили собаки. Серия биологических экспериментов с собаками включала проведение исследований по возможности полётов живых существ на геофизических и космических ракетах, наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях таких полётов, а также изучение сложных явлений в околоземном пространстве.

Учёными Самарского медицинского университета были проведены исследования воздействий на животных большинства факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей различной интенсивности, воздействия космического излучения, гипокинезии и гиподинамии. При проведении таких экспериментов в СССР дополнительно проводились испытания систем аварийного спасения головных частей ракет с пассажирами. Подавляющее большинство исследований с собаками было проведено в СССР в 50-х и 60-х гг. XX в.

Первый этап исследований полётов осуществлялся с помощью геофизических ракет Р-1Б, Р-1В на высоту до 100 км. Во время полёта ракеты разгонялись до 4212 км/ч за короткий промежуток времени, перегрузки достигали 5,5 единиц. Собаки располагались в герметичной кабине на специальных лотках, привязанных ремнями. Поднявшись на необходимую высоту, ракета падала обратно, а головная часть с собаками спускалась на парашюте, который раскрывался на высоте 5–7 км [11].

Второй этап научных исследований проводился в 1954–1957 гг., при этом 9 раз совершались полеты собак в космос, в результате которых 12 собак летали, 5 из которых — погибли.

Третий этап научных исследований (1957–1960 гг.) включал в себя полёты собак на геофизических ракетах Р-2А и Р-5А на высоту от 212 до 450 км. В этих полётах собаки не катапультировались, а спасались вместе с головной частью ракеты. В некоторых экспериментах собак отправляли в полёт под наркозом для выяснения механизмов изменений физиологических функций.

Первыми живыми существами, впервые в истории осуществившими полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до условной границы с космосом, стали Дезик и Цыган. Старт ракеты Р-1В с собаками на борту состоялся 22.07.1951 года на полигоне Капустин Яр в 4:00 утра. Приземление было осуществлено в 20 км от места старта, при этом физиологических изменений у животных не было обнаружено.

3 ноября 1957 г. была выведена на орбиту собака Лайка, но космический аппарат не имел ещё системы посадки, поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Память о Лайке осталась в почтовых марках, выпущенных в разных странах. В память о животных, отдавших жизнь во имя науки, в 1958 г. перед Парижским обществом защиты собак была воздвигнута гранитная колонна. Её вершину венчает устремлённый ввысь спутник, из которого выглядывает симпатичная каменная мордочка Лайки — первой космической путешественницы.

28 июля 1960 г. в 12:31 ДМВ была предпринята попытка запуска экспериментального космического корабля-спутника 1К № 1, который был оснащен системой посадки и покрыт теплозащитой. В катапультируемом контейнере, расположенном вместо кресла космонавта, размещались собаки «Лисичка» и «Чайка». Из-за взрыва камеры сгорания двигателя блока, указывается в работе «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди» (2005), на 38 секунде полета аппарат «развалился» и упал. Собаки «Лисичка» и «Чайка» погибли. Однако, 19 августа 1960 г. в 11:44 был успешно запущен второй космический корабль-спутник. Корабль массой 4600 кг вышел на орбиту с параметрами: высота 306×339 км, период обращения — 90,7 минут, наклонение 6457´. На его борту в катапультирующей установке в специальном контейнере находились собаки «Белка» и «Стрелка».

Позже, в Самаре на «РКЦ «Прогресс» были разработаны автоматические космические аппараты научного и прикладного назначения, в частности космический аппарат «Бион-М», разработанный с целью изучения зависимости функциональных изменений в организме от длительности пребывания в невесомости, выработки профилактических средств обеспечения здоровья экипажей, определения биологических и физиологических эффектов лунной и марсианской гравитации.

Запуск космического аппарата «Бион-М-1» состоялся 19 апреля 2013 г. Спутник провел в космосе 30 дней. «Бион-М-1» — последняя разработка из серии «Бионов», созданных ранее Самарским предприятием «РКЦ «Прогресс». Он является единственным в мире космическим комплексом медико-биологического назначения, на котором возможны исследования на различных биообъектах. Многие виды животных участвовали в исследованиях в области космической биологии и физиологии, которые помогли решить проблемы, связанные с длительными космическими полетами человека и экстремальными условиями жизнедеятельности.

«Пусть начало третьего тысячелетия ознаменуется новыми достижениями в области авиации и космонавтики, а наша страна, запустившая первый искусственный спутник Земли и открывшая человечеству дорогу в космос, найдет в себе силы, возможности в XXI веке остаться одной из ведущих космических держав мира, — указывает И. И. Клебанов, — и в этом процессе как никогда важна роль учителя, осуществляющего патриотическое воспитание, создающего будущее страны».

Литература:

  1. Андреева Н. Д., Малиновская Н. В. Проблема практического применения знаний о природе в методике обучения биологии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы ΙΙΙ Международной конференции. — Самара: СГСПУ, 2016. — С. 53.
  2. Большой Энциклопедический словарь (БЭС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.299.ru/word.php (дата обращения: 01.03.2016).
  3. Жуков С. А. Воспитание патриотизма и национальная безопасность: исторический аспект (на опыте Советско-финляндской войны 1939–1940 гг.) // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (03.1). — С. 81–84
  4. О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (с изменениями на 24 августа 2012 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения: 04.03.2016).
  5. О патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samara-news.net (дата обращения: 06.03.2016).
  6. Разгон А. М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. Труды НИИ культуры. — Вып. 122. — М., 1983. — С. 39.
  7. Самара Космическая — музейно-выставочный комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samaracosmos.ru/ (дата обращения: 01.03.2016).
  8. Собаки в космосе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kik-sssr.ru (дата обращения: 07.03.2016).
  9. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КноРус, 2010. — 431 с.
  10. Стратегия государственной национальной политики российской федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oovkk.ru/ (дата обращения: 07.03.2016).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения: 09.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Режим доступа, дата обращения, Электронный ресурс, государственной национальной политики, «Патриотическое воспитание граждан, патриотического воспитания, патриотического воспитания граждан, Патриотическое воспитание, патриотическом воспитании, государственной власти, патриотическому воспитанию, органами государственной власти, патриотическое воспитание, Самарской области, патриотического воспитания населения, приоритет патриотического воспитания, «Концепция патриотического воспитания, этап научных исследований, государственной власти РФ, патриотическое воспитание молодежи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос