Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нурлигенова З. Н., Амантаева К. М., Курбанова Д. Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 160-163. — URL https://moluch.ru/archive/179/46437/ (дата обращения: 18.06.2019).



С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. В статье обосновывается понятие патриотизма как одной из наиболее важных ценностей государства, выделены основные задачи для достижения цели, которые занимают важную роль в формировании казахстанского патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданственность, национальное самосознание

На протяжении всей многовековой истории Казахстана проблема патриотизма является предметом особого внимания. Не одно тысячелетие насчитывает процесс воспитания патриотизма у казахстанского народа. У нас, граждан Казахстана, сформировалась культура, основой которой является народность, патриотизм, духовность, солидарность и уважение к традициям.

Важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне. Основным институтом, обеспечивающим организацию, функционирование и контроль всей системы патриотического воспитания, является государство. Патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики Республики Казахстан на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Однако, что такое патриотизм? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля отмечается: «патриотизм (от греческого patriots — соотечественник, patris — Родина, Отечество) — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [1, с. 24]. С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует «патриотизм», как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2].

Известно, что многие известные учёные, выдающиеся педагоги, талантливые писатели, философы и публицисты в своих трудах уделяли особое место патриотическому воспитанию. Проблемы патриотического воспитания являются исследованием отечественных учёных. Тематика патриотизма встречается в трудах Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова и многих других казахстанских деятелей. По мыслям философа Абая Кунанбаева, истинный патриотизм — это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, и реальная практическая помощь своему народу. Мухтар Ауэзов говорит следующее: «Советский патриотизм — это глубокий вдумчивый труд за всех народов своей Родины, за всё будущее поколение, за отцов, за матерей» [3, с. 215]

Свои взгляды о роли исторической науки в формировании гражданского патриотизма М. Козыбаев обосновал в связи с формированием общенациональной идеи: «В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальное функционирование общества, выдвинута идея упрочения гражданского мира и межнационального согласия, идея национального и общенационального, общеказахстанского патриотизма. Всемерно подчеркивая идею общенационального патриотизма, на наш взгляд, следует шире и глубже исследовать истоки казахского национального патриотизма, ставшего составной частью менталитета народа. Мы особо подчеркиваем этот аспект потому, что казахский народ несет особую ответственность в формировании общеказахстанского патриотизма, общенациональной идеи упрочения гражданского мира и межнационального согласия» [4, с. 323].

Обращаясь к прошлому, стоит заметить, что богатая история казахстанского народа всегда отличалась своим патриотизмом и любовью к Родине. Так, например, известными патриотами являются Керей и Жанибек — отцы-основатели Казахского ханства, первого национального государства на территории современного Казахстана. Оба стремились дать народу независимость и сделали все, чтобы Казахское ханство оставалось сильным и самостоятельным государством, защищая границы ханства. Жанибек и Керей внесли огромный вклад в укрепление патриотизма казахского народа.

Примером патриотизма является величайший Касым хан, сын Жанибека. Мудрый хан призывал народ бороться за Родину, ценить и любить культуру своего народа, уважать обычаи и традиции семьи. Как патриот, Касым хан смог расширить границы ханства, увеличил численность населения до миллиона, издал своего рода конституцию казахского общества — «Қасымханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»), что помогло регулировать отношения внутри общества, контакты общества с другими государствами.

Патриотизм проявил Абылай хан. Он проявил себя в борьбе против джунгарского нашествия, в объединении трёх казахских жузов. В 1771 г. Абылай был провозглашен ханом всех трёх жузов. Объединив казахские жузы, хан создал крепкую и сильную государственность, проводил грамотную внешнюю и внутреннюю политику, а также вернул казахам завоёванные джунгарами земли на востоке и Семиречье.

Также необходимо обратить внимание на мысли известного ученого, путешественника Шокана Уалиханова. Ш. Уалиханов — человек, получивший европейское образование, человек открытый западу. Г. Н. Потанин в очерке о Шокане Уалиханове написал: «Он был слишком европеец, более европеец, чем русские, и потому никогда уже не мог снять с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры. Но эта привязанность к Европе не отрывала его от его народа. Напротив, европейский дух, в котором он воспитался, обязывал его смотреть на себя как на слугу своего киргизского (казахского) народа». Как пишет далее Г. Н. Потанин, «задачей своей жизни Валиханов считал служение киргизскому народу, защиту его интересов перед русской властью и содействие его возрождению».

Любовь к родине и к своему народу можно увидеть в трудах философа-гуманиста, основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева. В стихах Абая звучит тревога за будущее своего народа.

Время — пряди тумана вдоль гребней гор.

Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.

Проявил патриотизм Алихан Бокейханов — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф, политический лидер казахов. А. Бокейханов, учитывая, что казахи стали терять политический и культурный ориентир, хотел создать независимое казахское государство. Идея была создана в виде автономии «Алаш», однако автономия существовала недолго. А. Бокейханов считал, что народ без государства — это сироты.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема патриотического воспитания молодежи. Особое внимание стоит уделить на процессы воспитания и педагогики как средств формирования личности. Педагогика является мощным воздействием на воспитание человека, поэтому педагогика должна активно использовать в практике воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах, с целью пропаганды патриотического воспитания;

– утвердить в чувствах и познаниях молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

– воспитать уважение к прошлому Родины, к традициям, обычаям;

– укрепить среди молодежи верность к родине и готовности к защите своего государства.

Содержание патриотического воспитания, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-культурной, политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогической практике содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания можно отнести направленность воспитания на:

– укрепление единства и целостности;

– учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

– сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов Казахстана, их сплочение в едином федеративном государстве;

– содействие развитию национальных культур и языков народов;

– содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

– развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

– обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

– обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

– укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

– сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

– формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

– предотвращение межнациональных конфликтов;

– учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

– сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости и многие другие принципы.

Казахстан — это сильное и независимо государство с многовековой историей. Огромный вклад в патриотическое воспитание внёс Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Республики Казахстана: «Казахстан начал третье двенадцатилетние Независимости с большой духовной модернизации. В рамках моей программной статьи во всех регионах страны начата масштабная работа. Один из важных проектов, реализуемых на основе «Рухани жаңғыру» — «Туған жер». Земля, на которой человек родился, всегда будет в его сердце. Мы все гордимся своими родными краями, скучаем по ним, заботимся о них. Любовь к родной земле продолжается в любви к Родине, забота о родной земле — в заботе о Родине», — отметил глава государства [5].

Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, Том 1–4, 1989–1990.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/ (Дата обращения: 02.11.2017).
  3. Ауэзов М. Абай Кунанбаев: Монографические исследования и статьи. /Сост. Акбаев Н. — Алматы: Санат, 1995. — С. 320.
  4. Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. В 2-х книгах. Кн. 1. — Алматы: Ғылым, 2000. — С. 420.

5. Назарбаев: Патриотизм является нерушимой опорой Мәңгілік Ел. URL: http://muftyat.kz/ru/news/11876 (Дата обращения: 02.11.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, народ, Родина, патриотизм, казахстан, казахстанский народ, Казахское ханство, казахское общество, казахский народ, гражданский мир.


Похожие статьи

Боевые традиции казахского народа – основа... | Молодой ученый

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с военно-патриотическим воспитанием через боевые традиции казахского народа. В статье раскрыта педагогическая классификация боевых традиций казахского народа...

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Казахский народпатриотичный, гуманный народ.

В настоящее время патриотизм направлен на развитие экономики, на демократизацию общества и на стимуляцию объединения сил.

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Казахский народпатриотичный, гуманный народ.

В настоящее время патриотизм направлен на развитие экономики, на демократизацию общества и на стимуляцию объединения сил.

Теоретические и методические аспекты патриотического...

Казахстан, казахский народ, народная педагогика, урок, Родина, подрастающее поколение, иностранный язык, Моя семья, народная мудрость, май - День.

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, русский народ, гражданское воспитание, воспитательный процесс, Родина...

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства...

Основные термины (генерируются автоматически): батыр, казахский народ, Казахстан, Казахское государство, казахское общество

историография, социальная структура, батыр, полководец, военачальник, институт батырства, Казахское ханство, Казахское государство...

Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана

Основные термины (генерируются автоматически) : Алаш, казахский народ, всеказахский съезд, дело, казахское общество, Оренбург, родина, родной язык, федеративная республика. Узнать стоимость написания работы.

Исторический аспект патриотизма и его роль в жизни общества...

патриотизм, Казахстан, казахстанский патриотизм, американский патриотизм, США, время, Лидер Нации, американское общество, Великобритания, воспитание патриотизма.

Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства...

XVIII в. истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских

В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства [1].

Похожие статьи

Боевые традиции казахского народа – основа... | Молодой ученый

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с военно-патриотическим воспитанием через боевые традиции казахского народа. В статье раскрыта педагогическая классификация боевых традиций казахского народа...

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Казахский народпатриотичный, гуманный народ.

В настоящее время патриотизм направлен на развитие экономики, на демократизацию общества и на стимуляцию объединения сил.

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Казахский народпатриотичный, гуманный народ.

В настоящее время патриотизм направлен на развитие экономики, на демократизацию общества и на стимуляцию объединения сил.

Теоретические и методические аспекты патриотического...

Казахстан, казахский народ, народная педагогика, урок, Родина, подрастающее поколение, иностранный язык, Моя семья, народная мудрость, май - День.

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, русский народ, гражданское воспитание, воспитательный процесс, Родина...

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства...

Основные термины (генерируются автоматически): батыр, казахский народ, Казахстан, Казахское государство, казахское общество

историография, социальная структура, батыр, полководец, военачальник, институт батырства, Казахское ханство, Казахское государство...

Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана

Основные термины (генерируются автоматически) : Алаш, казахский народ, всеказахский съезд, дело, казахское общество, Оренбург, родина, родной язык, федеративная республика. Узнать стоимость написания работы.

Исторический аспект патриотизма и его роль в жизни общества...

патриотизм, Казахстан, казахстанский патриотизм, американский патриотизм, США, время, Лидер Нации, американское общество, Великобритания, воспитание патриотизма.

Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства...

XVIII в. истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских

В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства [1].

Задать вопрос