Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурочкина, Н. Н. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры / Н. Н. Бурочкина, А. В. Никонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32364/ (дата обращения: 11.12.2024).



Многие ученые и педагоги, уделяли внимание развитию речи детей с раннего возраста. Понятие развития речи детей в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО), предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Ученые относят педагогическую систему М. Монтессори к тем немногим, которые не только не потеряли актуальности, но и укрепили свои позиции в современном педагогическом пространстве [4, с. 77–78]. «Помоги мне это сделать самому» — таков девиз методики М. Монтессори. В каждом ребенке она отмечала индивидуальность и неповторимость, была убеждена, что в ребенке природой заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. Родителям и педагогам нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть уголек в топку его ума», т. е. создать развивающую социальную и предметную среду, предоставив соответствующие объекты для изучения; не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит [1].

М. Монтессори выделяла задачи воспитания: биологическую сущность воспитания обеспечивает закономерный процесс развития здорового ребенка или возможный прогресс развития при тех или иных нарушениях здоровья; социальная цель считается достигнутой, если ребенок, проходя через этапы роста и развития, во взрослом состоянии адаптирован к существованию в социальной среде. Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, «бессознательно и неустанно» [2]. М. Монтессори сравнивает мышление ребенка с губкой, впитывающей воду [1].

Важно учитывать особенности развития ребенка в каждый из сензитивных периодов. Понятие «сензитивные периоды» является у М. Монтессори одним из ключевых для представления процесса развития ребенка. Наиболее полная характеристика сензитивных периодов развития ребенка дана в книге М. Монтессори «Секрет детства» (Милан, 1950) [5]. К основным сензитивным периодам относятся: период развития речи (0–6 лет); период восприятия порядка (0–3 года); сенсорного развития (0 — около 5,5 лет); восприятия маленьких предметов (1,5–2,5 года); развития движений и действий (1–2,5 года); развития социальных навыков (2,5–6 лет). Соответственно, ребенок в ходе каждого этапа развития адаптируется к социальной среде. Он обучается через действия и приобретаемый опыт.

Дети должны развиваться в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Одним из наиболее эффективных способов развития речи детей является дидактическая игра. Все действия организуются в игровой форме, используя сухой бассейн с резанным поролоном, шариковый сухой бассейн, сенсорные дорожки. В зарядке обязательно присутствует мотивация: «Помочь медвежонку», «Разбудим солнышко». Полюбились детям зарядка «По страницам сказки…», где они встречаются с героями сказок «Колобок», «Теремок». В принципе, фольклорная тематика близка детям в силу возрастных особенностей и в современных условиях, когда развитие ребенка идет в многонациональном пространстве [3, с. 118]. Одно из любимых занятий детей — исследование «морских глубин»: «ныряния» с лодки, чтобы увидеть морскую звезду, акулу. Слова в сочетании с действиями позволяют заинтересовать детей, создать радостное настроение.

Пример «Веселых зарядок для малышей»: Ищет курочка цыпляток, (маршируем на месте)/ Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (Повороты вправо и влево)/ Где же вы мои цыплятки, (машем вытянутыми вверх руками)/ Не ходите далеко! (Руки на пояс, поднимаемся на цыпочках)

Для детей создается зона, где упражнения способствуют установлению причинно-следственных связей, развитию движений кисти руки и переходу от действия к деятельности [2]. Последний — «маркер» конкретного периода в развитии мышления дошкольника: переход от присвоения внешнего порядка действий к перенесению его в умственный. Прежнее совершение действий ради них самих меняет цель: теперь они — составляющая более сложного навыка. Мотивация поддерживается разнообразием сенсорных впечатлений: звуками, цветом, формой. Постепенно усваиваются и способы работы: поиск пары, построение ряда. Оборудование и материалы М. Монтессори для таких упражнений доставляют удовольствие детям, вызывают интерес и желание работать.

В процессе сенсорного воспитания идет целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. В период раннего детства ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию о мире ребенок получает через тактильные ощущения, запахи, (прикосновения мамы). Затем более важными источниками информации становятся зрение и слух. Все это влияет усвоение сенсорных эталонов, на развитие словарного запаса ребенка.

В практике ДОО используются различные зоны для деятельности. Зона упражнений с сыпучими материалами отвечает возрастному интересу ребенка к мелким предметам [2], что объясняется процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих одновременно за сенсомоторное и речевое развитие. Ребенок осваивает последовательно процессы анализа и затем синтеза. Успешность процессов обеспечивается через осмысление и занимательность предлагаемых форм деятельности. Дети 1,5–3 лет манипулируют с мелкими предметами, сортируют их, пересыпают ложкой, просеивают, перекладывают бобы из одной емкости в две маленькие и т. д. Все это позволяет детям приобрести навыки: координированная работа руки и глаза, координированная работа обеих рук, осуществление «пинцетного захвата» большим и указательным пальцами, точные движения кисти и т. д. Зона упражнений с водой, которая отделена от первой зоны, имеет терапевтический эффект: развивается мелкая моторика, снимается повышенная возбужденность. Ребенок знакомится со свойствами воды: холодная, горячая, прохладная; льется, струя, сильный напор.

Эффективность использования в работе методики М. Монтессори доказана богатой практикой нашего детского сада: у детей младшего дошкольного возраста речь развивается активнее, словарный запас расширяется, высказывания приобретают логичность и последовательность.

Литература:

  1. Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey.
  2. Богданова В. Г. Программа группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори метода // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/24/programma-gruppy-vmeste-s-mamoy-dlya-detey-ot-8-m-do-3-let.
  3. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 117–119.
  4. Репринцева Г. А. Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори // Инновации в науке. — 2011. — № 5–2. — С. 106–112.
  5. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, действие, зона упражнений, окружающий мир, развитие речи детей, социальная среда.


Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Задать вопрос