Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, Т. И. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром / Т. И. Петрова, Н. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13126/ (дата обращения: 25.04.2024).



В какой бы среде человек ни находился, каким бы видом деятельности ни занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в окружающей действительности.

Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с трудом вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому необходимо хорошо изучить состав учащихся, знать причины ЗПР каждого ученика, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.

При изучении тем природа рассматривается как единое целое, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Взаимосвязи имеют разнообразный характер: пространственно-временной зависимости (осадкам предшествует облачность), причинно-следственной зависимости (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания. Поэтому характеристики образа жизни животных, особенности роста и развития растений непременно включают знакомство с приспособительными особенностями живых организмов к изменениям природных условий в разные времена года. При изучении домашних животных, культурных растений подчеркивается соответствие условий их содержания или выращивания биологическим особенностям организмов.

Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ученик постоянно возвращается к одному и тому же понятию по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.

При построении процесса изучения сезонных изменений в природе учитель ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На уроках наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (идёт дождь), о временной и целевой связи явлений (пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы (снег и дождь — это осадки). Из этого неполного перечня видно, как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей.

Успешное изучение сезонных изменений в природе в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого урока. Наглядные пособия призваны формировать конкретные представления. Различные формы наглядности –натуральные предметы природы, их изображения в виде муляжей, макетов, таблицы, экранные пособия содержат информацию о различных сторонах природных объектов. Одни пособия позволяют ознакомиться со строением объекта. Это муляжи, гербарии, чучела. Другие используются при знакомстве учащихся с природными процессами — демонстрация опыта, использование экранных средств, наблюдение за живым объектом. Первоначальное знакомство детей с предметом или явлением природы целесообразно начинать с непосредственного контакта с ним. Работа над речью, над значением слов и выражений протекает с опорой на наглядность и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Созданию отчётливых представлений способствует использование в учебном процессе табличек со словами и фразами, соответствующими изучаемому материалу. Это помогает сконцентрировать внимание ребёнка и позволит эффективно работать по развитию восприятия обращённой речи на протяжении всего занятия.

Переход от наглядных представлений к образным происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используется беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.

Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в дневниках и календарях природы, в сводных таблицах о погоде определённого месяца, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.

Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом.

Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:

‒ обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;

‒ работа с календарём природы на уроке;

‒ еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;

‒ ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.

Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

На основе наблюдений и экскурсий дети сначала усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их. В последующие годы ставится задача расширять круг представлений о сезонных изменениях в природе и уметь выделять определённые закономерности в жизни природы, самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять небольшие рассказы, опираясь на план.

При изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Так же нужно обратить внимание на концентричность расположения материала, позволяющую из отдельных фрагментов знаний последовательно формировать целостное представление об окружающей действительности.

Программами обучения и воспитания детей с ЗПР предусмотрено решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач.

Литература:

  1. Соломина Е. Н., Тушева Е. С. «Изучение сезонных изменений в природе в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта», М.,2005 г.
  2. Титова М. Ф. «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», М.,2004 г.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание», М.,2005г.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, изменение, занятие людей, календарь природы, наблюдение, окружающая действительность, причинно-следственная зависимость, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через...

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и

У детей стали образовываться причинно-следственные связи; тепло, светло — на ветках из почек

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  склонен наблюдать, экспериментировать

Формирование элементарных экологических представлений...

Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий.

календари погоды и природы, – наглядный иллюстративный материал

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле.

 формирование представлений детей об изменениях в живой и не живой природе, умений устанавливать причинно-следственные связи.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений.

При последовательно организованных наблюдений в природе, использование динамических моделей экосистем дети среднего дошкольного...

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как...

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, детский сад, окружающий мир, знание, наблюдение...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе...

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы

– развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинноследственные связи

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и...

Формирование экологических представлений у детей старшего...

В результате целенаправленной работы дети овладели новыми знаниями о природе в осенний период, активно включились в процесс наблюдения, научились размышлять, сравнивать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, освоили причинно-следственные...

Похожие статьи

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками...

Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через...

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и

У детей стали образовываться причинно-следственные связи; тепло, светло — на ветках из почек

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  склонен наблюдать, экспериментировать

Формирование элементарных экологических представлений...

Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во время экскурсий.

календари погоды и природы, – наглядный иллюстративный материал

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле.

 формирование представлений детей об изменениях в живой и не живой природе, умений устанавливать причинно-следственные связи.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений.

При последовательно организованных наблюдений в природе, использование динамических моделей экосистем дети среднего дошкольного...

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как...

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, детский сад, окружающий мир, знание, наблюдение...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе...

Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы

– развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинноследственные связи

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и...

Формирование экологических представлений у детей старшего...

В результате целенаправленной работы дети овладели новыми знаниями о природе в осенний период, активно включились в процесс наблюдения, научились размышлять, сравнивать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, освоили причинно-следственные...