Автор: Жумаева Дилафруз Хамроевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Жумаева Д. Х. Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 418-421.



Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее отражение прежде всего в малом бизнесе, который в значительной мере способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес — экономическая подсистема, создающая условия для наиболее полной реализации потенциала человека, как предпосылки и конечной цели общественного развития. Поэтому большое значение отводится комплексу его качественно-количественных характеристик — важного показателя социально-экономического развития общества.

Для развития в Узбекистане предпринимательства существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования социально-экономической структуры общества, формирования многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложи ния, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, — проблемы безработицы (рис. 1).

Трудность и сложность предпринимательской деятельности обусловили наличие специфических требований к предпринимателю. К характерным чертам успешного предпринимателя относятся:

‒ умение оценить выгодность и перспективность дела;

‒ готовность идти на определенный риск;

‒ быстро реагировать на потребности рынка: быть готовым к выпуску новых товаров и услуг;

‒ умение находить инвесторов и дополнительные источники финансирования.

‒ нацеленность на конечные результаты.

Рис. 1. Воздействие предпринимательства на экономику страны [1]

Для успешного ведения бизнеса (эффективного функционирования фирмы) предприниматель должен не только обладать перечисленными выше качествами, но и владеть знаниями в области экономики и менеджмента.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе в малом бизнесе занято почти 50 % трудоспособного населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 33 до 66 % национального продукта, а его доля в валовом внутреннем продукте — от 50 до 67 % [2]. Повсеместно растет «рождаемость» малых предприятий, что свидетельствует о высокой эффективности малого бизнеса в режиме благоприятствования.

Как правило, малый бизнес отождествляется с предпринимательством, осуществляемым в малых масштабах. Следовательно, исследование малого бизнеса прежде всего сводится к изучению существенных сторон феномена предпринимательства.

Понимание сути предпринимательства и предпринимателя эволюционировало, начиная с античности. Так, в римском праве предпринимательством называлось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Предпринимателем был арендатор, человек, ведущий общественное строительство.

В средние века понятие «предприниматель» имело несколько значений: человек, занимающийся внешней торговлей; организатор парадов, балаганов и представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производствен производственных проектов. В XVII веке предпринимателем был человек, заключивший с государством контракт с заранее оговоренной стоимостью на выполнение работ или поставку определенной продукции. Таким образом, предпринимателем становится собственник, а размеры прибылей или убытков от его деятельности зависят только от его удачливости.

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантильоном, жившим в начале XVIII века. Понятие 'Предприниматель» в экономической литературе впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в 1732 г. в Париже. Под предпринимателем понимался человек, который, оценив выгодность дела берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продукции) или услуг, предлагаемых обществу [3].

Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с различивши элементами внешней среды, к которым относятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, группы интересов, местные органы власти, законодательные и правовые органы, местное общество, а также образовательные учреждения, сотрудники фирмы и др. Итак, в исторической ретроспективе первыми предпринимателями были организаторы, потом — собственники, которые рисковали своим имуществом. Поэтому понятие предпринимателя соединялось с представлением о собственности, об имущественном вкладе предпринимателя в хозяйство.

Сегодня суть предпринимательства в научной литературе трактуется по-разному. Традиционно его определяют как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Иначе, предпринимательство — это 1) форма экономической активности людей, 2) институт рыночной экономики, 3) инновационный процесс, 4) определенная система социальных отношении, которые направлены на получение максимальной прибыли.

В процессе своей деятельности предприниматель сталкивается с рядом трудностей: 1) трудностями, связанными с характером поставленной задачи, 2) трудностями, связанными с привычкой предпринимателя противиться всему новому, 3) противодействием самой социальной среды, которое заключается в необходимости учитывать интересы других, например, конкурентов, и налаживать новые партнерские контакты.

Перед лицом новых трудностей и новых возможностей возникает необходимость в функции руководства. Функция руководства — «оживить», осуществить потенциальные «мертвые» возможности. Функции предпринимателя и руководителя пересекаются, но не совпадают, так же, как не пересекаются функции собственника и предпринимателя.

Частная собственность, конечно, лежит в основе мотива предпринимателя к удовлетворению потребностей, но она, как и самостоятельность, не является существенным признаком предпринимателя. Частная собственность является стимулом к накоплению.

А накопление создает предпосылки для новых комбинаций.

Главную роль по-прежнему играет социальная цель самореализации человека.

Бизнесмен получает удовлетворение от процесса самостоятельного решения проблем бизнеса, реализации своих идей. Успех дела не только приносит прибыль, средства к существованию, но и определенный социальный статус, престиж. Заработанные деньги дают возможность удовлетворять самые различные потребности, в том числе и духовные.

Одновременно, в обществе, благополучном с социальной точки зрения, есть благоприятные условия для бизнеса: в окружающей среде создается положительный социальный образ предприятия, что дает преимущества в конкурентной борьбе и дополнительную прибыль. Правда, обычно расходы на решение социальных вопросов отвлекают часть ресурсов предприятия от решения прямых экономических задач, отражаются на потребителе в виде повышения цен. Общество от этого в целом может потерять.

Если в данную модель ввести критерий размера предприятия, то мы будем различать в рамках предпринимательства — малое, среднее и крупное предпринимательство, и в рамках бизнеса — малый, средний и крупный бизнес (рис. 2). В мировой практике малым считается предприятие с численностью занятых до 200 человек, средним — от 200 до 500 человек, крупным — более 500 человек. Для каждого из перечисленных видов деятельности характерны свои организационные формы, сферы деятельности, преобладание определенного вида собственности, характер поведения на рынке и т. д. Предпринимательство и бизнес также можно классифицировать по отраслевому и территориальному критериям. Предпринимательство присутствует везде: в малом, среднем и крупном бизнесе как некое качество или этап развития.

Рис. 2. Взаимосвязь крупного, среднего и малого бизнеса.

Источник: разработка авторов

Таким образом, понимание малого бизнеса как уникального социально-экономического явления прежде всего связано с исследованием особенностей предпринимательства — его целей, функций, социальной роли, закономерностей. Анализ эволюции взглядов на предпринимательство раскрывает возможности более глубокого осмысления этого явления с точки зрения экономического, социологического и социального подходов.

В процессе своей деятельности бизнес воспроизводит сам себя. Существуя в неустойчивой рыночной среде, он испытывает подъемы и спады, причиной и следствием которых является инновация. Но инновация в данном случае носит ситуативный, одномоментный характер, так как она не меняет качественной определенности бизнеса, а лишь направлена на решение текущих проблем его функционирования. Процесс функционирования бизнеса сводится к повторяющемуся процессу его расширенного воспроизводства,

Литература:

1. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. — М.: Финансы и статистика, 2005, с. 7.

2. Гринберг Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика, № 9, 2010.

3. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. -М.: Алма-Пресс, 1998, с. 7–9.

Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, чертам успешного предпринимателя, малом бизнесе, малый бизнес, имущественном вкладе предпринимателя, существенным признаком предпринимателя, рыночной экономики, основе мотива предпринимателя, Узбекистане предпринимательства существенное, малым бизнесом, развития малого бизнеса, понятие предпринимателя, функция предпринимательства должна, привычкой предпринимателя, Функции предпринимателя, Понимание сути предпринимательства, сторон феномена предпринимательства, сфере малого бизнеса, эффективности малого бизнеса, исследование малого бизнеса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос