Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Касимова Ф. Т. Особенности и отличительные свойства малого бизнеса и частного предпринимательства // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 193-195. — URL https://moluch.ru/archive/135/36859/ (дата обращения: 20.04.2018).



В статье рассмотрена сущность малого бизнеса и частного предпринимательства, изучены их особенности и отличительные свойства, рассмотрены возможности развития многообразных форм предпринимательской деятельности и формирование конкурентной среды.

Ключевые слова:рынок, рыночные отношения, малый бизнес, частное предпринимательство, современная экономика, предпринимательская деятельность, малые и мелкие предприятия, конкурентная среда

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой из них. Проблема рынка – это не просто экономическая проблема. Рынок – это сложная социально-экономическая система, процесс проявления исторических, национальных, культурных, религиозных, психологических особенностей развития российского общества. Рыночные (товарно-денежные) отношения включены в систему социальных, культурных, политических, духовных отношений, «характеризующих взаимодействия человека с обществом через экономику и посредством неё» [1].

В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования в социально-экономической структуры общества, формирование многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложения, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, – проблемы безработицы.

В сфере малого бизнеса и частного предпринимательства наблюдается нестабильность его финансово-экономического положения, на низком уровне остается инвестиционная активность, имеются сложности при получении банковских кредитов. Особенно очевидно это в сфере производства. В то же время крупным промышленным структурам в условиях жесткой конкуренции необходимо формировать собственную структуру кооперационных связей, позволяющую быстро реагирует на изменения конкурентной среды.

До недавнего времени малый бизнес рассматривался исключительно экономической наукой как особый вид предпринимательской деятельности, субъектами которой являются малые мелкие предприятия, а также занятые и индивидуальной трудовой деятельностью предприниматели.

«Малый бизнес» – не единственный термин для обозначения явления, которое в США называется «антипренерство», в Германии — «миттельштанд», а также обозначается как мелкий бизнес, мини- или микробизнес. Помимо малого различают большой и средний бизнес.

В мировой практике разработаны следующие критерии отнесения предприятия к малому бизнесу:

1) величина уставного капитала;

2) численность занятых на предприятии;

3) объем производства и услуг, оказываемых населению.

Эти критерии варьируются в различных странах, но повсеместно главным критерием остается численность занятых на предприятии, которое и определяет масштабы бизнеса. Первоначально предприятия малого и среднего бизнеса в мире определялись как предприятие с числом занятых не более 500 человек и годовым доходом до взимания налогов условно не ниже 200 млн. франков, но позднее остановились на критерии численности работающих на предприятии, пренебрегая критерием оборота.

Ассоциация малого бизнеса в США определяет его как:

1) основанный на частной собственности,

2) самостоятельный,

3) не доминирующий в том или ином виде деятельности бизнес. Это бизнес, организованной форме единоличного предприятия, партнерство или корпорации.

Как правило, малый бизнес отождествляется с предпринимательством, осуществляемым в малых масштабах. Следовательно, исследование малого бизнеса прежде всего сводится к изучению существенных сторон феномена предпринимательства.

В средние века понятие «предприниматель» имело несколько значений: человек, занимающийся внешней торговлей, организатор парадов, балаганов и представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов. В XVII веке предпринимателем был человек, заключивший с государством контракт с заранее оговоренной стоимостью на выполнение работ или постановку определенной продукции. Таким образом, предпринимателем становится собственник, а размеры прибылей или убытков от его деятельности зависит только от его удачливости.

Цель предпринимателя – успех, его деятельность – поединок, а показатель успеха – прибыль. Таким образом, мотивы предпринимателя – радость творчества уходит на задний план. По мере приращение дохода интенсивность потребностей предпринимателя падает. Гедонизм, стремление к обогащению исчезают, остается только потребность в творчестве. И в этом свете девиз: «Ещё больше!», означает «Еще больше новаций!».

В процессе своей деятельности предприниматель сталкивается с рядом трудностей:

1) с трудностями, связанными с характером поставленной задачи,

2) с трудностями, связанными с привычкой предпринимателя противится всему новому,

3) с противодействием социальной среды, которое заключается в необходимости учитывать интересы других, например, конкурентов, и налаживать новые партнерские контакты.

Перед лицом новых трудностей и новых возможностей возникает необходимость в функции руководства. Функция руководства – оживить, осуществить потенциальные мертвые возможности. Функции предпринимателя и руководителя пересекаются, но не совпадает так же, как и не пересекается функции собственника и предпринимателя.

Частная собственность, конечно, лежит в основе мотива предпринимателя к удовлетворению потребностей, но она, как и самостоятельность, не является существенным признаком предпринимателя. Частная собственность является стимулом к накоплению. А накопление создают предпосылки для новых комбинаций. Шумпетер определяет предпринимательства в общефилософском контексте. Предпринимателем у него становится человек любой профессии, до тех пор, пока он осуществляет новшества.

С другой стороны, по Шумпетеру, предприниматели- отдельные группы людей- новаторов по своей сути. Не совсем сформировавшись как класс, они имеют свой стиль жизни, система ценности и т. д. Этот тип отличают острота видение, кругозор, умение идти вперед в одиночку, вот почему так значимы здесь личные качества и экономический уклад, который предоставляет предприниматель. Особое значение для успеха предприятия приобретают не только опыт и знания, но и чутье предпринимателя. Именно Шумпетеру принадлежит идея инновации как основной функции предпринимателя, которая лежит в основе современных концепций предпринимательства.

Социальный подход означает междисциплинарный подход к исследованию социального предпринимательства, то есть, с точки зрения социологии, экономики, психологии, политики, права и других наук. Социальный подход опирается на социологию и экономику, но обогащается методологией и инструментарием других наук.

Рассматривая различные подходы и концепции малого предпринимательства и малого бизнеса, мы пришли к выводу, что в современной науке и практике нет однозначного подхода к определению этих явлений. Разнообразие существующих точек зрения подтолкнуло нас к разработке своей концепции малого бизнеса и малого предпринимательства.

Есть ли принципиальное отличие малого бизнеса от малого предпринимательства, и если есть, в чем оно состоит?

«Малый бизнес» чаще всего определяется как маленькое дело. В переводе с английского «бизнес — дело; фирма, торговое предприятие; коммерческая деятельность» [2]. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова «бизнес — предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль», а бизнесмен — «делец, предприниматель»! [3]. По сути, в данном случае предпринимательство и бизнес приравнены друг к другу.

Большинство исследователей трактует бизнес шире предпринимательства, так как он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, госструктур. Бизнес в зарубежной литературе определяется как система производства для удовлетворения потребностей общества. В обобщенном виде он понимается как деловая активность человека в системе рыночных отношений, а предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса в различных его сферах [4]. Другая точка зрения [5] рассматривает предпринимательство как инициативу экономической деятельности.

Предпринимательство носит поисковый характер, осуществляет инновацию, содержит в себе возможность реализовать потребности человека, осуществить свои идеи и способности. Именно новаторством предпринимательство отличается от бизнеса. Отличительные функции предпринимательства — поисковая и инновационная (внедрение инновации), а затем — репродуктивная. Предпринимательству, по сравнению с бизнесом, свойственны более высокие риски: на рыночную неопределенность накладываются риски, связанные с осуществлением инновации.

На наш взгляд, бизнес — это стабильный процесс производства, денежного оборота. Его основная функция — репродуктивная. В условиях рыночной неопределенности бизнес характеризует цикл с постоянными характеристиками, колеблющимися около некоей нормальной средней. В процессе функционирования меняются его количественные характеристики, а не качественная определенность.

Однако предпринимательская функция бизнесмена, его возможности реализации способностей и бизнес-идей ограничены рамками бизнеса, главным условием существования которого является стабильность. Бизнесмен подчинен делу, живет ради него, он прежде всего обеспечивает стабильное функционирование предприятия, экономический успех которого обусловливает социальный статус бизнесмена. Критерием успешного бизнеса является сохранение стабильного положения предприятия на рынке, а не «прорыв вперед».

Напротив, предприниматель свободен в создании инновации, при наличии ресурсов он может выйти за рамки возможностей своего предприятия, осуществляя «прорыв вперед». Претворенная в жизнь идея, приносящая прибыль, является предметом его гордости и свидетельством делового успеха, определяет ожидания в социальном признании. Предприниматель — это в первую очередь новатор, в отличие от бизнесмена, который выступает собственником, управленцем и организатором.

Итак, существенным отличительным свойством предпринимательства от бизнеса является инновация, которая обусловливает предпринимательскую прибыль, предпринимательский успех и социальный статус. Бизнес же характеризуется постоянством основных социально-экономических характеристик. Предпринимательство составляет ядро бизнеса, является его наиболее жизнеспособным элементом, обеспечивающим развитие последнего.

Литература:

  1. Пуляев В. Т. К вопросу о новой парадигме развития общества. — СПб., 1993. С. 32.
  2. Жиляева Н. Как начать свое дело? // Экономика и жизнь. 1991. № 44. С. 7.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. С. 45.
  4. Догиль Л. Ф., Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес. — М., 1997. С. 5.
  5. Глущенко Е. В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. — М., 1996.С. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, малый бизнес, частного предпринимательства, малого предпринимательства, концепции малого предпринимательства, сущность малого бизнеса, свойства малого бизнеса, Ассоциация малого бизнеса, сфере малого бизнеса, предпринимательская деятельность, бизнес шире предпринимательства, исследование малого бизнеса, мелкие предприятия, отличие малого бизнеса, концепции малого бизнеса, существенным признаком предпринимателя, интенсивность потребностей предпринимателя, сторон феномена предпринимательства, основе мотива предпринимателя, основной функции предпринимателя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос