Рассматриваются вопросы уменьшения потерь народного хозяйства от дорожно транспортных происшествий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, проектные решения, экономическая оценка, социально-экономические потери, ущерб от дорожно-транспортных происшествий
Безопасность дорожного движения является одним из основных приоритетных направлений в сфере проектирования автомобильных дорог. Фактически за 5 месяцев 2016 года на автомобильных дорогах России погибло 7000 человек, что является тяжелой утратой, как для семей погибших, так и для экономики страны в целом, так как средний возраст погибшего составляет 30 лет, какой колоссальный прирост к производственным мощностям могли дать эти люди.
Отдельно хотелось бы отметить, что за 6 месяцев текущего года на автодорогах страны погибли 472 ребенка в возрасте до 16 лет, и более 10 тысяч были ранены. За прошедшие полгода количество погибших сократилось на 4,5 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Количество раненых сократилось на 4,1 процента.
Как ни странно, но сокращение числа погибших не является показателем, объективно характеризующим эффективность мероприятий по снижению дорожно-транспортных происшествий. Так, например к погибшим в результате дорожно-транспортного происшествия относят только тех, кто скончался в течение семи дней после аварии. Для сравнения: в некоторых странах погибшими в дорожно-транспортном происшествии считаются те, кто умер в течении двух недель после аварии, а в некоторых и те, кто почил в течение месяца. В Российской Федерации на сегодняшний день считается, что если человек скончался, даже не приходя в сознание, на десятый день, он попадает в число раненых в дорожно-транспортном происшествии. Надо сказать, что и немногие из раненых проживают хотя бы год. Но кто-то выживает. И зачастую остается инвалидом.
Таблица 1
Статистика дорожно-транспортных происшествий произошедших вРФ
Год |
Количество ДТП |
Погибло |
Ранено |
2004 |
208 558 |
34 506 |
251 386 |
2005 |
223 342 |
33 957 |
274 864 |
2006 |
229 140 |
32 724 |
285 362 |
2007 |
233 809 |
33 308 |
292 206 |
2008 |
218 322 |
29 936 |
270 883 |
2009 |
203 603 |
26 084 |
257 034 |
2010 |
199 431 |
26 567 |
250 635 |
2011 |
199 868 |
27 953 |
251 849 |
2012 |
203 597 |
27 991 |
258 617 |
2013 |
204 068 |
27 025 |
258 437 |
Рис. 1. Динамика изменения количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших граждан
На сегодняшний день существует Р-03112199–0502–00 «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий» [1], которая нормирует ущерб народному хозяйству от потерь связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
К основным составляющим ущерба от дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими относятся следующие:
а) экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;
б) затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помои и лечение;
в) выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);
г) оплата по временной нетрудоспособности.
При подсчете потерь в результате гибели человека определяется предполагаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад в ВВП. Средний возраст погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется на основе данных государственной статистической отчетности.
Таблица 2
Стоимостная оценка ущерба от дорожно-транспортных происшествий
Наименование показателя |
Стоимостная оценка ущерба, тыс. руб. |
|||
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2015 год |
|
Гибель человека, имевшего семью |
1421,9 |
1509 |
2262 |
41286,24 |
Гибель человека, не имевшего семьи |
1340,2 |
1426,8 |
2139 |
39037,25 |
Ранение с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы |
692,1 |
745,6 |
1118 |
20399,62 |
Ранение с получением инвалидности и возможностью частичной работы |
398,2 |
430,2 |
645,0 |
11770,27 |
Ранение без получения инвалидности |
6,8 |
7,85 |
12,0 |
214,78 |
Гибель ребенка |
1674,9 |
1731,9 |
2596 |
47384,78 |
На основании расчета социально-экономического ущерба, можно сказать, что в 2015 году ущерб экономики страны от дорожно-транспортных происшествий составил около 3 трлн. рублей.
При проектировании автомобильных дорог одним из основных критериев является экономическая эффективность проектных решений рассматриваемых в рамках их дальнейшей реализации. В качестве примера повышения безопасности дорожного движения, а также снижения социально экономического ущерба рассмотрим мероприятия представленные в табл. 3., табл. 4 в соответствии с ВСН 25–86 «Указания по обеспечению безопасности дорожного движения» [2].
Таблица 3
Ширина проезжей части
Ширина проезжей части при укрепленных обочинах, м |
Эффективность снижения числа ДТП (при укрепленных обочинах),% |
Социально-экономический ущерб, млн. руб. |
Эффективность снижения числа ДТП (при неукрепленных обочинах),% |
Социально-экономический ущерб, млн. руб. |
6 |
-35 |
25,56 |
-150 |
47,32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
-5 |
19,88 |
-75 |
33,12 |
7,5 |
0 |
18,93 |
-50 |
28,39 |
9 |
20 |
15,14 |
0 |
18,93 |
10,5 |
30 |
13,25 |
10 |
17,03 |
14–15 (без разделительной полосы) |
40 |
11,35 |
20 |
15,14 |
14 (с разделительной полосой) |
50 |
9,46 |
30 |
13,25 |
Таблица 4
Пересечения автомобильных дорог
Тип пересечения |
Эффективность снижения числа ДТП% |
Социально-экономический ущерб, млн. руб. |
В разных уровнях |
65 |
6,63 |
Кольцевые пересечения |
30 |
13,25 |
В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге 1 % от суммарной на двух дорогах |
-50 |
28,39 |
В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге 10–20 % от суммарной на двух дорогах |
-200 |
56,79 |
В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге более 20 % от суммарной на двух дорогах |
-300 |
75,72 |
В настоящее время, необходимо основываясь на вышеуказанной методики расчета разработать план мероприятий по назначению определенных проектных решений для снижения аварийности на автомобильных дорогах, с учетом сравнительной характеристики и экономической целесообразности, пользы назначаемых решений для народного хозяйства.
Литература:
- Р-03112199–0502–00 «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий».
- ВСН 25–86 «Указания по обеспечению безопасности дорожного движения».
- СП 34.13330.2013. Автомобильные дороги: актуализированная редакция СНиП 2.05.02–85*. Введены 2013–01–07. М., 2013.
- В. В. Чванов, И. Ф. Живописцев Научно-технический информационный сборник Вып. 4. Методы выявления участков концентрации дорожно-траспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования. — ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР», 2004 — С. 48–54.