Анализ видов виброполосы спозиции обеспечения дорожной безопасности
Соловьёва Анастасия Александровна, студент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, автомобильная дорога, виброполоса, водитель, транспортное средство
Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами является наиболее опасным. На рис. 1 представлены данные Росстата [1,315–316; 2,17] за 2000–2014 гг. по числу происшествий и численности пострадавших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах. За последние 4 года в среднем происходило 202 тыс. ДТП в год, в которых погибало 27,5 тыс. человек ежегодно, а число раненных насчитывалось 255 тыс. человек.
Рис. 1. Данные Росстата
Одними из распространенных причин ДТП являются съезд на обочину и выезд на полосу встречного движения, особенно в темное время суток. Для обеспечения безопасности водителей на автодорогах используются технические средства организации дорожного движения, такие как дорожные знаки, разметка, светофоры, ограждения, направляющие устройства. Но их использование в таких случаях как, например, плохая видимость, невнимательность водителя или замедленная реакция на быстроизменяющиеся условия, не всегда может предотвратить ДТП, поэтому проблему использования дополнительных средств обеспечения безопасности можно считать актуальной [3,45; 4,43].
Такое техническое средство, как виброполоса с определенными геометрическими параметрами, которые создают некомфортные условия для водителя и позволяют быстро на них среагировать, приняв решение о снижении скорости и изменении направления движения, является эффективным средством для предотвращения таких ДТП как съезд на полосу встречного движения и обочину [5,103; 6,217; 7,97].
Виброполоса располагается в верхнем слое асфальтобетона дорожной конструкции (Рис. 2) [8,368; 9,53; 10,113], перпендикулярно направлению движения автомобиля, с шириной, длиной волны и глубиной, обеспечивающими создание дискомфортных условий для водителя.
Рис. 2. Конструкция дорожной одежды без виброполосы и с виброполосой
На рис. 3 [11,170] представлены разные формы неровностей виброполосы.
Рис. 3. Формы неровностей виброполосы
Параметры виброполосы определяются расчетным путем, для создания оптимального взаимодействия системы «виброполоса — автомобиль — водитель». По результатам исследований для грузового и легкового транспорта рекомендуется использовать следующие параметры (Рис. 4) [11,172; 12,70]: h — 50 мм; H — 200 мм; L — 150 мм; a — 150 мм. По месту расположения виброполосы можно разделить на несколько видов (Рис. 5) [11,172]:
‒ Краевая (прикормочная): виброполоса находится на укрепленной части обочины либо на полосе безопасности, примыкающей к разделительной полосе (слева по ходу движения транспорта) и предупреждает съезд транспорта на обочину.
‒ Осевая: виброполоса размещена по оси дороги двухполосных или четырехполосных дорог без разделительной полосы. Такой вид виброполосы способствует предотвращению случайного съезда автомобиля на встречную полосу движения.
‒ Средняя: виброполоса расположена по оси полосы движения на двухполосных дорогах. Преимущественно такая полоса используется тогда, когда применение осевой или краевой невозможно из-за параметров автодороги. Этот вид распространен в меньшей степени, но также является достаточно эффективным, так как его использование предотвращает непреднамеренный съезд автомобиля вправо или влево по направлению движения. Виброполоса располагается между колесами автомобиля и задает направление движения водителю. Эта отличительная черта особенно действенна в применении при движении в темное время суток или условиях недостаточной видимости.
Рис. 4. Параметры виброполосы
Рис. 5. Виды виброполос
По типу изготовления виброполосы делятся на фрезерованные (наносятся фрезами в виде ряда неглубоких выемок), прессованные, формованные, приподнятые (наносятся поверх дорожного полотна). Недостатком прессованных и формованных полос является способ их нанесения, который осуществляется только при горячем асфальтобетоне во время строительства автомобильной дороги [12,72; 13,93]. Приподнятые рекомендуется использовать в странах с теплым климатом из-за быстрого износа в результате воздействия снегоуборочной техники в зимний период. Поэтому использование фрезерованных виброполос (Рис. 6), которые наносятся на существующие дороги с асфальтобетонным покрытием, является наиболее целесообразным и практичным.
Рис. 6. Фрезерованная виброполоса
При создании любых инфраструктурных объектов большое внимание уделяется безопасности жизнедеятельности человека. Повышение безопасности дорожного движения является немаловажной составляющей в процессе ее проектирования и строительства. Такое техническое средство как виброполоса призвано уменьшить число ДТП с получением серьезных травм или со смертельным исходом в случае непреднамеренного съезда с проезжей части на обочину или на полосу встречного движения, вызванного снижением внимания или засыпанием водителя. Наезжая на виброполосу, транспортное средство испытывает вибрацию, которая способствует резкому повышению внимания водителя к сложившейся опасной дорожной ситуации и предотвращению возможного несчастного случая. Учитывая отличительные особенности каждого вида полос, можно заключить, что для наших условий оптимальным вариантом изготовления виброполос является способ фрезеровки.
Выводы
Для выбора необходимого типа полосы по месту расположения нужно оценить дорожную обстановку на определенном участке дороги. Из всех видов можно выделить краевую полосу как самую удобную и эффективную в применении, так как, располагаясь на краю обочины, она не мешает движению транспорта, как, например, осевая полоса при обгоне. С точки зрения безопасности ее использование предупреждает достаточно серьезные ДТП, так как при наезде на ограждение или съезде с полосы движения в кювет на высокой скорости водитель и пассажиры могут получить тяжелые травмы.
Таким образом, устройство виброполос является достаточно эффективным, относительно недорогим и простым средством повышения безопасности на автодорогах, и основными действенными видами можно считать краевую и осевую из-за возможности снижения числа происшествий на дорогах.
Литература:
- Россия в цифрах. 2015: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). — Москва, 2015–543 с.
- Лазарев Ю. Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография — LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.
- Лазарев Ю. Г., Новик А. Н., и др., Изыскания и проектирование транспортных сооружений: Учебное пособие /Ю. Г. Лазарев, А. Н. Новик, А. А. Шибко, В. Г. Терентьев, С. А. Сидоров, С. А. Уколов, В. А. Трепалин / СПб.: ВАТТ, 2008. 392 с.
- Лазарев Ю. Г. Формирование потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог / Ю. Г. Лазарев, Д. Л. Симонов, А. Н. Новик/ Технико — технологические проблемы сервиса. СПб.: 2016. № 1(35). С. 43–47.
- Лазарев Ю. Г., Громов В. А. Современные требования к обеспечению потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // В сборнике: Инновационные технологии в мостостроении и дорожной инфраструктуре. Материалы межвузовской научно- практической конференции. 2014. С. 102–109.
- Лазарев Ю. Г., Строительство автомобильных дорог и аэродромов: Учебное пособие. / Ю. Г. Лазарев, А. Н. Новик, А. А. Шибко, С. В. Алексеев, Н. В. Ворончихин, А. Т. Змеев, С. А. Уколов, В. А. Трепалин, С. В. Дахин, В. Т. Колесников, Д. Л. Симонов // СПб.: ВАТТ. 2013. 528 с
- Ватин Н. И., Производство работ. Определение продолжительности строительства воднотранспортных сооружений/ Н. И. Ватин, Г. Я. Булатов, Т. Ф. Морозова, А. В. Улыбин// Учебное пособие: СПб, СПбПУ, 2013. 116 с.
- Юшков В. С. Виброполоса — инновационное техническое средство обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах РФ // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 367–369.
- Лазарев Ю. Г., Собко Г. И. Реконструкция автомобильных дорог: Учебное пособие. СПб. 2013. 93 с.
- Ермошин Н. А. Эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие военно- автомобильных дорог: Учебник / Н. А. Ермошин, Ю. Г. Лазарев, С. В. Алексеев, В. Г. Лунев, Б. Г. Ашуркин, А. Н. Новик, В. А. Трепалин, Д. Л. Симонов, В. Т. Колесников/ СПб: ВАТТ, 2015. 312 с.
- Юшков В. С., Юшков Б. С., Бургонутдинов А. М. Система активной безопасности и снижение аварийности на автомобильных дорогах // Вестник МГСУ — 2014. — № 10. — С. 168–176.
- Рустенбек С. Д. Формирование базы данных для тестирования дорожных одежд/ С. Д. Рустенбек, Д. Ю. Кириллова, Ю. Г. Лазарев// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2–2. С. 68- 72.
- Лазарев Ю. Г., Синицына Е. Б. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры /Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына// Технико-технологические проблемы сервиса — СПб: 2013. № 2 (24), С.92–93.