Авторы: Гребенюк Елена Николаевна, Денишова Д. А., Уразалиева З. Ш.

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 25.06.2016

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Гребенюк Е. Н., Денишова Д. А., Уразалиева З. Ш. Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 780-782.



В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных системах. Приводятся приоритеты и принципы развития инклюзивных процессов в образовании, а также основанные на них подходы к организации деятельности специалистов на различных уровнях системы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, методология моделирования, синергетическая парадигма, включающее образование

Информационное общество, развивается в условиях глобализации, переживая системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это, усиливая противоречия в общественном развитии, не может не приводить к поиску новых смыслов в организации социальных моделей государств, пристальному вниманию к человеческому ресурсу. Перед современной системой образования во всем мире стоит генеральный вопрос, каким должен быть человек XXI века, чтобы достойно справиться с вызовами времени? С одной стороны, это профессионал высокой квалификации, успешно конкурирующий на рынке труда, с другой — это человек, умеющий адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, толерантный и коммуникабельный, самостоятельно мыслящий и способный к сопереживанию. Традиционная система образования, не справляясь с подобной задачей, нуждается в значительном преобразовании, отвечающем новым цивилизационным вызовам. В первую очередь, подобные изменения должны произойти в сфере образования людей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья (ОВЗ), большинство из которых и нуждается в создании особых образовательных условий. Подобная диверсификация форм, способов, технологий современной психолого-педагогической помощи этим людям, предполагает принципиальное изменение и ориентации целей деятельности образования в целом.

Бытующая до настоящего времени знаниевая парадигма, как преимущественная репродукция академических знаний, должна быть переориентирована на системную компетентностную, — где социальная, в том числе, образовательная адаптация, а более широко — социальная абилитация займет приоритетное место. В этом заключается смысл и основная цель инклюзивного образования, которое и должно стать определенным постоянно действующих факторов (в синергетике — управляющих параметров). Первым из них является гуманистическое развитие общества, появление международных Конвенций и Актов, посвященных инклюзии как процессу цивилизационных изменений в образовании. Без этих общемировых тенденций, без ориентации нашего государства и института образования на мировые ценности инклюзивное образование вряд ли вышло бы из стадии отдельных точечных инноваций и практик. Сюда же можно отнести и родительское движения, общее повышение правовой грамотности родителей детей с ОВЗ. Таким образом, развитие международного законодательства и, соответственно, отечественной нормативно-правовой базы является «мотором» продвижения инклюзивных процессов — одним из ее управляющих (внешних) параметров.

Другим из этих параметров следует рассматривать уже упомянутое противоречие между «традиционностью» нашей образовательной системы и цивилизационными вызовами, требующими ее значительного преобразования. Существуют и некоторые другие факторы, которые следует рассматривать как внешние управляющие параметры. Понимание подобных закономерностей позволяет оценить и прогнозировать характер, динамику и этапность изменений инклюзивной практики — траекторию ее развития в целом.

Другой категорией синергетики являются параметры порядка — присущие самой системе переменные в целом определяющие ее развитие в соответствии с «принципом подчинения». В соответствии с заявленной категорией триадности анализа к параметрам порядка нами отнесены: организационный (управление инклюзивным образовательным процессом, его организация, в том числе, внутренние нормативные акты и приказы); содержательный (объем информации и знаний, разноуровневые УМК, технологии сопровождения инклюзивных процессов, кадровый потенциал); ценностный (изменение философии самого образования, принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменения отношений между ними). В рамках предлагаемой методологии моделирования именно эти параметры рассматриваются нами как системообразующие.

Очевидно, что такая иерархическая структурная организация системы не может существовать не опираясь на закономерности соотношения своих элементов и соотносительностью динамики и характера развития каждого из них. Подобная ситуация разрешается с введением категории синхронии (гармоничности, синтонности) системного развития и меры, которая отражает инвариантные динамические соотношения структурных изменений самоорганизующихся, эволюционирующих систем [1]. В этой ситуации аксиоматизируется синхронность структурных перестроек компонентов (и составляющих их элементов) на новые системнореагирующие уровни и соотносительная динамика этих преобразований. Именно в этом случае возможно достижение определенной гармонической целостности всей системы, что дает возможность эффективного прогнозирования дальнейшей траектории ее развития. Подобные «переходы», определяемые в синергетике как «точки бифуркации» являются моментами «разрывов» непрерывности, кризисным состоянием системы, характеризуются определенной хаотичностью и рассматриваются в качестве границ этапов ее развития. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставит перед педагогическим сообществом конкретные стратегические цели. Инклюзивному образованию отводится особая роль: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» [3]. Этот тезис находит свое отражение и в позиции мирового сообщества: «Включающее образование — это шаг на пути достижения конечной цели — создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития». [1].

Отсюда возникает потребность не просто очередного реформирования образовательной системы, но значительной корректировки мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа, уточнения, а в некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования. Поэтому, оценивая инклюзивное образование как современную инновационную образовательную систему, моделирование последней должно опираться на наиболее современные методологические представления. В первую очередь, речь идет о применении синергетической концепции, что находит подтверждение в работах современных методологов.

В методологии моделирования инклюзивного образования могут быть эффективно использованы такие синергетические концепты как «управляющие параметры», «параметры порядка», «принцип подчинения», «точки бифуркации» и др.

В Астраханском государственном университете в мае 2016 года прошла международная научно-практическая конференция по проблемам инклюзивного образования совместно с коллегами из Франции, в этой стране накоплен значительный опыт по внедрению системы инклюзивного образования в практику работы СОШ Франции. В конференции принимали участи сотрудники АГУ, студенты, аспиранты. По итогам работы была разработана концепция реализации проблем инклюзивного образования в школах Астраханской области.

Литература:

  1. Синергетические процессы в современном высшем образовании как причина возникновения педагогических рисков.//Экология России: на пути к инновациям межвузовский сборник научных трудов / сост. Т. В. Дымова. –Астрахань: Издательство Нижневолжского экоцентра, 2016. –Вып. 13. –С. 25–29.
  2. Семаго М. М. Структурная организация бытия и анализ психического: триадическая парадигма //Философия образования, — № 2(27), –2009, — С.226–234.
  3. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. Ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. (Методология, теория и история психологии).
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивного образования, инклюзивных процессов, инклюзивное образование, свете синергетического подхода, развития инклюзивного образования, Проблема инклюзивного образования, цель инклюзивного образования, моделирования инклюзивного образования, системы инклюзивного образования, проблем инклюзивного образования, проблемам инклюзивного образования, методологии моделирования, современной системой образования, Традиционная система образования, развития инклюзивных процессов, моделирования инклюзивных процессов, сфере образования людей, целей деятельности образования, образовательной системы, ценности инклюзивное образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос