Традиционная посуда и домашняя утварь кыргызского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 29.06.2016

Статья просмотрена: 13485 раз

Библиографическое описание:

Капалбаев, О. Э. Традиционная посуда и домашняя утварь кыргызского народа / О. Э. Капалбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 617-620. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32040/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматривается традиционная посуда кыргызского народа и их виды, региональные особенности.

Ключевые слова: кыргызы, традиция, утварь, кожа, сырье, способы

Кыргызы являются одним из древнейших народов Средней Азии. Они известны в исторических источниках с конца III в. до нашей эры. История и культура кыргызского народа всегда привлекали внимание ученых историков, археологов, этнографов. Долгое время ученые не могли установить, где же все-таки проходил их ранний этап этнической истории. Самые последние исследования показали, что древние кыргызы, упоминавшиеся в древнекитайских исторических (письменных) источниках эпохи Хань проживали в восточном Притяньшанье [Эсен уулу Кылыч, 1993: с.32].

На сегодняшний день остаются актуальными проблемы, связанные с процессом миграции кыргызов на Енисей, процесс их интеграции в местную этническую среду, и прочие вопросы, связанные с историей и культурой кыргызов в раннем и развитом Средневековье; процессы появления кыргызов в западном Тянь-Шане, где они проживают и поныне. Известно, что кыргызам самыми близкими этносами являются алтайцы и казахи. Кыргызы, проживающие на Тянь Шане, в недавнем прошлом были типично кочевым народом. Небольшие группы кыргызов, жившие на периферии оседло-земледельческих народов, таких как узбеки, таджики, уйгуры вели полукочевой образ жизни, и испытывали в различной степени влияние со стороны соседних народов. Известно, что кыргызы Тянь-Шаня отличались консерватизмом и старались жить изолированно, порою в труднодоступных местах. Их консерватизм отразился и на их самобытной культуре, которая, безо всякого сомнения сохранила и развила существовавшие ранее древние формы и уклад жизни. То же самое можно сказать и о народно-прикладном искусстве, ремеслах, одной из которых является традиционная кыргызская посуда и домашняя утварь.

Традиционную кыргызскую посуду можно разделить на 4 вида:

  1. Кожаная
  2. Деревянная
  3. Керамическая (Фаянсовая)
  4. Металлическая.

Первые два вида посуды кыргызы выделывали сами. Керамическая посуда была привозная. Ее привозили из городов и селений Ферганской долины и Кашгарии. Тоже самое относится и к металлической посуде.

Поскольку у кыргызов, как и у всех кочевых народов животноводство играло важную и главную роль, то большое значение придавалось обработке кожи и изготовлению из них различных изделий, в том числе домашней утвари и посуды. Для этих целей использовали сырье домашних и диких животных (лошади, коровы, верблюда, яка, овцы, козы, лисы, курицы, выдры, горного козла, косули). В вещах из кожи и шкур у кыргызов много общего с казахами, башкирами, и алтайцами. Из козьих шкур делами разного рода хозяйственные мешки. Шкуры, снятые целиком с телят, ягнят, козлят использовали в качестве мешочков (тулуп) для хранения чая, ниток, туалетных принадлежностей. В мешках (более крупных) хранились пищевые продукты. Из шкур телят и жеребят шили хозяйственные сумки для деревянной посуды, ложек. Готовили из них скатерти, для разделки теста (супра) [1, с.124].

Наиболее широкое применение имели овечьи и козьи шкуры в связи с ролью овцеводства в повседневной жизни кыргызов. В условиях кочевого и полукочевого хозяйства массовое развитие получило употребляемая в быту кожаная домашняя утварь. Например, мешки из шкуры, снятые целиком с козы, которые применялись для разных бытовых целей: для жидкостей (кумыс, айран), для хранения различных твердых пищевых продуктов (хлеб, мясо, сушеный сыр, мука, толокно и пр.).

У кыргызов существуют различные способы приготовления этих мешков, их названия и использования. В целом, разница небольшая. Так, например, кыргызы-кыпчаки (Баткенская область) после обработки снятой шкуры зашивают ножки и хвостовой разрез, горловину оставляют открытой. Готовый бурдюк обязательно коптят [2, 48]. Основное его значение — хранить и перевозить «кумыс», «айран». Перевозят в нем на джайлоо и воду. Называют его — «меш». В юрте он всегда занимает определенное место: около хозяйственной юрты, где обычно держат «кумыс» [1, с.127].

Мешок для хранения твердых пищевых продуктов делают несколько иначе: в шкуре, снятой также чулком, зашивают ножки и горловину, разрез остается в хвостовой части. Этот мешок не коптят. Его называют «чанач». В юрте его всегда вешают на стенке за хозяйственной перегородкой [1, 127]. Кожаные мешки («меш» у юго — западных кыргызов, «чанач» — у восточных) стали заменять сосуд «сабаа» который является характерным для кочевого кыргызского быта. В старом кочевом быту у южных кыргызов необходимой принадлежностью домашней утвари является посуда для «кумыса» из верблюжьей кожи (использовалась кожа, снятая с горба). Это были распространенные у всех кыргызов образные сосуды — көөкөр, разнообразны ведерки — көнөчөк, көнөк [5, 243].

В южных районах Кыргызстана для хранения кумыса помимо «меша» иногда использовали большие глиняные кувшины (хум) узбекской работы [1, 133]. В условиях кочевого быта из животноводческого сырья использовалось все возможное. Из вымени сшивали посуду, в которой держали молочные продукты, главным образом сметану. В тщательно очищенном желудке хранили животный жир, топленое масло. Обработкой животноводческого сырья, а также приготовлением различных предметов из него занимались мужчины и женщины, обязанности между которыми строго разграничивались. Так, свежевали животных всегда мужчины. Они же обрабатывали шкуры, из которых готовили сосуды для пиал и прочие изделия. Шкуры мелких животных (овец, коз) обрабатывали женщины. На их же обязанности лежало изготовление хозяйственных сумок, мешков, предметов утвари [2, с. 49].

Обработка сырья зависит от назначения вещи. Меньше всего труда затрачивается на выделку сыромятины. Иногда ее просто вымачивают в проточной воде в течение нескольких суток, после чего шерсть легко очищается ножом. Для очистки шкуры от шерсти применяют и соль, которой засыпают ее и держат в свернутом виде несколько суток [1, с.132].

Для выделки кожу сыромятину, очищенную от шерсти, держат в растворе кислого молока (айрана) с солью не менее 8–10 суток. Для квашения применяют и мучной (преимущественно из ячменной муки) раствор в воде или айране. Получение мягкой, хорошо выделанной кожи (булгаары) требует еще больших затрат и труда времени. Иногда полуобработанную кожу отдавали специалистам — көңчү, работа которых ценилась дорого [2, с.52].

Овечьи и козьи шкуры обрабатывают при помощи соленого айрана или мучного раствора, которым в течение 5–6 суток тщательно смазывают шкуры с внутренней стороны. Кожаные сосуды, предназначенные для хранения молочных продуктов, а также различные кожаные сумки, в которые складывали деревянную посуду, предварительно коптили в специально устроенных коптильнях. Обычно одной коптильней пользовались несколько семей, а в небольших кишлаках ею мог пользоваться каждый. Глубина небольшой ямы — коптильни не превышала 1 метра. Канал, по которому проходит дым от топки, имел диаметр 50–60 сантиметров и длину полтора — два метра [1, с.135].

На джайлоо встречались еще более примитивные коптильни, которые были почти у каждой семьи. Это небольшие ямки (глуб. 50–60 см.), шириной (30–35 см) на дно которых складывается топливо. Над ямкой устанавливаются палки для подвешивания сосуда, предназначенного для копчения. Коптят в течении суток [5, с.187].

Как и каждую вещь в быту, кыргызы стремились украсить и кожаные изделия. Украшали по-разному. Серебряными бляшками покрывали футляры для пиал, вышивали или прикрепляли аппликацией. Вещам придавали оригинальную форму, например, якореобразную — для көөкөра, полушаровидную или цилиндрическую- для футляров, в которые складывали пиалы. Особенно оригинальным украшением является нанесение непосредственно на кожу узоров. Они очень оживляют однотонную поверхность кожи, придают ей большую привлекательность [2, с.56].

Существуют два способа нанесения орнамента на кожу: прорисовкой (прочерчиванием) и тиснением. Эти способы орнаментации различны как по технике, так и вероятно по происхождению. Более древним является прорисовка узора. Ею покрывают лишь сосуды для кумыса («көөкөр», «көнөк»), которые сшиты из кожи, обработанной в домашних условиях. Узоры наносились заостренным концом палочки на влажную поверхность кожи готового сосуда, который предварительно пополнялся песком. Так создавался узор из контурных вдавленных линий. Нанесенные таким образом узоры называются «оюм чийим» (разрисовка). Узоры состоят из завитков, концентрических кругов или квадратов с закругленными углами. Форма сосудов, техника нанесения узоров и его мотивы имеют аналогию с таковыми у казахов, алтайцев, монголов [1, с.131].

Техника тиснения имеет другой характер. Ею пользовались для орнаментирования лишь хорошо выделанной кожи — «булгаары». Для тиснения применяли деревянные узорчатые штампы с вырезанным орнаментом. Влажная кожа накладывалась на штамп и вдавливалась в углубления. В результате на лицевой стороне кожи выступают выпуклые линии орнамента. Узор тиснения обычно строг, симметричен, состоит из плавленых изгибов, завитков, параллельных линий, S-образных фигур [2, с.58].

Другим традиционным видом посуды у кыргызов была деревянная посуда. Изделия из дерева занимали в XIX веке довольно обширное место, как в хозяйственной жизни, так и в быту. Кыргызские мастера занимались изготовлением деревянной посуды и домашней утвари: чашек, блюд, больших чаш, половников, ложек, сосудов с крышками, ведер, ступ, подставок под светильник (чырак пая), корыт (тепши), сит (элек). В качестве материала использовали арчу, иву (тал), березу (кайын), тополь (терек), урючное (орук) и ореховое (жангак) дерево [6, с.86].

Инструменты для изготовления деревянных изделий были не сложные. В производстве деревянных изделий была известная специализация. Так, были мастера, которые изготовляли только ложки, ковши, музыкальные инструменты. Выделялись мастера по выделке только седел или посуды, изготовлению деревянного остова юрты [6, с.87].

Судя по биографическим сведениям кыргызских мастеров по дереву, их мастерство предавалось по наследству. В технике производства деревянных изделий применяются точение, долбление, выжигание, сгибание. Мастеров, работавших на токарном станке, называли кырмачы. Этот станок в различных районах Кыргызстана имеет одинаковое устройство и ничем не отличается. Длина вращающегося вала варьируется от 30 до 50 см, соответственно этому и меняется диаметр — от 7–8 до 10–12 см. Вращается вал при помощи ремней, приводимых в движение руками (вращение производится в обе стороны). На вал станка насаживается предварительно грубо обработанная с помощью тесла («керки») форма. На ней у поддона для прикрепления оставляется «собачка» (кучук), т. е. лишняя часть, которая после обработки вещи на токарном станке обрезается. Обработка вращающейся детали производится мастером с помощью крючкообразного, острого (с двух сторон) наточенного ножа (кыргыч), который прикрепляется к деревянной ручке длиной 30–35 см. Во время вращения обрабатываемой посуды мастер держит нож обеими руками. С помощью ножа на наверхность предмета наносятся желобки (курбу) разной ширины и глубины [6, с.89].

На токарном станке делают чашки аяк (в некоторых районах называют их — кесе), разной величины и глубины, с разными профилями, днищами и поддонами. Некоторые из них бокалообразной формы, другие — широкие. Чашки были необходимой принадлежностью домашней утвари [2, с.63].

Для детей мастера выделывали маленькие чашечки (чөйчөк), которые обычно имели более изящный вид, тонкие стенки. В качестве материала для этих чашечек иногда употребляли корень дикой вишни (чийе) [1, с.135]. Изготовляемые на токарном станке блюда (табак) имели разные размеры: диаметр 20–40 см, и глубину от 6–12 см [6, с.92].

Вытачивали и большие глубокие миски — чара (диаметр от 40 -50, глубина от 12 до 20см). Стенки их значительно толще, чем у блюд. В хозяйстве кочевника миска имела широкое применение. В ней замешивали тесто, складывали куски мяса в сыром и вареном виде, ею пользовались при подаче разных кушаний. В мисках хранили молоко [2, с.58].

На токарном станке обрабатывали и небольшие цилиндрические сосуды (высота 12–15 см, диаметр 8–10 см). В них хранили соль. В южных районах Кыргызстана характерным видом утвари были особые — тогорочо или курма, которые имеют плотно пригнанную крышку, средняя высота их не превышает 25–30см, ширина же зависит от формы (их делами цилиндрическими, грушевидными, конусовидными, с плоским дном и на поддонах). Стенки и крышку украшали желобками. У верхнего края закреплялось железное колечко для ременной ручки. Сосуды предназначались для хранения масла, сметаны [6, с.93].

Изготовленную на токарном станке посуду слегка прокапчивали в небольшой сделанной из глины коптильне, называемой гужу. Она имеет вид опрокинутой куполообразной чащи (высота 50–55см, наибольший диаметр 40–45 см.) с двумя отверстиями: внизу, куда кладут топливо, и вверху- для выхода дыма. Мастер держал над дымом готовую посуду в течение 1–2 минуты, после чего обмазывал ее жиром [1, с.132].

Некоторые мастера посуду не коптили. В таком случае ее окунали на одно мгновение в кипящее масло. Снаружи посуду иногда окрашивали в красный цвет, употребляя для этого минеральную краску (жошо) [6, с.95].

С переходом на оседлость, в быт кыргызов стала проникать глиняная посуда не кыргызского производства, такие как — тарелки, пиалы, блюда, большие сосуды. Эти изделии были привозные, и ввозились они из городов Ферганской долины и Кашгарии. Постепенно эта посуда вытесняла деревянную и кожаную посуду [4, с.357].

Деревянную посуду кыргызские мастера делали и при наличии весьма ограниченного количества примитивных инструментов: тесла и ножа «кыргыч» (с короткой ручкой). Так в некоторых местах еще до наших дней сохранились мастера, которые выдалбливают деревянные ложки (кашык) и половники (чомуч). Для этого заготавливают древесину березы или ивы, от стола отпиливают чурбаки, имеющими длину изготовляемой вещи, и разрушают пополам. Заготовку вымачивают в течение 10–7 дней и во влажном виде обрабатывают. С целью предохранения от растрескивания готовые ложки подвергают медленному просушиванию, для чего 10–15 дней держать в завернутом виде [6, с.96].

На юге повсеместно изготовляли из арчи широко применяемые в быту деревянные ведерки (челек) разных размеров и форм. В них держали воду, хранили молочные продукты. Производство ведерок носило сезонный характер. Их делали лишь в течение полутора месяца в году — в самые знойные дни лета (саратан), примерно в конце июня — начале августа. Древесина арчи именно в это время хорошо поддается сгибанию. Обрабатывали ее вскоре после заготовки, так как дерево со временем теряет свою эластичность [6, с.96].

Ведерки готовили из ствола дерева. Его распиливали на чурбаны длинной 80–100 см. выбирая при этом части без сучков. Затем из них с помощью тесла делали доски, которые помещали в воду (обычно проточную) дней на пятнадцать. Набухшие, легко гнущиеся доски мастер сгибал в трубку так, чтобы один край заходил на другой. При этом с внутренней стороны делались надрезы, напоминающие гофрировку. Края затемнялись двумя палочками (кычкач). Одна из них пропускалась с внутренней стороны, другая с наружи. Выступавшие концы закреплялись проволокой или веревкой [4, с.358].

Следующий процесс работы — сшивание краев согнутой доски. Для этого предварительно готовили нить из арчевой древесины. Для этого отделяли от дерева тонкий слой и также, как дерево вымачивали. Прошивали специальным шилом. В ведерке всегда делали вставное дно, причем не только из арчи, но из деревьев других пород. Его закрепляли деревянными гвоздиками. Делали к ведерку и крышку (капкак).

Готовую продукцию мастер опускал на некоторые время в горячую воду, после чего обмазывал животным или растительными маслом [6, с.96].

Непременной принадлежностью кочевого быта была ступа (соку). Отмечаются две ее формы: цилиндрическая и бокалообразная. Ее делали из деревьев твердой породы двумя способами. В одних случаях середину обрубка предварительно выжигали, а затем обрабатывали теслом. В других — только выдалбливали. Пест к ступе готовили или из дерева (соку билек) или из камня (соку таш). Из деревьев твердых пород мастера делали сосуд для сбивания масла (күү, гүү). Этот узкий (13–15см. в диаметре) и высокий (70–75см) сосуд выдалбливали из целого бревна (применяли и выжигание) или делали из дощечек (их скрепляли железным обручем и вставляли дно). Последний способ изготовления более поздний. Мутовки к сосудам делали в виде крестовины или круга с треугольными вырезами жиром [1, с.135].

В каждой семье непременной принадлежностью домашней утвари были деревянные футляры. В них складывали фарфоровые пиалы при перекочевке. Их прикрепляли к седлу выпуклой стороной наружу, а в юрте подвешивали к верхнему краю стенки. Этот вид утвари обычно украшали резьбой. Делали футляры также из прутьев [2, с.59].

Некоторые деревянные предметы принято было украшать росписью к резьбой. Для киргизов была характерна плоская рельефная резьба по дереву. Она имеет место на футлярах для пиал.

Керамическая (фаянсовая) посуда представлена пиалами (чыны, чон чыны), чайниками (чайнек), специальными кувшинами — «кашкар чайнек или чайдос». Все эти виды домашней посуды были привозными и являются традиционными у населения оседло- земледельческих районов Ферганы и Кашгара (узбеки, таджики, уйгуры) [4, с.358].

Керамическая (фаянсовая) посуда была доступна не всем. Чаще это были люди зажиточные и богатые. К этому следует добавить также металлические раскрашенные подносы. Их тоже могли позволить себе только богатые и зажиточные люди.

В целом, наиболее распространенной и употребляемой посудой у кыргызов была кожаная и деревянная. Их производство имеет самобытный характер и уходит корнями в глубину веков. Производство посуды у кыргызов была связано с потребностью кочевого уклада жизни, скотоводческого характера хозяйства. Эта посуда была прочная и удобная, в условиях частых переездов.

Литература:

1 Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных кыргызов. — Фрунзе, 1962. — С.124 -152.

2 Махова Е. И. Материальная культура киргизов как источник изучения их этногенеза // ТКАЭЭ т. III. — Фрунзе, Издательство АН Кирг. ССР. — 1959. — С. 44–58.

3 Эсен уулу Кылыч. Древние кыргызы. Кыргызы в Средней Азии. — Б., 1993. - 88 с.

4 Абрамзон С. М. Кыргызское население Синьцзяня. II. труды Кырг. Арх. Этн.Экспед. т II. М., 1959. — С. 357.

5 Акматалиев А. С. Кыргыздардын кол өнөрчүлүгү: Колдонмо / Көркөмдөлгөн сүрөтчү К. Коёналиев; Илим. проп. «Мурас» ишкер долбоору. — Б.: Кыргызстан, 1996. — 328 б.: илл.

6 Бурковский А. Ф. Из истории техники обработки дерева у киргизов // Уч. записки историч. факультета КГУ — вып.3. Фрунзе, 1954. — С.83–104.

Основные термины (генерируются автоматически): деревянная посуда, домашняя утварь, кыргыз, токарный станок, дерево, мастер, посуда, сосуд, внутренняя сторона, мешок, шкура.


Ключевые слова

кожа, традиция, сырье, кыргызы, утварь, способы

Похожие статьи

Особенности китайских похоронных традиций

В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Бельдемчи как элемент кыргызского национального костюма

В данной статье рассматриваются компонент традиционного женского костюма кыргызов: набедренная одежда в виде распашной юбки — бельдемчи. Данные полевых исследований, дополненные изучением других источников, в первую очередь музейных и литературных, ...

Особенности гостеприимства и туристического сервиса кыргызского народа

В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.

Особенности формирования казахского дворянства

В данной статье рассматриваются исторические факторы и механизмы формирования сословия казахского дворянства.

Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера»

В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты

В статье анализируется горизонтальный план традиционного казахского жилища, и конструкция, которая отражает окружающий мир или, точнее, представления человека о мире. Также содержание аспектов развертывания пространства отражается в закономерностях х...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Похожие статьи

Особенности китайских похоронных традиций

В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Бельдемчи как элемент кыргызского национального костюма

В данной статье рассматриваются компонент традиционного женского костюма кыргызов: набедренная одежда в виде распашной юбки — бельдемчи. Данные полевых исследований, дополненные изучением других источников, в первую очередь музейных и литературных, ...

Особенности гостеприимства и туристического сервиса кыргызского народа

В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.

Особенности формирования казахского дворянства

В данной статье рассматриваются исторические факторы и механизмы формирования сословия казахского дворянства.

Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера»

В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты

В статье анализируется горизонтальный план традиционного казахского жилища, и конструкция, которая отражает окружающий мир или, точнее, представления человека о мире. Также содержание аспектов развертывания пространства отражается в закономерностях х...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Задать вопрос