В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.
Ключевые слова: туризм, турист, гость, традиции и обычаи, гостеприимство
Туризм обладает огромным потенциалом развития. Его природа и масштаб переживают и настоящее время глубокие изменения. Гости из зарубежья очарованы курортами Кыргызстана. Они готовы платить немалые деньги за пребывание в этой прекрасной стране.
В управлении качеством обслуживания особое место занимает гостеприимство. Этот термин имеет в виду производство услуг с проявлением персонального внимания по отношению к гостю, способность персонала чувствовать его потребности. Гостеприимство как добрые личные отношения персонала к клиентам часто забывается и становится утраченным искусством. [2] Кыргызстан — одна из интереснейших в туристском отношении республик Средней Азии. К сожалению, мало кто знает обо всех ее достоинствах. Одни связывают с ней уникальное высокогорное озеро Иссык-Куль, другие кое-что слышали о прекрасных ущельях и уникальных местах. Третьим рассказали очевидцы о сказочных таинственных пещерах. Чтобы увидеть все достопримечательности своими глазами, надо путешествовать, и тогда этот замечательный край щедро раскроет перед вами свои немеркнущие богатства.
Современный уровень развития республики находит отражение в архитектуре сегодняшнего дня. Для человека и ради человека созданы и создаются великолепные общественные здания, жилые комплексы, промышленные сооружения, парки и скверы. Оригинальное архитектурное решение, умелое использование национальных традиций и колорита способствуют созданию ярких, самобытных образов городов республики.
Гости республики могут ознакомиться с самобытной культурой кыргызского народа, интересными традициями и обычаями, увлекательными играми и состязаниями, попробовать блюда кыргызской кухни и приобрести знамениты сувениры народных промыслов.
Гостеприимство — это, прежде всего, радость общения. Как сделать эту радость взаимной, а встречу — приятной, полезной, не слишком утомительной и совершенно безопасной по своим последствиям для всех ее участников, я расскажу вам в своей докладе.
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса — это отрасль, которую называют «курицей, несущей, золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма.
Понятие «ресурсы гостеприимство» включает в себя симбиоз таких качеств, как учтивость, обходительность, дружелюбие, искренний интерес, желание обсуждать и прочие способы выражения теплоты и заботы.
Отличительной особенностью кыргызского гостеприимства является его неподдельная искренность и душевность, заложенные в ментальности и культуре, сформировавшимися в результате кочевого образа жизни.
Один из самых удивительных обычаев кыргызского народа уходит корнями в глубокую древность: гость, кошма, пиала, камча или седло, ягненок или щенок чабанской собаки. Не удивляет этот обычай, если помнить, что раньше условия кочевой жизни делами встречи людей очень редкими и поэтому желанными.
Ведь гость — это единственная, говоря современным языком, возможность коммуникации с внешними миром: новости издалека, новые рассказы и песни.
Закон гостеприимства — высший закон гор. Что может быть приятнее, если тебя встречают с дороги как самого близкого родственника, если хозяйка ритуально отломит кусочек домашней лепешки, подаст пиалу чая, а хозяин, сняв со стенки комуз, сыграет для вас удивительно созвучную с природой мелодию.
Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Так, почти все туристы, посещающие впервые Кыргызстан желают отведать бешбармак и лагман. Особый интерес у туристов вызывают рестораны, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например, ресторан, специализирующийся на блюдах кыргызской кухни, должен быть оформлен в национальных традициях с использованием произведений народно-прикладного искусства и элементами фольклора.
Из всех видов материальной культуры именно в пище отразились наиболее устойчивыми древние традиции. Кочевой быт и хозяйство выработали у кыргызов свои пристрастия и вкусы. Мясные и молочные продукты скотоводческого хозяйства занимают основное место в рационе кыргызов. Зерновые продукты стали появляться в процессе перехода кочевников к оседлому образу жизни.
Некоторые изменения претерпела пища в результате влияния кухни узбеков, уйгуров, таджиков, дунган, русских, украинцев. Кыргызскую кухню отличает использование большого количества мяса. Кыргызы употребляют в пищу баранину, конину, говядину, козлятину, а также мясо яка. По древней традиции предпочтение отдается конине, ставшей ритуальной пищей. Мясо кыргызы употребляют в основном в вареном виде — бышкан эт; жареное мясо — куурдак.
Невозможно представить кыргызскую кухню без молока и молочных продуктов: сюзме, курута, айрана, каймака. Помимо коровьего молока кыргызы употребляют блюда из кобыльего, верблюжьего, ячьего молока. Из кобыльего молока путем брожения получают популярный напиток кумыс. Кумысом или айраном иногда заправляется мясной бульон.
Растительная пища готовится из целых зерен, крупы и муки пшеницы, кукурузы, риса, проса, овса. Это различные каши, болтушки, похлебки, напитки.
У кыргызов, как и у других коренных народов Центральной Азии, национальный хлеб — лепешка. Существует большое разнообразие видов лепешек, отличающихся своим составом, формой и способом приготовления. Наибольшее распространение получила выпечка лепешек в тандыре. Старинным ритуальным кушаньем являются «боорсоки», жареные в животном жире и масле кусочки кислого или сдобного теста. У кыргызов популярен слабоалкогольный напиток «бозо», который готовят из проса, ячменя или кукурузы. Пьют бозо в основном взрослые и только в зимнее время. В настоящее время самым популярным прохладительным напитком является «максым шоро», приготовленный из обжаренных зерен злаковых культур.
Значение национальной кухни для туризма очень велико. Приготовление традиционных блюд, ритуалы принятия пищи являются сильной стороной любых видов путешествий. Особенно велика сила кухни в китайской культуре. Современный туризм Китая строится во многом вокруг кухни. Каждая провинция, каждый район имеют свои секреты приготовления, используя экзотические продукты и неожиданные приемы приготовления.
Сервировка стола, обычаи, связанные с приемом пищи — все это очень впечатляет туристов.
Гостеприимство и уважение невозможно проявить, не зная языка, культурных и бытовых особенностей и традиции страны гостя. Искреннего желания быть полезным и гостеприимным еще не достаточно. Понимая с первого слова или даже намека гостя, когда необходимо предоставить ему какие-либо дополнительные услуги, служащий должен иметь достаточно профессионализма и представленных ему прав, чтобы самостоятельно изменять традиционный ход обслуживания и быть способным отреагировать на вновь возникшую обстановку так, чтобы это было расценено гостем как гостеприимство.
Выводы. Таким образом, в туристическом бизнесе Кыргызстана дела могут улучшиться. В настоящее время очевидной стала тенденция возрождения внутреннего туризма, что является положительным фактом. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как кыргызской, так и мировой экономики.
Развитие туризма в Кыргызстане имеет ярко выраженный мозаичный характер, обусловленный природно-ресурсными и социально-экономическими различиями в регионах. Материальная база туризма по широтным и высотным поясам размещена крайне неравномерно. Более пропорциональное развитие и организация туристской деятельности по территории республики требует селективного подхода в реализации региональной политики.
Приоритетным направлением в развитии туризма Кыргызстана и расширении международного сотрудничества в области туризма выступает возрождение Великого Шелкового пути. Использование его потенциала даст, по нашей оценке, 8–10 % ежегодного прироста туристского производства в республике. Для возрождения роли ВШП в межнациональном туристском обмене целесообразны принятие и реализация Международной целевой программы «Создание и развитие единого туристского пространства на Великом Шелковом пути».
Литература:
- Айдаркул К. Международные отношения кыргызов и Кыргызстана: история и современность. -Б., 2002. -352 с.
- Александрова А. Ю., Тикунова И. Н. Анализ структуры мирового туристского пространства с применением многомерной математической классификации. // Вестник Московского университета. Серия 5, география, 2003, № 6. С.16–21.
- Алымбеков К. А. Туризм в горах и яководство //Материалы международной научно-практической конференции «Туризм Кыргызстана: проблемы, пути решения, перспективы развития». –Б.: БГИЭК, 2001. С.12–16.
- Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. -М.: Мысль, 1975. -286 с.
- Атышов К. А. Потенциал природных ресурсов горного региона и проблемы их рационального использования (на примере Республики Кыргызстан). Дисс. док. эконом. наук. -Б., 1992.
- Артыкбаева С. Ж. Особенности развития туристского рынка Кыргызской республики и его перспективы Молодой ученый_.-Казань.- февраль, 2015.-№ 3 (83) С.909–913
- Низамиев А. Г. Туризм как отрасль в условиях рыночных преобразований. -Ош, 1996. -60 с.