В статье рассматривается использование «орфовских инструментов на музыкальных занятиях в группах с детьми, имеющими различные нарушения речи. Суть методической концепции Карла Орфа заключается в развитии активности детей через музыку и танец. Основу таких занятий составляет сочетание слов, музыки, движения и творчества. Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.
Ключевые слова: орфовские инструменты, нарушение речи, совместная работа музыкального руководителя и учителя- логопеда, коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорождённых появляются на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечёт и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки, движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. У детей, имеющих нарушения речи чаще всего страдают: речеслуховое внимание, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, познавательные процессы. В связи с этим наибольшая эффективность в устранении, имеющихся нарушений речи достигается работой проводимой учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем, так как музыкальный руководитель обладает теми профессиональными качествами, которые необходимы при развитии и формировании темпо-ритмо-мелодических компонентов речи. Наибольших результатов в работе с данной категорией детей можно достичь, используя в работе «орфовские инструменты».Коррекционная направленность музыкально-педагогического процесса в нашем образовательном учреждении для детей с проблемами реализуется через такие формы музыкальной деятельности, которые, с одной стороны, решают коррекционно-развивающие задачи, учитывают особенности детей данной категории, а с другой — обеспечивают социализацию личности такого ребенка. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 82 «Алиса» г. Волжского Волгоградской области создана хорошая материальная база для проведения музыкальных занятий, имеются в наличии «орфовские инструменты».
В начале ХХ века во многих странах Европы получило распространение система музыкального ритмического воспитания. Она стала известна под названием «Методика ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1856–1950). Эта система получила во многих странах широкое признание.
Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
В отличие от обычной ритмики, подчиненной только метру, в ритмической гимнастике Далькроза все движения шли от музыки. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соответствии между временем, пространством и движением.
С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль уроков ритмики: они развивали у детей внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива. Также, занятия ритмикой влияли на общий тонус детей, снижая утомляемость.
На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.
Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф. Карл Орф родился 10 июля 1895 года в Мюнхене семье музыкантов Паулы и Генриха Орфов. Всё детство мальчика прошло в окружении музыки, его родители играли в четыре руки по вечерам и по воскресеньям. Орф в последствии заметил «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах»
Суть его методической концепции заключается в развитии активности детей через музыку и танец. Основу таких занятий составляет сочетание слов, музыки, движения и творчества. Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.
Основная идея Карла Орфа — самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.
Опыт работы автора показал, что подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений и решают следующие задачи:
– развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения.
– воспитание навыков творческой активности.
– формирование чувства метроритмической пульсации, интонационного и тембрового слуха.
Ведущий принцип орфовской педагогики — «обучение в действии»: ребенок вовлекается педагогом в процессе активных действий, связанных с познанием музыки, ее тех или иных закономерностей. Действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания.
Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орфразработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
На музыкальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений — хлопков, щелчков, притопов, шлепков. Например, музицирование известных стихов А. Барто.
Уронили мишку на пол — хлопки в ладоши на каждое слово.
Оторвали мишке лапу — поочерёдные хлопки по коленям разными руками.
Всё равно его не брошу — щелчки пальцами разных рук в такт слов.
Потому что он хороший — притопы ногами.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Дети так увлекаются игрой в оркестре, что родители, по их просьбе, делают вместе с малышами дома шумелки, звенелки, погремушки, шумовой оркестр детского сада также постоянно пополняется новыми «изобретениями».
«Шелестелочки»
Пуговички нанизываются в любом количестве на тесьму, получаются браслетики. Дети с удовольствием танцуют с ними.
«Шуршунчики»
Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.
«Озорные колпачки»
Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.
«Маракасы-преврашалки»
В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) — это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки, в музыкально-ритмических упражнениях.
«Хлопушки-шуршалочки» тоже имеют свойство превращаться. Баночки от фотопленки наполняются крупой, каждому музыканту потребуется две такие баночки, под мелодию марша, веселого танца можно постучать ими, а музыка вальса, колыбельной превратит инструмент из хлопушки в шуршалочку.
Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.
Многие из предложенных инструментов используются для совместного музицирования детей и родителей на праздниках, развлечениях, досугах. Игра в сводном оркестре с родителями на празднике доставляет особое удовольствие воспитанникам, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу, способствует развитию навыков общения и соучастия.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка. Результаты нашей работы превзошли все ожидания. Уровень развития детей повысился более чем на 60 %. Дети стали увереннее в себе, более эмоциональны, отзывчивы, успешны.
Литература:
- Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет, М., 2007 г.
- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа., М., 2001г.
- Анищенко Е. С. Логопедическая ритмика.М.,2007г.
- Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование для дошкольников».М., 2004г.
- Internet ресурс: www.orff.ru