Игровая технология формирования навыка творческого музицирования у детей с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Игровая технология формирования навыка творческого музицирования у детей с ОНР / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15901/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из самых интересных и увлекательных форм приобщения дошкольников к миру музыкального искусства, несомненно, является элементарное музицирование. Отвечая принципам развивающего обучения, данный вид музыкальной деятельности способствует самовыражению и развитию творческих способностей дошкольников, предоставляя детям возможность коллективного и индивидуального творчества.

Сочинение музыкальных интонаций, мотивов или песенок, сочетание музыки с движениями и жестами, словами и художественным творчеством — все эти возможности элементарного музицирования, постепенно переходящего в творческое, оказывают благотворное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Для детей-логопатов, кроме собственно речевых патологий, характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабость нервной системы, что обуславливает гиперактивность, агрессивность или заторможенность дошкольников. Возможны дефицит внимания и памяти, снижение работоспособности.

Задачами музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ являются:

– развитие речи, памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;

– развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;

– формирование правильной осанки;

– повышение работоспособности и двигательной активности;

– развитие творческих способностей.

Коррекция речевых нарушений осуществляется в следующих видах музыкально-коррекционной работы:

– Занятия по логоритмике для детей с ОНР, координации движений;

– Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук;

– Упражнения для нормализации мышечного тонуса;

– Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса;

– Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания;

– Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, речью, интонацией.

Работа по коррекции речевых и общих нарушений у дошкольников с ОНР возможна с помощью игровой технологии творческого музицирования, созданной немецким композитором К. Орфом и адаптированной как технология Т. Э. Тютюнниковой. Ее суть заключена в единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой с целью формирования навыков творческого музицирования.

Данная технология основана на «принципе активного музицирования и обучение в действии» и отвечает требованиям системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников. Комплексное обучение дошкольников музыке в рамках технологии творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой предоставляет детям широкие возможности для развития их творческих способностей, поскольку в нем ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем, но главным образом творцом, создателем музыки. Использование данной технологии также дает возможность детям петь и проговаривать слова в ритме и темпе музыки, выполнять жесты и ритмичные движения образного характера, что оказывает положительное воздействие на коррекцию речевых нарушений у детей ОНР.

Рождение музыки и предпосылок формирования музыкальной культуры происходит в движении от деятельности простой, имитирующей, воспроизводящей, к преобразующей, творческой. Таким образом, проблемы воспитания средствами музыки соприкасаются с проблемами развития воображения у ребёнка. С этой целью широко применяются различные виды контрастных сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Игры «Послушай себя», «Украсим мелодию, стих, попевку» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш, У, О и т. д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым, разнодинамическим, и разновременным, что оказывает благоприятное на развитие речи у детей с ОНР.

Большим образовательным потенциалом для коррекции речевых нарушений обладает речевое музицирование — ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями. Данный вид творческой игры представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий. Речевые игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика.

Особое внимание в концепции Карла Орфа уделяется музицированию, аккомпанементом «звучащих жестов». «Звучащие жесты» — это игра со звуками своего тела — притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Цель этой деятельности — синтез музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной. Использование данного вида музыкальных игр, способствует развитию ритмического слуха, координации движений. Ребята с удовольствием «украшают» звучащими жестами знакомые песенки, используют их в импровизационных танцах. Уже в младшем дошкольном возрасте используем речевые игры, текст которых, как правило, декламирует взрослый, а дети сопровождают речь «звучащими жестами», движениями.

С интересом и восторгом дети участвуют в музыкальных играх, организованных в виде соревнований, таких, например, как соревнование двух команд, исполняющих двигательно-речевые каноны «Шла весёлая собака», «Бабка Ёжка», «Прыгалка-считалка». После исполнения педагог с детьми обсуждает, у какой команды лучше получилось показать и рассказать канон целиком без ошибок. Благодаря соревновательному азарту, речевые каноны хорошо получались на два, а в конце года — даже на три голоса. У детей, имеющих проблемы с речью и координацией, наблюдается особенный подъём — они чувствуют свою важную роль в совместном творческом процессе и очень старались не подвести остальных.

Действенным средством развития мелкой моторики, способствующим развитию речи дошкольников являются пальчиковые игры, которые так же широко представлены в игровой технологии формирования навыка творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой. Сначала дети выполняют их по показу педагога, затем сами, в старших группах разыгрывают целые пальчиковые сказки.

Музыкально-ритмические движения — это средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника. Музыкальная ритмика, безусловно, оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал:

«Движение — это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Существует в игровой технологии методика «Говорю-делаю», которая помогает постигать речевую культуру, способствует развитию координации речи и движений. При разучивании танцевальных движений сопровождают их ритмическими словами. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети.

Следующим видом игры в рамках технологии формирования навыка творческого музицирования является игра на детских музыкальных инструментах, чрезвычайно привлекательная для дошкольников.

Специфика элементарного музицирования требует, с одной стороны, сочетания непроизвольности спонтанных музыкальных ответов на игровые стимулы в коллективной импровизации, с другой — произвольности внимания и воображения, обусловленной коллективным характером исполнения музыки.

Игра на различных музыкальных инструментах — это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё — к простейшей импровизации, т. е. шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах, что так необходимо детям с ОНР.

Творческое музицирование — это очень увлекательный и интересный процесс. Здесь важно детям дать полностью проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки. В процессе работы можно будет убедиться в том, что музыкальные инструменты для детей — всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах: барабане, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке, свистульке, а особенно на самодельных, которые изготовила совместно с детьми. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования.

Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального-речевого слуха, что так необходимо детям с ОНР: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический. Развивается чувство музыкальной формы.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок — музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога — воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа стало девизом игровой технологии формирования навыка творческого музицирования детей с ОНР.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческое музицирование, игра, элементарное музицирование, движение, жест, инструмент, развитие, игровая технология, мелкая моторика.

Похожие статьи

Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста