Преступление на почве ненависти: суть явления и основные проблемные аспекты правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Статья просмотрена: 1774 раза

Библиографическое описание:

Глотов, Д. С. Преступление на почве ненависти: суть явления и основные проблемные аспекты правового регулирования / Д. С. Глотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 583-586. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31773/ (дата обращения: 18.11.2024).



Глобализационные процессы способствуют миграции, смешению различных рас, этносов, религий, что, в свою очередь, приводит к росту националистических настроений и нежеланию понимать и принимать «чужие» нравы и обычаи. Такого рода нетерпимость приводит к такому радикальному ее проявлению, как преступления по почве ненависти.

В соответствии с подходом Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) преступление на почве ненависти — это преступные действия, вызванные предрассудками или предубеждением в отношении конкретной группы лиц. По этой причине преступление на почве ненависти состоит из двух различимых компонентов:

– действие, которое является преступлением в соответствии с нормами уголовного права государства;

– предрассудок или предубеждения, которыми руководствуется злоумышленник, при совершении данного преступления [1].

Рассматривая данные компоненты подробнее, можно прийти к выводу, что первым и главным элементом преступления на почве ненависти является уголовная составляющая (компонент преступления). Данный компонент означает, что совершено в первую очередь преступление, что соответствует нормам национального уголовного права того или иного государства. Несмотря на то, что подход к классификации преступлений может варьироваться в зависимости от государства и правой системы, все же, большинство государств под преступлениями понимают одни и те же виды актов насилия. Второй, но не менее важный компонент преступления на почве ненависти, как уже было сказано, это мотив, основанный на предубеждении или предрассудке. Именно данный мотив и является той самой особенностью, которая отличает преступление на почве ненависти от преступления любой другой категории. Отсутствие одного из двух компонентов описанных выше, свидетельствует о том, что факт преступления на почве ненависти отсутствует.

Можно сказать, что современное понимание термина «преступление на почве ненависти» базируется на том, что преступлением на почве ненависти является не какое-то определенное преступление (убийство, кража и т. п.), а любое уголовное деяние, основанное на предубеждении.

В контексте преступлений на почве ненависти под предрассудком понимается предвзятость, ненависть, нетерпимость к группе лиц, объединенных общим признаком. В соответствии с отчетами ОБСЕ, которые ежегодно составляются и публикуются данной организацией, к таким признакам можно отнести расовую, этническую или религиозную принадлежность, сексуальную ориентация и т. д. Стоит помнить о том, что на данный момент в странах региона ОБСЕ не существует консенсуса относительного того, какие признаки должны быть закреплены в качестве дискриминирующих. Например, по итогам 2014 года только 10 из 57 стран ОБСЕ предоставили официальную информацию о количестве преступлений, совершенных по предубеждению к представителям ЛГБТ-сообщества [2]; и только 6 государств-членов ОБСЕ представили официальную информацию о преступления совершенных по мотиву ненависти к людям, с ограниченными возможностями [3].

Особенностью преступлений на почве ненависти является тот факт, что данный тип преступлений несет в себе гораздо большую угрозу для общества, чем другие категории преступлений. Это связано с тем, что преступления совершенные по мотиву ненависти ставят по угрозу базовый правовой принцип — принцип всеобщего равенства, который закреплен во множестве международных нормативно-правовых актах, а также в национальных законодательных базах подавляющего большинства стран мира.

Негативные последствия в результате преступления на почве ненависти наступают как в отношении потерпевшего лица, так и в отношении сообщества, представители которого обладают такими же характеристиками, как и потерпевшее лицо. Можно предположить, что жертва испытывает страх по причине того, что факт совершения такого преступления посылает сигнал, свидетельствующий о том, что лицо, против которого совершено противоправное деяние, не является полноценной частью общества, в котором живет. Последствия для сообщества характеризуются схожим образом: в сообществе нарастает страх, что может привести к тому, что дискриминируемое меньшинство начать совершать преступные деяния против дискриминирующей группы или отдельных лиц.

Все вышесказанное говорит о том, что в случае совершения преступления на почве ненависти существует острая необходимость тщательного и детального его расследования.

Законодательство, которое направлено на предотвращение преступлений на почве ненависти, может принимать различные формы в зависимости от особенностей правовой системы того или иного государства. В некоторый странах применяется подход, когда преступное деяние признается более серьезным преступлением, в случае, когда при совершении данного деяния жертва была выбрана по мотивы предрассудка. То есть преступление на почве ненависти классифицируется в отдельное преступление. Также возможен вариант, когда мотив ненависти выступает в качестве отягчающего обстоятельства. Лицу, совершившему такое преступление, выносится более суровое наказание из-за общественной опасности совершенного деяния. Еще один подход к закреплению преступлений на почве ненависти в законодательстве является возможность создания законов, которые будут направлены на сбор данных о преступлениях на почве ненависти.

По мнению представителей БДИПЧ ОБСЕ, важность принятия законодательства против преступлений на почве ненависти заключается в следующем:

– Оно является символическим посланием потенциальным жертвам и преступникам, а также всему обществу о том, что государство серьезно относится к преступлениям на почве ненависти;

– Законодательный процесс стимулирует дискуссию по данному вопросу, что способствует повышению осведомленности населения о преступлениях на почве ненависти;

– Правоохранительным органам поручается учитывать мотив преступления, и, таким образом, их усилия направляются на решение конкретной задачи;

– Законодательство позволяет жертвам наблюдать за тем, выполняется ли закон надлежащим образом, и оспаривать действия властей в случае его невыполнения;

– Законодательство облегчает сбор более точных данных о преступлениях на почве ненависти [4].

Вышеуказанные аргументы говорят о том, что создание законодательства по предотвращению преступлений на почве ненависти является основным составным компонентом для предотвращения таких преступлений. Именно различные правовые средства защиты смогут предоставить реальную возможность для лиц, подвергающихся нападениям, защитить себя и свою жизнь. Также создание законодательной базы может повысить доверие среди представителей социальных групп, которые подвергаются дискриминации и насилию, что может положительно сказаться на раскрываемости преступлений.

Надобность внедрения в национальные правовые системы законодательства, которое направлено на предотвращение преступлений ненависти, закреплена и на международном уровне. Например, в соответствии с решением Совета Министров ОБСЕ № 4/03 (Маастрихт, 2003) «признавая важное значение законодательства для борьбы с преступлениями на почве ненависти, государства-участники будут информировать БДИПЧ об имеющемся законодательстве относительно преступлений, мотивированных нетерпимостью и дискриминацией, и в соответствующих случаях обращаться к БДИПЧ за помощью в разработке и пересмотре такого законодательства» [5]. Также Совет Министров ОБСЕ «побуждает все государства-участники собирать и хранить надежную информацию и статистические данные о преступлениях на почве ненависти, включая формы воинствующего проявления расизма, ксенофобии, дискриминации и антисемитизма» [5].

Учитывая всю опасность преступлений на почве ненависти, несомненно, важным элементов для борьбы с данным явлением является мониторинг и фиксирование подобных случаев для формирования статистической информации. Важную роль в данном процессе играют различные международные, региональные, а также национальные неправительственные организации. Например, такая влиятельная международная организация как AmnestyInternational фиксирует наличие дискриминации в государстве как определенную тенденцию. В докладе организации «Права человека в современном мире» (2013) было отмечено, что в России «повсеместно продолжалась дискриминация по признаку расовой, этнической, гендерной, религиозной и политической принадлежности» [6]. Подробная же статистическая информация по преступлениям ненависти в подобных докладах AmnestyInternational содержится не часто.

Как правило, сбором подробной информации по количеству совершенных преступлений ненависти занимаются национальные неправительственные организации, а также государственные структуры. В России крупнейшей организацией, занимающейся сбором данных о совершенных по мотиву ненависти насильственных преступлениях и актах вандализма, является информационно-аналитический центр «Сова». Данная организация ведет общедоступные базы данных [7]. В одной из них фиксируются случаи актов насилия в отношении лиц, обладающих определенным признаком (например, «темнокожие», «арабский мир», «евреи», «религиозные группы» и т. д.). Также фиксируются акты вандализма относительно различных религиозных объектов и иных типов объектов. Еще одна база содержит информацию о вынесенных судом приговорах за «вандализм», «насилие», «организацию» и «пропаганду». В Швеции же, например, сбором статистической информации по совершенным преступлениям на почве ненависти занимаются государственные структуры. В первую очередь это Национальный совет по предупреждению преступности, который ответственен за ведение статистики по преступлениям ненависти.

Как показывает практика некоторых государств, в случае, когда сбором статистической информации по преступлениям ненависти занимается государственная структура, количественные показатели собранной информации оказываются значительно выше. Например, по данным ОБСЕ [8] в 2014 в России силами неправительственных организаций было зафиксировано 336 инцидентов преступлений на почве ненависти. Официальные же данные России перестала предоставлять с 2008 года. В Швеции же, например, где население в 14 раз меньше, чем в России, полицией было зафиксировано 4258 случаев преступлений ненависти, неправительственные организации зафиксировали еще 23 случая [9]. Данный пример может свидетельствовать о надобности создания специального государственно института, который занимался бы сбором данных, либо же эти полномочия могут быть делегированы представителям властных структур, как, например, в Швеции, Великобритании, Финляндии, Норвегии и некоторых других странах, где сбором данных о преступлениях ненависти занимается полиция.

Подводя итог, можно сказать, что преступления на почве ненависти представляют собой вид преступного деяния, в котором в обязательном порядке наблюдается два компонента: преступное деяние в соответствии с нормами уловного права, и предрассудок, который обуславливает мотив совершаемого преступления. Особенность преступлений на почве ненависти по сравнению с преступлениями других категорий заключается в их особой опасности по причине сильного негативного влияния как непосредственно на жертву, так и на группу лиц, к которой принадлежит лицо, подвергнувшееся нападению.

Принятие законодательства, направленного на предотвращение преступлений на почве ненависти, является важным обязательством каждого государства. Принятие такого законодательства обладает большим количеством преимуществ. Повышается качество расследований преступлений, что свидетельствует о более качественном исполнений закона; увеличивается уровень доверия граждан к властям, т. к. они ощущают себя более защищенными; стимулируется дискуссия в обществе вокруг вопроса о преступлениях ненависти, что приводит к большей осведомленности; также облегчается процесса сбора данных о преступлениях.

На данный момент, открытым остается вопрос о том, какие именно признаки должны быть закреплены в качестве дискриминирующих. Сейчас государства не пришли к общему мнению на этот счет, поэтому перечень признаком может быть различным в зависимости от социальных и культурных особенностей страны.

Также, проблемным остается вопрос мониторинга и сбора статистической информации по преступлениям на почве ненависти. Как показывает практика некоторых государств региона ОБСЕ, наиболее эффективным является способ сбора информации представителями государственных структур, но, к сожалению, в силу различных причин, далеко не все государства считают подобную деятельность важной и не спешат перенимать опыт.

Литература:

  1. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Преступления на почве ненависти: предотвращение и реагирование. Методическое Руководство для НПО в регионе ОБСЕ. Варшава, 2009. 96 с. С.15.
  2. ОSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR). Hate crime reporting. Bias against LGBT people. URL: http://hatecrime.osce.org/taxonomy/term/235?year=2014 (датаобращения: 14.06.2016).
  3. ОSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR). Hate crime reporting. Bias against people with disabilities and other groups. URL: http://hatecrime.osce.org/what-hate-crime/bias-against-people-disabilities-and-other-groups (дата обращения: 14.06.2016).
  4. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Преступления на почве ненависти: предотвращение и реагирование. Методическое Руководство для НПО в регионе ОБСЕ. Варшава, 2009. 96 с. С. 21.
  5. Документ встречи Совета министров в Маастрихте, 2003 г. Решение № 4/03 о толерантности и недискриминации, MC.DEC/4/03, 2 декабря 2003.
  6. Amnesty International. Доклад Amnesty International 2013. Права человека в современном мире. AmnestyInternationalLtdPeterBenensonHouse. Лондон, 2013. 220 с. С. 151.
  7. Информационно-аналитический центр «Сова». База данных. URL: http://www.sova-center.ru/database/ (дата обращения: 14.06.2016)
  8. ОSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR). Hate crime reporting. Russian Federation URL: http://hatecrime.osce.org/russian-federation?year=2014 (датаобращения: 14.06.2016)
  9. ОSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR). Hate crime reporting. Sweden. URL: http://hatecrime.osce.org/sweden?year=2014 (датаобращения: 14.06.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): почва ненависти, преступление, преступление ненависти, статистическая информация, мотив ненависти, Россия, сбор данных, группа лиц, преступное деяние, Швеция.


Похожие статьи

Актуальные проблемы уголовно-правовой характеристики современного хулиганства и изменения в законодательстве

Электронные средства платежа: проблемы правового регулирования и актуальные вопросы судебной практики

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на современном этапе: проблемные вопросы и пути их решения (по законодательству Украины)

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Отражение проблем двойного налогообложения в налоговых спорах: актуализация и направления совершенствования

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Убийство по найму: историко-правовой анализ криминализации состава преступления в отечественном уголовном законодательстве

Возможность реабилитации в уголовном процессе по делам частного производства: особенности, основания и проблемы

Система субъектов предупреждения организованной преступности в Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Похожие статьи

Актуальные проблемы уголовно-правовой характеристики современного хулиганства и изменения в законодательстве

Электронные средства платежа: проблемы правового регулирования и актуальные вопросы судебной практики

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на современном этапе: проблемные вопросы и пути их решения (по законодательству Украины)

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Отражение проблем двойного налогообложения в налоговых спорах: актуализация и направления совершенствования

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Убийство по найму: историко-правовой анализ криминализации состава преступления в отечественном уголовном законодательстве

Возможность реабилитации в уголовном процессе по делам частного производства: особенности, основания и проблемы

Система субъектов предупреждения организованной преступности в Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Задать вопрос