В данной статье автором предпринята попытка конкретизации перечня преступлений экстремистской направленности. Делается вывод о том, что законодательно установленный перечень преступлений экстремистской направленности является открытым; в его основу положен специальный мотив — совершение преступления из экстремистских побуждений по соответствующим статьям Особенной части УК РФ и при наличии отягчающего обстоятельства по пункту «е» части 1 статьи 63 УК РФ.
Ключевые слова: экстремизм, УК РФ, преступления экстремистской направленности, перечень.
Экстремизм несет большую угрозу существующему государственному и общественному устройству нашего государства. Именно поэтому Российская Федерация не могла обойти стороной вопросы правового противодействия проявлениям экстремистской деятельности. С момента определения нормативных основ противодействия экстремизму на территории Российской Федерации возникла необходимость установления оснований для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности. Это обусловило появление в УК РФ ряда уголовно-правовых составов, совершаемых по мотиву ненависти или вражды.
Именно такая группа преступлений, пусть и выделенная достаточно обобщенно (они структурно расположены в множестве глав УК РФ), именуется преступлениями экстремистской направленности [1, с. 83]. В связи с тем, что понятие преступлений экстремистской направленности впервые было истолковано в примечании 2 к статье 282.1 УК РФ, такое определение следует считать законодательным.
Так, под преступлениями экстремистской направленности понимаются общественно опасные деяния, совершаемые по экстремистским мотивам, предусмотренные соответствующими частями Особенной части УК РФ и пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ, определяющим мотив ненависти или вражды как отягчающее обстоятельство.
До 2007 года [2] статья 282.1 УК РФ предусматривала закрытый перечень преступлений экстремистской направленности, в который входили статьи 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ. Исключение данного перечня и замена подхода к определению таких преступлений наличием специального мотива — ненависти или вражды различного характера — по мнению Верховного Суда Российской Федерации согласовывалось с позицией о невозможности установления всех преступлений экстремистской направленности в рамках столь узкого перечисления. Мотив ненависти или вражды значительно расширял правоприменительную трактовку множества преступлений, в связи с чем из аналогичных побуждений стало возможным совершение убийства, причинения вреда здоровью, истязания и др.
Краеугольным фактором вольного толкования перечня преступлений экстремистской направленности в процессе правоприменения является указание на «соответствующие части Особенной части УК РФ». Очевидно, что и должностные лица органов предварительного расследования, и органы прокуратуры, и даже суд, не говоря уже о представителях научного сообщества, могут различным образом причислять то или иное преступление к числу совершенных из экстремистских побуждений. Задача определения перечня таких преступлений представляется достаточно обоснованной ввиду того, что указанную конструкцию содержит не только УК РФ, но и ряд иных нормативно-правовых актов:
— преступления экстремистской направленности признаются объектом деятельности субъектов, уполномоченных на осуществление противодействия экстремизму (пункт «е» части 4 статьи 1 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [3]);
— лицо не может быть избрано, если оно было осуждено за совершение преступлений экстремистской направленности (пункт «б» части 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4]);
— предполагается повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности (абзац 9 раздела XVII Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [5]).
Основным руководством на этот счет выступают разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» (далее по тексту — Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»), в пункте 2 которого содержится указание на то, что под преступлениями экстремистской направленности следует понимать общественно опасные деяния, «совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» [6]. Тем не менее, исчерпывающего перечня высшая судебная инстанция тоже не дает, ограничившись указанием на примерный их перечень, используя термин «например».
Следственный комитет Российской Федерации в ведомственных актах не конкретизирует перечень преступлений экстремистской направленности, лишь указывая на необходимость информирования вышестоящего подразделения, осуществляющего процессуальный контроль, о совершении убийств по мотивам ненависти или вражды и о совершении преступлений, предусмотренных статьями 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ [7].
Фактически исчерпывающий перечень преступлений экстремистской направленности предусмотрен Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел Российской Федерации в совместно разработанном перечне статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности. В число таких преступлений включаются общественно опасные деяния, предусмотренные 41 уголовно-правовым составом [8].
Можно сделать вывод о том, что различия в отнесении тех или иных преступлений в число совершаемых из экстремистских побуждений свидетельствуют об отсутствии единообразного подхода в правоприменительной практике. Особенно отчетливо это проявляется при сравнении обозначенных перечней, определенных государственными органами, с теми преступлениями, которые охарактеризованы Верховным Судом Российской Федерации как преступлениями экстремистской направленности. Суд различает такие преступления по наличию специального мотива, в то время как органы государственной власти в ведомственных актах устанавливают такие деяния лишь на их фактическом соотнесении с конкретным уголовно-правовым составом.
В целом, в правовой науке превалирует подход отнесения преступлений к числу совершенных из экстремистских побуждений на основании их совершения по части 2 по соответствующему пункту, предусматривающему субъективный мотив ненависти или вражды — такие преступления относятся в основном к посягательствам против личности и общественной безопасности. В аналогичный перечень включаются сугубо экстремистские преступления по статьям 280, 282–282.4 УК РФ [9, с. 33].
Таким образом, традиционным подходом к отнесению преступлений в число совершенных из экстремистских побуждений является указание на соответствующий мотив по части 2 квалифицированного состава, а также прямое указание на преступления по статьям 280, 282–282.4 УК РФ как наиболее «экстремистски концентрированных». Законодательно установленный перечень преступлений экстремистской направленности является открытым; в его основу положен специальный мотив — совершение преступления из экстремистских побуждений по соответствующим статьям Особенной части УК РФ и при наличии отягчающего обстоятельства по пункту «е» части 1 статьи 63 УК РФ. Ряд органов государственной власти для целей борьбы с экстремизмом устанавливают собственные перечни таких преступлений, которые отличаются и от законодательно установленного в примечании 2 к статье 282.1 УК РФ, и от конкретизированного в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
Литература:
- Выстропов В. Г. Преступления экстремистской направленности как объект правового и криминалистического анализа / В. Г. Выстропов. — Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2017. — № 3–2. — С. 82–89.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму: Федеральный закон от 24.07.2007 № 211-ФЗ (ред. от 22.02.2014) // Собрание законодательства РФ. — 30.07.2007. — № 31. — ст. 4008.
- Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 // Собрание законодательства РФ. — 01.06.2020. — № 22. — ст. 3475.
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.05.2024) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.2002. — № 24. — ст. 2253.
- Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) // Собрание законодательства РФ. — 17.05.2021. — № 20. — ст. 3397.
- О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021) // Российская газета. — 04.07.2011. — № 142.
- О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях: Приказ Следственного комитета России от 04.05.2011 № 76 (ред. от 21.08.2017) // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: Указание Генпрокуратуры России № 401/11, МВД России № 2 от 19.06.2023 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Гриненко А. В. Понятие и классификация преступлений экстремистской направленности / А. В, Гриненко. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2012. — № 3. — С. 32–34.