Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку (к 240-летию мореплавателя) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.06.2016

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Чертков П. В. Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку (к 240-летию мореплавателя) // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 547-549. — URL https://moluch.ru/archive/116/31592/ (дата обращения: 23.09.2018).



В. М. Головнин, выдающийся мореплаватель и исследователь, занимает почетное место как в истории русского военного флота, так и в истории русской географической науки.

Родился Головнин в с Гулынки Рязанской области, в небогатой семье дворян. В девятилетнем возрасте он остался круглым сиротой, а в 12 лет был определен родственниками в Морской корпус Кронштадта. За успехи в науках и хорошее поведение Головнин в 1790 году был произведен в гардемарины и зачислен на линейный корабль, входивший в состав русской эскадры вице-адмирала Круза. На этом корабле четырнадцатилетний юноша принимал участие в войне со шведами За храбрость, проявленную в морских сражениях Головнин был награжден медалью. В 1792 году он окончил Морской корпус, но был оставлен в нем «по малолетству» еще на год. Это время он использовал для изучения словесности, истории и главным образом истории мореплавания.

Окончив в 1793 году Морской корпус и получив первый офицерский чин мичмана, Головнин в течение нескольких лет плавал в Балтике. В 1798 году во время войны с Францией (1798–1800) Головнина назначают флаг-офицером и переводчиком при командующем эскадрой вице-адмирале М. К. Макарове. За отличие в десантных операциях Головнин был произведен в лейтенанты.

В 1801–1805 гг. В. М. Головнин служил волонтером в английском флоте. Здесь он повышал свою теоретическую подготовку, побывал в разных частях света. По возвращении в Петербург в 1806 г. он представил морскому министру записку о состоянии английского и русского флотов, а также разработанные им военно-морские сигналы, которыми в течение четверти века пользовались моряки российского флота.

Осенью 1806 г близ верфи, расположенной при впадении р. Фонтанки в р. Неву в Петербурге, можно было видеть на воде небольшой военный корабль с высокими мачтами, хорошо осмоленный, окрашенный и готовый поднять паруса. Это был шлюп «Диана», которому предстояло совершить второе (после Крузенштерна и Лисянского) русское кругосветное путешествие.

25 июля 1907 г. шлюп «Диана» с экипажем 60 человек во главе с В. М. Головниным отправился из Кронштадта в плавание. Целью мореплавателей были географические открытия и исследования северной части Тихого океана.

В апреле 1808 г. шлюп был задержан английским военным флотом около мыса Доброй Надежды, так как Россия в то время, по условиям Тильзитского мира, принимала участие в континентальной блокаде Англии. За время пребывания в плену команда «Дианы» израсходовала почти все средства, отпущенные на путешествие. Надежды на быстрое освобождение из плена не было. И Головнин предпринимает смелое решение. Воспользовавшись попутным ветром, он вывел «Диану» в открытое море. Маневр был столь неожиданным, что англичане не успели принять каких-либо мер для задержания шлюпа. Через несколько часов после выхода из бухты шлюп уже шел под всеми парусами в открытом океане. Чтобы избежать погони, Головнин избрал путь «сороковыми ревущими широтами», где постоянно свирепствуют ветры. Много мужества потребовалось от русских моряков в этом опасном плавании по Индийскому океану. Путь от мыса Доброй Надежды до о. Тасмании протяженностью 10 тысяч км занял 51 сутки.

Обогнув о. Тасманию с юга, «Диана» направилась к берегам Камчатки. В конце сентября 1809 г. она вошла в Авачинский залив,где был брошен якорь в Петропавловской гавани. Здесь путешественники остались на зимовку. Головнин стал знакомиться с жизнью местного населения, с природой и экономикой полуострова. Впоследствии свои наблюдения и впечатления В. М. Головнин изложил в труде о Камчатке и русской Америке.

С открытием навигации «Диана» направилась к берегам Северной Америки, чтобы доставить русской колонии продовольствие.

На зимовку «Диана» возвратилась в Петропавловск, а в начале мая 1811 г. отправилась к Курильским островам.Скалистые берега, большие глубины, сильные течения, неустойчивая погода и туманы затрудняли топографическую съемку островов. Морякам все время приходилось лавировать вблизи неизвестных берегов с риском наскочить на подводные скалы. Работа требовала огромного напряжения, сил, внимательности и осторожности. Тем не менее «Диана» обходила каждый из островов Курильской гряды. Начав с о. Расшуа, Головнин открыл между островами Кетой и Самушир пролив и нанес его на карту под названием «пролив Дианы». Были описаны острова, находящиеся на юге от пролива Надежда, до о. Уруп. После того как были исследованы и описаны острова Уруп, Итуруп, и Шикотан, шлюп «Диана» в начале июля 1811 г. подошел к о. Кунашир, где находилась японская крепость. Головнин надеялся запастись здесь продовольствием и пресной водой. Он высадился на берег с несколькими офицерами и матросами, но японцы напали на них и взяли в плен. Более двух лет находились в плену Головнин и его товарищи. Только в начале октября 1813 г. после длительных переговоров между японскими и русскими офицерами, остававшимися на шлюпе, удалось освободить пленных. Этому в значительной степени способствовало и то, что после поражения Наполеона Япония резко изменила в лучшую сторону свое отношение к России.

Плавание на «Диане» богато не только опасными приключениями, но и весьма ценными научными работами. Помимо подробного описания всех посещенных территорий и наблюдавшихся во время плавания явлений В. М. Головнин собрал большой и ценный этнографический материал. Одной из наиболее замечательных работ является его описание Японии -загадочной страны, границы которой в то время были закрыты для иностранцев. Хотя мореплаватель жил в Японии на положении узника, это не помешало ему составить образную картину природы и быта народа этой страны. Описание Головниным географического положения и климата Японии, ее хозяйства, просвещения и языка, вероисповедания и обычаев, народонаселения, военных сил и колониальных владений были переведены почти на все европейские языки.

Вскоре после возвращения из экспедиции В. М. Головнин был произведен в капитаны второго ранга, а в 1816 г. избран почетным членом Государственного Адмиралтейского департамента.

Кругосветное путешествие В. М. Головнина показало, что перевозить грузы из европейской части России на Камчатку морским путем гораздо выгоднее, чем по суше через Сибирь. В 1817 году Головнину было предложено возглавить новую кругосветную экспедицию, которая должна была доставить грузы на Камчатку, выяснить деятельность русско-американских обществ, описать северо-западные берега Северной Америки и некоторые острова, географическое положение которых к тому времени еще не было выяснено. Для этой экспедиции был построен шлюп «Камчатка» водоизмещением в три раза большим, чем «Диана».

В августе 1817 г. «Камчатка» покинула Кронштадт, направившись с востока на запад вокруг Южной Америки через Атлантический и Тихий океаны на Камчатку. В состав ее команды входили Ф. П. Литке, позднее выдающийся исследователь Арктики и президент Российской академии наук, Ф. П. Врангель — один из учредителей Русского географического общества.

Плавание продолжалось 8 месяцев и 8 дней, из которых только 34 дня шлюп находился в портах. Выгрузив предназначенные для г. Петропавловска и Охотска грузы, в июне 1818 г. «Камчатка» направилась в русскую Америку. По пути исследователи уточнили географическое положение Командорских и Алеутских островов.

В конце сентября «Камчатка» оставила берега русской Америки и, продолжая кругосветное плавание, взяла курс на Гавайские острова, описанию природы и населения которых Головнин посвятил много страниц своих замечательных записок. Затем экспедиция посетила о. Гуам, входящий в группу Марианских островов, и Филиппины.

В январе 1819 г. «Камчатка» покинула Филиппинские острова и, миновав Китайское море, через Зондский пролив вышла в Индийский океан. Обогнув южную оконечность Африки, шлюп направился к о. Святой Елены, где в то время находился Наполеон. Головнин в своих записках подробно описал его жизнь в заточении.

В начале сентября «Камчатка» пришла в Кронштадт, закончив кругосветное путешествие за два года и 10 дней.

По возвращении В. М. Головнин занимается обработкой наблюдений и описаний своих путешествий, доставивших ему широкую известность. В частности, особую ценность представляют составленные им таблицы направлений и скорости морских течений, изменений компаса почти на всем пути шлюпа «Камчатка». В своих трудах Головнин дал важные сведения об условиях входа и выхода в некоторых портах и гаванях, о приливах и отливах, о глубинах моря в наиболее опасных для плавания местах и т. д.

Всего же В. М. Головнин написал пять больших томов рассказов о кругосветных путешествиях на шлюпах «Диана» и «Камчатка».

В 1821 году Головнин, уже в чине капитана-командора, был назначен помощником директора Морского корпуса, а в 1823 году-генерал-интендантом флота. В его подчинении находились кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский департаменты, все верфи и портовые сооружения от г. Риги до Камчатки. Позже к его обязанностям прибавились еще заботы о заготовке корабельного леса, вооружении кораблей. В. М. Головнин отдавал всего себя любимому делу, продолжая неустанно трудиться на пользу науке и флоту. Ему принадлежит заслуга восстановления Балтийского флота, пострадавшего от наводнения в 1824 г., и постройки первых русских пароходов.

За свою деятельность В. М. Головнин был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, действительным членом вольного Экономического общества любителей российской словесности и искусства.

В. М. Головнина высоко ценят не только как мореплавателя и географа, но и как известного писателя-прозаика, как передового прогрессивного деятеля того времени.

Умер В. М. Головнин в чине вице-адмирала от холеры, эпидемия которой свирепствовала тогда в Петербурге. Благодарные потомки увековечили его имя на карте мира. Именем Головнина названы бухта и город на полуострове Съюрд Северной Америки, пролив и вулкан в Курильской гряде, гора и мыс на Новой Земле.

Литература:

  1. Болховитинов, В. Н., Буянов, А. Ф., Захарченко, В. Д., Остроумов, Г. Н. Рассказы из истории русской науки и техники. — М.; Молодая гвардия 1957. — с 394–396.
  2. Муромов, И. А. 100 Великих путешественников. — М.; Вече 2003. — с 460–463.
Основные термины (генерируются автоматически): Камчатка, шлюп, остров, Петербург, Кронштадт, русская Америка, географическое положение, Северная Америка, Морской корпус, Добрая Надежда.


Похожие статьи

Северное пароходное общество | Статья в журнале...

Северное пароходное общество было учреждено по инициативе и при участии Датско-Русского пароходного общества.

Общество принимало активное участие в перевозке эмигрантов из России в Южную Америку, Англию, Канаду и другие.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Проблема определения правового статуса Северного морского пути (далее — СМП)

Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через Суэцкий канал — 23

Анализируя географическое положение СМП, становится ясно, что большая часть его...

История территориальных притязаний государств в арктическом...

В это же время русские землепроходцы осваивают северные реки: Обь, Енисей, Лену [2].

Указ Петра I в 1704 году предоставляет монопольное право на добычу морского зверя у побережья и на островах Северного Ледовитого океана братьям Шафировым и князю...

«Отдавай-ка родимую…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Но и из оного на острова и в Америку (путь) был столько же мало удобен и безопасен». Попытки преодолеть Северный Морской Путь предпринимались неоднократно.

Барк «Оркни» должен был доставить долгожданный груз в Кронштадт. 16 июля 1868 года, при подходе к...

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017).

Помощь немцам в виде отправки экспедиционного корпуса на Русский фронт была личной

Новые оперативные базы теперь располагаются в Феодосии и на острове Иван-Баба.

История российского флота | Статья в журнале «Школьная...»

Мореплавания финикиян и первые географические открытия. Походы Карфагенского флота.

Экспансия в Европу Открытие Исландии, Гренландии, Северной Америки.

Морская авиация в небе над Берлином [1941 г.]. Прорыв кораблей из Таллинна в Кронштадт.

Научный журнал «Молодой ученый» №47 (181) ноябрь 2017 г.

Происходит из дворянского рода балтийских немцев. В 1789 году Фаддей поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, через

В 1803–1806 годах участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна.

Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии...

Таким образом, эта конвенция установила демилитаризованный статус Аландских островов [1]. Потеря возможности использовать Аланды в качестве укрепленной военно-морской базы отрицательно сказалась на стратегическом положении России регионе Балтийского моря.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Северное пароходное общество | Статья в журнале...

Северное пароходное общество было учреждено по инициативе и при участии Датско-Русского пароходного общества.

Общество принимало активное участие в перевозке эмигрантов из России в Южную Америку, Англию, Канаду и другие.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Проблема определения правового статуса Северного морского пути (далее — СМП)

Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через Суэцкий канал — 23

Анализируя географическое положение СМП, становится ясно, что большая часть его...

История территориальных притязаний государств в арктическом...

В это же время русские землепроходцы осваивают северные реки: Обь, Енисей, Лену [2].

Указ Петра I в 1704 году предоставляет монопольное право на добычу морского зверя у побережья и на островах Северного Ледовитого океана братьям Шафировым и князю...

«Отдавай-ка родимую…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Но и из оного на острова и в Америку (путь) был столько же мало удобен и безопасен». Попытки преодолеть Северный Морской Путь предпринимались неоднократно.

Барк «Оркни» должен был доставить долгожданный груз в Кронштадт. 16 июля 1868 года, при подходе к...

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017).

Помощь немцам в виде отправки экспедиционного корпуса на Русский фронт была личной

Новые оперативные базы теперь располагаются в Феодосии и на острове Иван-Баба.

История российского флота | Статья в журнале «Школьная...»

Мореплавания финикиян и первые географические открытия. Походы Карфагенского флота.

Экспансия в Европу Открытие Исландии, Гренландии, Северной Америки.

Морская авиация в небе над Берлином [1941 г.]. Прорыв кораблей из Таллинна в Кронштадт.

Научный журнал «Молодой ученый» №47 (181) ноябрь 2017 г.

Происходит из дворянского рода балтийских немцев. В 1789 году Фаддей поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, через

В 1803–1806 годах участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна.

Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии...

Таким образом, эта конвенция установила демилитаризованный статус Аландских островов [1]. Потеря возможности использовать Аланды в качестве укрепленной военно-морской базы отрицательно сказалась на стратегическом положении России регионе Балтийского моря.

Задать вопрос