Автор: Коскова Анна Сергеевна

Рубрика: 2. Всеобщая история

Опубликовано в

IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 07.07.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Коскова А. С. Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском театре войны: 1942-1943 гг. [Текст] // История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 8-13. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/243/12720/ (дата обращения: 14.12.2017).



Как известно, боевые действия в ходе операции «Барбаросса» начались 22 июня 1941 года. Они стали самым широким маневром всех времен, а театр данных военных действий — Восточный фронт — оказался самым масштабным в мировой истории. [14, c. 151]

Неожиданно для самих себя, и для инициаторов военной кампании (А. Гитлер планировал закончить боевые действия до прибытия итальянской армии на Восточный фронт), в ход ее операций вмешалось Королевство Италия. Помощь немцам в виде отправки экспедиционного корпуса на Русский фронт была личной инициативой и долгом Бенито Муссолини. Несмотря на откровенную неготовность итальянской армии, фашистский лидер, ослепленный успехами Гитлера в Европе, принял данное решение, исходя из необходимости участия Италии в «победоносной», по его мнению, войне и беспокоясь за престиж и послевоенный передел мира. [17, с. 61]

Б. Муссолини и правящая элита, руководствуясь своими «алчными вожделениями» [11, с. 10], так торопились опоздать к «разделу пирога», что забыли о необходимости тщательной боевой подготовки и оснащенности своей армии. По многочисленным воспоминаниям участников войны на Русском фронте [19] и, в частности, согласно мемуарам Джованни Мессе, командира КСИРа (Экспедиционного итальянского корпуса в России), итальянская армия испытывала нужду буквально во всем: чувствовалась нехватка надежного оружия, топлива, еды, теплой одежды. Были постоянные проблемы с тыловым снабжением. [8, с. 97] Учитывая показное чувство своего превосходства и даже презрение немецких союзников к итальянским участникам войны, можно себе представить моральное состояние последних. В сущности, руководство Италии в июле 1941 года подарило своим подданным бесславный и кровавый билет в один конец.

Боевые действия КСИРа (первоначально в его составе было отправлено 63 тыс. человек) на Восточном фронте проходили с августа 1941 года по июль 1942 года в Донбассе. Затем в июле 1942 года, когда немецкое командование удостоверилось в своих просчетах по срокам Русской кампании и в ограниченности своих сил, КСИР преобразуется в АРМИР (8-я итальянская армия в России), общая численность которой составила 229 тыс. человек. В таком составе итальянцы воевали на Среднем и Верхнем Дону по февраль 1943 года, пока в Павлограде не было разгромлено последнее подвижное подразделение итальянской дивизии «Челере». [9, с. 126]

Совместно с КСИРом и АРМИРом (в их состав входили: 7 пехотных и 3 альпийские дивизии) в ходе сражений на Восточном фронте были задействованы и Королевские Военно-морские силы Италии.

Инициирование привлечения КВМС Италии имеет дискуссионный характер в историографии. С одной стороны, нельзя списывать со счетов запись в дневнике немецкого генерала Франца Гальдера от 24 июня 1941 года: «Фюрер ни в коем случае не хочет допустить в Крым итальянцев». [4, с. 37] Таким образом, возможно, что Муссолини вновь отправил военные силы Италии по своей инициативе и с той же корыстной целью и непродуманными средствами ее достижения, как это случилось в июле 1941 г. Так, из-за раннего начала войны (Муссолини рассчитывал , что военные действия начнутся не ранее 1942 года), итальянский военно-морской флот был вынужден недостаточно подготовленным (в июне 1940 года в строю находились лишь 2 из 6 запланированных линкоров, а на верфях завершалось оснащение у 12 легких крейсеров, множества эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов) вести сражения с Британским и Французским флотом в Средиземном море и Атлантическом океане. После чего, уже совсем потрепанный флот должен был предстать во всей боевой готовности и в рамках Русской кампании. [3] Такая идея действительно кажется абсурдным планом фашистского вождя, который рассчитывал на трехмесячную войну и победу над Россией, но даже не удосужился верно рассчитать запасы топлива, тем самым вынудив ограничить передвижение своих кораблей во время кампании.

С другой стороны, в большинстве источников [12, 13, 14] приводится информация о том, что в связи с неудачей плана «Барбаросса» и действий немецких войск в Крыму, в январе 1942 года Третий Рейх впервые за все время союзничества во время Второй Мировой войны сделал официальный запрос на военную помощь Итальянского Королевства. [14, с. 154]. Кроме того, немецкое командование не смогло изначально адекватно оценить «организованность, стойкость и выучку» советского Черноморского флота, допустило ошибку в сроках и в количестве средств для успешного проведения боевой операции. [5, с. 71]

Видимо, в момент горького просветления немецкому руководству все-таки пришлось прибегнуть к нежелательной, но уже необходимой для него помощи итальянского союзника. Таким образом, 14 января 1942 года итальянский адмирал Риккарди подписывает с немецкой стороной соглашение, по которому «легкие итальянские силы» привлекаются к содействию немецким ВМС на Ладожском озере и Черном море. [12, с. 347]

В наши цели не входит рассмотрение вопроса участия КВМС Италии в военной кампании, развернутой на Ладожском озере, для этого требуется отдельное исследование. Стоит лишь упомянуть о том, что в зону Карельского перешейка были отправлены 12-я дивизия МАS и четыре торпедных катера типа МАS 526 под командованием капитана второго ранга Джузеппе Бьянкини. Для переправки судов из Средиземного в Балтийское море использовались, как в античные времена, наземные пути. За четыре месяца (с июля по октябрь 1942 г.) итальянцы выполнили 60 операций в озере и участвовали в 17 морских сражениях, потопив одну канонерскую лодку и одну транспортную баржу. По окончании судоходства в октябре, катера выбыли из кампании, так и не внеся какого-либо существенного вклада, очевидно, в силу скромной мощи состава. [16, с. 32]

Основным бассейном, в который была переправлена большая часть военно-морских сил Италии стало Черное море, где КВМС должны были сформировать собой адекватный флотский контингент с целью воспрепятствовать свободной коммуникации советских судов с Крымским полуостровом, ликвидировать ещё оставшиеся очаги сопротивления советских войск и обеспечить немецким войскам свободный проход к финальной цели южной кампании — к Кавказу (выход на которой должны были осуществить, правда с суши, три альпийские дивизии АРМИРа, которым с февраля 1943 года уже будет не суждено выполнить поставленную задачу). [14, с. 151]

Уже в октябре — ноябре 1941 года Крым в течение нескольких недель был практически полностью оккупирован немецкими войсками. Однако, ещё не был взят Севастополь, важный со стратегической точки зрения для успешного проведения операции и установления Германией контроля на Юге СССР. Город держался благодаря своим крепким оборонительным сооружениям и возможности постоянного контакта и, соответственно, снабжения морскими путями. [14, с. 151]

Для нарушения коммуникаций между портами Черного моря в марте 1942 года были вызваны лучшие части итальянских военно-морских сил, чьи суда и команды уже были проверены в боях и прославились своими успехами в операциях у Суда, в Гибралтаре и Александрии [14, с. 153]: 4-я флотилия MAS под командованием капитана второго ранга Франческо Мимбелли. Флотилия состояла из трех подразделений: 18-й дивизион из десяти сверхмалых торпедных катеров типа MAS, 1-й дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ, 101-й дивизион (или 10-я флотилия MAS, известная благодаря своим неуловимым подводным диверсантам) из десяти взрывных катеров типа MTSM и MTM). [16, с. 32]

Ради приобретения такой ценной помощи (хотя, отчасти эта ценность была напускной и раздутой пропагандой мощи итальянского флота, в состав которого входили отменные корабли, но управлять которыми приходилось представителям нации, по расхожему в науке мнению, не умеющей воевать [13, с. 218]) были преодолены серьёзные трудности, связанные с транспортировкой водных средств. Дело в том, что согласно международной конвенции от 20.07.1936 года [8, статья 19], турецкие проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для прохода военных кораблей воюющих стран, и единственным возможным путём для переправки судов из Средиземного в Чёрное море был сухопутный. [18] Хотя, существует точка зрения, согласно которой сухопутный путь был избран не в силу директивы концепции, а в силу того, что итальянский флот малой мощности мог попросту не дойти по такой дистанции до пункта своего назначения. [12, с. 353] Но, тут же всплывает и другая причина избранных средств транспортировки: у итальянской стороны (как мы уже указывали выше) были большие проблемы с запасами топлива даже для сверхмалых водных средств — приходилось экономить буквально на всем. Таким образом, конвенция Монтре, возможно, спасла Итальянское королевство, скрыв невысокий уровень подготовки его военных сил, и не подорвало личный авторитет Муссолини в глазах немцев, по крайней мере, на этот раз.

Во всяком случае, транспортировка была спланирована тщательно, продуманно и достаточно изощрённо: 29 апреля 1942 года подводные лодки были отправлены железнодорожным путём из Специи до Констанцы, что заняло 7 суток; 6 торпедных катеров типа MAS — из Венеции в трейлерах и затем переправлены на буксирах по Дунаю до Констанцы (прибыли спустя 12 суток). Катера MAS и подводные лодки проследовали до порта Ялты, который был идеальной позицией для нарушения водных советских коммуникаций и перехвата судов, направляющихся в Севастополь. Оставшиеся катера типа MTM и MTSM были объединены в автоколонну «Моккагатта» под командованием капитана третьего ранга Альдо Ленци. Автоколонна отправилась железной дорогой из Специи до Симферополя, а затем своим ходом вплоть до Фороса, который был выбран оперативной базой для специальных водных средств); на всю транспортировку потребовалось 18 суток. [16, с. 32]

По прибытии во второй половине мая итальянские военно-морские дивизии сразу же вовлекаются в различные операции. Именно в течение мая немецкой 11-й армии группы армий «Юг» под руководством генерала Эриха фон Манштейна удается разбить Крымский фронт вплоть до Азовского побережья (во многом, по вине многочисленных ошибок советского командования) и, тем самым, сосредоточить основные силы на осаде Севастополя. [10, глава 4] Здесь и потребуется особая помощь итальянских союзников.

Достаточно трудно говорить о боевых операциях, в которых участвовали итальянские дивизии, о количестве атак, повреждений, нанесенных ими советским судам и наоборот, о численности итальянских потерь. Упорядочивание этих данных является одной из важнейших задач историков, трудящихся в этой области в настоящее время. Дело в том, что данные итальянской и отечественной историографии разнятся, не только в сравнении друг с другом, но и внутри себя, ввиду различных данных донесений участников войны, фальсификации некоторых документов, приукрашивании данных в политических интересах. Кроме того, можно зайти в тупик после попытки некоторых историков доказать, что итальянские КВМС вообще не принимали участия в боевых операциях на Черном море, а были скорее массовой галлюцинацией в сознании командования советского Черноморского флота, рядовых и вышестоящих [20]. Правда, зачем при этом приводить технические характеристики отправленных на помощь немцам итальянских водных средств, и откуда взялись данные в документах итальянской стороны — неизвестно. В связи с вышесказанным мы постараемся вывести некоторое среднее арифметическое и указать в большинстве своем совпадающие данные, но с большей опорой на данные итальянских исследователей, чего еще не предпринималось в отечественной науке.

Первый блок операций (7 июня — начало июля 1942 г), в которых принимают участие итальянские КВМС, связан с третьим (и последним) штурмом Севастополя. На 10-ю флотилию была возложена задача по содействию водной блокаде, «патрулированию на подступах к Севастополю и на путях морских перевозок» [2, с. 81] Всего к началу июля 10-й флотилией было выполнено 56 операций, катерами типа MAS — 65, 24 — дивизионом подводных лодок. [16, с. 33]

Так, 13 июня катерам MAS удалось потопить судна водоизмещением 5 тыс. т и причинить серьезные повреждения судну в 10 тыс. т. 15 и 18 июня подводные лодки Супермарины СВ 3 и СВ 2 потопили советские подводные лодки, соответственно, Щ -213 или Щ-214 (в отечественной и итальянской историографиях приводятся разные данные ввиду неточных и различных данных в документах) и Щ-306. 18 июня катера MAS атаковали пулеметами советские самоходные баржи и потопили на рискованно близкой дистанции одну из них; в ходе этого сражения отличился своей отвагой и впоследствии скончался от полученных ранений командир MAS 571 лейтенант Этторе Бизаньо, за что был награжден золотой военной медалью посмертно [17, С. 147-148]. 26 июня у мыса Ай-Тодор подводная лодка СВ 3 капитана-лейтенанта Джованни Соррентино потопила советскую подводную лодку С-32, а советская подводная лодка Щ-203 была потоплена торпедами итальянской СВ 4. [1]

При взятии укреплений в Севастополе и Балаклаве в конце июня — начале июля 1942 года отличился капитан второго ранга Сальваторе Тодаро, под командованием которого, итальянские военно-морские части атаковали многочисленные надводные и подводные советские суда, эвакуировавшие советских политкомиссаров и высший офицерский состав. [18]

Когда были взяты Балаклава и Севастополь (первая декада июля 1942 года), итальянские катера MAS первыми вошли в порт для демонстрации фундаментального (хотя и немного преувеличенного) вклада Супермарины в оккупацию города. [14, с. 159] Во всех итальянских источниках чувствуется национальная гордость за свой ВМФ.

После взятия Севастополя завершается первый блок боевых операций, активность КВМС временно снижается. В июле приходит пополнение торпедных катеров MAS (прибывают MAS 566, 567,568,569), которое в последний раз произойдет еще в сентябре 1942 года (MAS 547,557). [14, с. 159]

В первые дни августа 10-я флотилия, выполнив свои задачи, вначале передислоцируется в Феодосию, а затем — в Мариуполь, подводные лодки отправляются на дежурство к Босфору, а дивизия катеров MAS еще продолжает участвовать в боевых действиях и сдвигается на Восток для сопровождения немецких частей при их передвижении к Азовскому морю. Новые оперативные базы теперь располагаются в Феодосии и на острове Иван-Баба. [16, с. 33]

Одно из наиболее ярких сражений для КВМС Италии на этом этапе произошло в ночь со 2 на 3 августа 1942 года на Юго-Востоке от Керчи (между Феодосией и о. Иван-Баба) итальянские катера MAS 573,568 и 569 атаковали советские крейсер «Молотов» и эсминец «Харьков», которые, в свою очередь выполняли миссию по воспрепятствованию дальнейшему продвижению на Восток немецких судов. MAS 568 из-за лунного света и неудобного положения не заметил противника и подошел слишком близко, попав под обстрел. Командующий катером младший лейтенант Эмилио Леньяни не растерялся и приказал выпустить две торпеды, которые попали точно в цель, нанеся серьезные повреждения корме судна и вывели из строя крейсер до июля 1943 года. Эсминец попытался вступить в бой, но итальянцы стали отходить и, проявив боевую находчивость, во избежание преследования сбросили десять малых глубинных бомб с мгновенным взрывателем, так, чтобы взрыв произошел на минимальной глубине. Тем самым путь «Харькову» был прегражден. [14, с. 160]

Такое сражение является типичным примером атаки итальянских торпедных катеров: их боевая деятельность в основном сводилась к молниеносным ударам, в темное время суток по советским кораблям или конвоям, предварительно выслеженным немецкой авиацией днем. После такого удара катера незамедлительно удалялись в свои базы. Отмечается, что русским военным было «труднее найти вражеские катера, чем их уничтожить». [5, с. 74] В подобных маневрах можно усмотреть тактику слабого по мощности флота, экономящего свои усилия и боеприпасы, опасающегося врага и прячущегося от него.

Начиная с осени 1942 года военные действия в этой области текли вяло: сказывались потери в составе и нехватка топлива. Феодосия и Иван-Баба оказались слишком открытыми для советских бомбардировок, кроме того 9 сентября 1942 года советскими бомбардировщиками была атакована итальянская база в Ялте: были потоплены катера MAS 571 и 573, повреждены MAS 567, 569,572. После провала немецкой стороны в Сталинградской битве действия военно-морских сил вообще сошли на нет, дальнейшее продвижение на Кавказ становилось маловероятным. В итоге, в мае 1943 года оставшиеся части итальянского ВМФ покидают Черное море, сдав свои водные средства немцам. С июня по август 1943 года итальянские подводные лодки еще выполнили 21 миссию, из которых только одна увенчалась успехом: подводная лодка СВ под командованием лейтенанта Армандо Сибилле потопила русскую подводную лодку неопознанного класса. После лета 1943 года подводные лодки перемещаются в Констанцу, где в августе 1944 года они были захвачены советскими войсками. [18]

В целом, можно говорить о том, что черноморская кампания принесла, мягко говоря, больше славы и успеха КВМС Италии, чем экспедиционный корпус КСИР и АРМИР, трагически завершившие свое участие на Восточном фронте, потеряв 84830 убитых и пропавших без вести, 29690 раненых и обмороженных. [9, С. 126-127] Для сравнения, колонна «Моккагатта» вернулась с заданий в марте 1943 года в Италию, «не потеряв ни одной машины и ни одного катера» [2, с. 86]. Если описание условий пребывания участников итальянской армии в России похоже на картины из Ада [21], то, например, в воспоминаниях В. Боргезе, командира 10-й флотилии, скорее предстают картины из Рая: «очаровательный городок, расположенный на прекрасном южном побережье Крыма […] здесь наша группа раскинула палатки под сенью ореховых деревьев» — так он описывает Форос. [2, с. 82] Таким образом, Черноморский театр войны может показаться неким подобием военного курорта.

Конечно, итальянские КВМС несли свои тяготы: тяжесть в транспортировке, труднодоступная местность для проведения некоторых операций, проблемы со снабжением. Учитывая это, итальянские исследователи [15] считают действия итальянских флотилий отлично организованными и достойными национальной гордости. По нашему мнению, условия, особенно климатические, и краткосрочность боев спасли итальянские части ВМФ от позорной гибели, которая могла бы свершиться по причине халатности и жадности собственных руководителей.

Чувствуя себя по большей части «вассалами» [6, с. 134] на службе нацистской армии, итальянские военные приходили традиционно воевать с армией врага, а не истреблять мирное население и совершать бессмысленные зверства, подобно немецким захватчикам. Третьему Рейху не повезло с союзниками, а Советской России отчасти повезло с врагами: связи Италии и России и их народов коренятся глубоко в истории и основаны на взаимопонимании и сочувствии, которые невозможно отменить по приказу.

Представители итальянской и отечественной исторической науки обязаны пользоваться связями подобного рода и как можно плотнее сотрудничать во имя поиска и нахождении исторической истины в событиях, затрагивающих историю обеих наций, несмотря ни на какие политические препоны.

Литература:

  1. Боженко П. В. Судьбы подводных дуэлянтов. — В: Субмарины на войне: подвод. сб. // Московский клуб истории флота. М.: Техника — молодёжи; Льв., 1996. № 1. Режим доступа к журн. URL: http://avtonomka.org/literatura/1365-sudby-podvodnykh-duelyantov.html (дата обращения: 15.02.2017).
  2. Боргезе В. Десятая Флотилия МАС. / Пер. с итал. С. В. Славина и Ю. А. Карулина. М.: Изд-во иностр. лит., 1957. 287 с.
  3. Брагадин М. А. Итальянский флот во Второй Мировой войне / Пер. с англ. А. Больных. М.: АСТ, 2000. Режим доступа к кн. URL: http://militera.lib.ru/h/bragadin/index.html (дата обращения: 25.02.2017).
  4. Гальдер Ф. Военный дневник: ежедневные записи начальника Генерального штаба сухопутных войск: от начала Восточной кампании до наступления на Сталинград (22.06.1941 — 24.09.1942) / Пер. с нем. И. Глаголева, под ред. и с предисл. к. ист .н. Е. Н. Кулькова. М.: Олма-Пресс Звездный мир, 2004. 648 с.
  5. Исаков И. С. Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне. М. — Л.: Военмориздат, 1944. 144 с.
  6. Комолова Н. П. Новейшая история Италии: пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1970. 319 с.
  7. Мессе Дж. Война на Русском фронте. Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р.). М.: Книжный Мир, 2009. 288 с.
  8. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, вып. IX, стр. 61 — 78. Изд. НКИД. 1938 г. Режим доступа URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995_228/page2 (дата обращения: 01.03.2017)
  9. Скотони Дж. Последний бой 8-й итальянской армии на советско-германском фронте: Павлоград 12-17 февраля 1943 г.// Известия ВГПУ. № 1 (270). 2016. С. 126-132.
  10. Стариков Н., Беляев Д. Россия. Крым. История. СПб: Питер, 2015. Режим доступа к кн. URL: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1031353/5/Starikov_-_Rossiya._Krym._Istoriya..html (дата обращения: 01.03.2017)
  11. Филатов Г. С. Восточный поход Муссолини. М.: Междунар. отношения, 1968. 183 с.
  12. Широкорад А. Б. Битва за Черное море. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. 554 с.
  13. Широкорад А. Б Италия. Враг поневоле. М.: «Вече», 2010. 352 с.
  14. Battaglia A. I mezzi navali italiani nel mar Nero// La campagna di Russia. Roma: Edizioni Nuova Cultura, 2013. P. 151-166.
  15. Carro D. La X Flottiglia MAS contro l’URSS// Mare&Storia. Gennaio/Febbraio. 2014. P. 30-33.
  16. Palazzo A. Eroi d'Italia fra Ladoga e Mar nero: con disegni di Cesare Andreoni. Milano: M. Gastaldi, 1952. 158 p.
  17. Rochat G. La campagna di Russia 1941-43 : rassegna bibliografica. 1965. 31 p. Режим доступа к кн. URL: http://www.italia-resistenza.it/wp-content/uploads/ic/RAV0068570_1965_78-81_12.pdf (дата обращения: 10.02.2017)
  18. Rosselli A. Le operazioni dei MAS e dei sommergibili tascabili italiani nel Mar Nero 1942-1943// Regia Marina Italiana. Режим доступа URL: http://www.regiamarina.net/detail_text.asp?nid=34&lid=2 (дата обращения: 25.02.2017)
  19. Revelli N. La strada del davai. Milano: CDE, 1991. 601 p.; Corti E. I piu non ritornano. Milano: Garzanti, 1968. 285 p.
  20. Широкорад А. Б. Адмирал Октябрьский против Муссолини. М.: «Вече», 2011. 352 с. (со стр. 355).
  21. Vigo L. Non prebdere freddo: CSIR 1941-1942: racconto di un reduce. Pavia: G. Luculano, 2000. 156 p. и др.
Основные термины (генерируются автоматически): подводные лодки, Режим доступа, КВМС Италии, дата обращения, итальянской армии, торпедных катеров, итальянские КВМС, водных средств, командованием капитана, итальянские катера, торпедных катеров типа, итальянские военно-морские, командованием капитана второго, подводная лодка СВ, Восточном фронте, второго ранга, Черное море, советского Черноморского флота, подводных лодок, капитана второго ранга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос