Библиографическое описание:

Рузикулова А. Т., Хотамова Г. К. Национальные экономические задачи прогрессивного джадидизма // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1422-1424.



За годы независимости проведена огромная работа по изучению великих личностей в истории узбекской государственности, различных политико-экономических процессов, прогресса просвещения и культуры на основе объективных, правдивых, исторических фактов. Глубокое и полное изучение истории не требует доказательств возможности воспитания в обществе личностей с высокой духовностью. Поэтому наш Президент Ислам Каримов подчёркивает: “Независимо от личности, если каждый член общества будет хорошо знать своё прошлое, таких людей невозможно сбить с пути, насаждать им чуждые убеждения, уроки истории учат бдительности, укрепляют веру” [1]. Осознание народом национального достоинства имеет особое значение и занимает особое место в духовном наследии.

Можно установить, что при изучении эпохи колониализма в Туркестане, материалы периодической печати имеют большое значение. Вместе с важной исторической информацией мы получаем возможность проанализировать мнения современников и свидетелей о происходивших в их время событиях и процессах. При этом воплощение их отношений к данным процессам рассматриваются не только в качестве исторических источников, но и как показатель отношений различных слоёв общества, как к объекту отражения социально- политических взглядов того времени. Эти особенности материалов печати позволяют наблюдать динамику сложных и противоречивых процессов того времени, изучать их изменения.

После того, как Туркестанский край превратился в колонию России, здесь была образована служба статистики. Некоторые буржуазные организации (биржи, банки, инвестиционные объединения) в сфере своей деятельности стали собирать информацию и объявления. Часто эта информация издавалась в форме отдельных статистических сборников. Некоторые статистические данные были недостоверными.

К использованию такой информации требовался критический подход. Например, в российском сборнике “Общая регистрация населения Российской империи в 1897 году” уровень грамотности населения Туркестанского края оценивался в 2%. Здесь не было принято к сведению, что местное население знало арабскую письменность. Независимо от указанных выше недостатков, статистические источники Туркестанского края являются источником самой достоверной и широко применяемой информацией по социально-экономической жизни того времени [2].

В период господства России в Туркестане было поставлено на поток издание газет и журналов, строительство типографий, издание книг. В 1870 году, в одно время с газетой “Туркестанские ведомости”, начал издаваться вестник «Туркистон вилоятининг газети» на узбекском языке. В начале ХХ века усилиями джадидов издавались такие газеты и журналы, как «Хуршид», «Тараққий», «Тужжор», «Садоий Туркистон», «Садоий Фарғона», «Бухороий Шариф». В 1905 году большевик Морозов начал издавать газету под названием «Самарқанд». После февральской резолюции выпущены вестники «Хуррият», «Турк эли» и др. Объявленные на страницах печати статьи и новости дали очень много информации о различных аспектах жизни Туркестанского края.

Если деятельность джадидов была направлена на психологию объединения народа Туркистана на этапе просвещения, то она осталась основным условием защиты национальных интересов Туркестанской автономии в 1917–1918 годах. М. Беҳбудий утверждал, что никто, никакая власть, не может по своему желанию предоставить народу независимость. Из истории хорошо известно, что “Свобода просто не даётся. Каждая нация и народ каждого государства свои права, религию, политику и союз берёт у других.... В частности мы мусульмане, мусульмане Туркестана, хотим, чтобы ни один человек не угнетал нашу национальную веру, и мы также не имеем даже мысли о притеснении других. ” [3].

Независимость приобретается в борьбе, и победа здесь связывает нас с единением, учит он. Обращаясь к узбекам, киргизам, казахам, туркменам и представителям Европы, он призывает временно отказаться от споров и конфликтов для сохранения автономии. Видно, что во взглядах джадидов эта мысль стоит на высшей ступени, вышла из сферы просвещения на политический уровень, то есть судьба Туркестанской автономии прямо связана с единством и согласием общественности Туркестана.

Приход джадидов к выводам о создании Туркистанского государства, наблюдение за экономическим развитием края, имели большое значение. В одной из статей Убайдулло Хужаева (1915) даётся полное представление об экономическом состоянии и характере интеллигенции края. Он поставил перед собой цель дать непредвзятое, объективное представление об этом. У. Хужаев, побывав в Коканде, Андижане и Намангане, своими глазами видел сложившуюся там ситуацию. Изучение работы в области экономики привело его к печальным выводам, что все мусульмане Туркестана проживают в очень тяжёлых экономических условиях. Особенно своей нищетой выделялось население Коканда. Заводы, хлопкоочистительная промышленность находились в собственности представителей Европы. Автор взывает: «Почему мусульмане до такой степени вялые? Безынициативные и немощные?» [4]. В его видении причиной тому является непонимание ими того, что перемены возможны при усердии, активности и трудолюбии. Положение населения Андижана намного лучше. Даже Наманган, судя по словам автора статьи, имея очень слабую науку и вообще отставая в уровне развития культуры, успешно развивается, имея в собственности населения торговлю, предпринимательство, бизнес, производство. Однако в культурной жизни всех городов на авансцене стоит осознание своих национальных и культурных недостатков и появление молодёжи, старающейся проводить постепенные реформы в этой сфере. Убайдулла Хужаев показывает, что весомое влияние на молодёжь этих городов оказывает интеллигенция Ташкента. Нельзя не согласиться с мыслью, что культурная и научная нищета подталкивает их к овладению знаниями, просветительской деятельности. Он был убеждён, что огонь просветительства осветит весь Туркестан, и его искры никогда не погаснут. Джадиды считали, что будущее Туркестана связано с правовыми знаниями.

“Мир, имея экономику, миллионы денег и капитал, но не имея знаний, работает вслепую.Потому что наука обогащает экономику финансово и управляет условиями её развития. Фабрики Европы и России производят тысячи единиц оборудования и новой техники для промышленности, и всё это способствует развитию экономики. Государства Европы на сегодняшний день связывают политику и экономику. Экономика не может идти без политики” [5]. Вместе с этим он присоединяет политику к экономике, делает очень правильные выводы об очевидности невозможности развития экономики в отрыве от политики. Но эта была одна сторона экономического развития автономной власти Туркестана.

Однако он в сердцах пишет о ситуации разрозненности в сфере торговли, промышленности и земледелия. Если нация глубоко не овладеет экономическими знаниями, эта ситуация приведёт к тому, что вместо процветания нация получит бедность, нищету. Если нация глубоко не овладеет экономическими знаниями, то какой бы богатой она ни была, развиваться будет тяжело. С этой точки зрения показано, что каждый представитель нации должен овладеть экономическими знаниями и эти теоретические знания будут необходимы в жизнедеятельности.

Джадиды подчёркивают необходимость создания в каждом городе, каждом кишлаке, банковских товариществ и благотворительных обществ с целью социально- экономической устойчивости народов Туркестана.

Они много размышляли ещё об одном значительном вопросе национального процветания — об использовании современных технологий в народном хозяйстве.

Чулпан, останавливаясь на вопросе земледелия, то есть крестьянства, ставит вопрос: почему наши туркестанские земледельцы в своей работе не используют современную технику?

Принимая во внимание удобность современной техники, её использования, джадиды говорят об использовании этой техники в промышленности и земледелии Туркестана, необходимости научить народ, особенно молодёжь, производить такую технику, наладить в Туркестане такие же и новые производства. Также они подчеркивают необходимость обучить молодёжь Туркестана коммерции, земледелию.

Литература:

  1. Каримов И. А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ. –Т.: Шарқ, 1998.-Б.9.
  2. Аҳмедов Б. Ўзбекистон тарихи манбалари. — Т.: Ўқитувчи. 2001. -307 бет
  3. Беҳбудий М. Баёни ҳақиқат. // Улуғ Туркистон. 1917. 12 июн.
  4. Ходжаев У. Турли ўринлар. // Садои Туркистон. 1915. 2 феврал.
  5. Шодмонова С. Туркистон тарихи –матбуот кўзгусида –Т. Янги нашр. 2011й. 115-бет
Основные термины (генерируются автоматически): мусульмане Туркестана, Туркестанского края, экономическими знаниями, молодёжь Туркестана коммерции, согласием общественности Туркестана, будущее Туркестана связано, автономной власти Туркестана, устойчивости народов Туркестана, Туркестанской автономии, земледелии Туркестана, большое значение, населения Туркестанского края, источники Туркестанского края, жизни Туркестанского края, характере интеллигенции края, судьба Туркестанской автономии, экономическим развитием края, интересов Туркестанской автономии, Осознание народом национального, вопросе национального процветания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос