Специфика профессиональной этики педагога, ее уникальность и исключительность определяются в первую очередь предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда являются механизмы и машины, у агронома — растения и земля, у врача — человеческое тело, то у педагога предметом труда является субстанция нематериальная, в какой-то мере эфемерная — живая человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на глазах педагога и с его помощью. Волею судьбы или случая, по личному призванию или по назначению общества человек становится учителем — и получает право формировать (по своему образу и подобию?) мысли и чувства мальчиков и девочек, сидящих перед ним, распоряжаться ими, влиять на них. Это удивительное свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности. Ведь, по сути, состояние общества, уровень развития его культуры, менталитет его граждан — результат деятельности учителя (или его «псевдодеятельности», или бездеятельности). И если нас что-то не устраивает, пугает и тревожит в обществе, то винить кроме нас, педагогов, некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи, и рэкетиры — все они прошли школу и имели учителей. Все они в конечном итоге — результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и пр.).
Рассмотрение предмета педагогического труда требует остановиться на еще одной его особенности — асимметричности отношений педагога и учащихся, выражающейся в зависимости последних от педагога. Эта зависимость выступает проявлением субъектности многих профессиональных отношений, в которых имеет место неравенство взаимодействующих сторон. Но в случае педагогической этики речь идет о том, что от уровня профессионализма, культуры, нравственных ценностей и идеалов, порядочности, доброты и многих других человеческих качеств одного педагога (их наличия или отсутствия) зависят характеры, судьбы, а иногда и жизни сотен и тысяч детей. И поэтому объективное присутствие зависимости налагает на педагога дополнительную ответственность за результаты своего труда.
Поскольку педагогическая деятельность имеет свой собственный профессиональный «закон», постольку можно говорить об особых этических принципах поведения субъектов этой деятельности. При этом будем исходить из того, что педагогика выступает инструментом морали.
Принципы педагогической этики — это наиболее общие содержательные ориентиры поведения специалиста в целом. Они определяют направленность профессиональной деятельности педагогов.
Данные принципы вполне могут претендовать на роль методологической базы профессионально-нравственного поведения педагога. Важно подчеркнуть, что данные принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает.
В чем конкретно они заключаются?
Добро: Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия
Свобода: Принцип автономии; Принцип толерантности
Ответственность: Принцип ответственности
Справедливость: Принцип справедливости
Достоинство: Принцип уважения прав и достоинства
Честь: Принцип компетентности
Такт: Принцип порядочности
Охарактеризуем выше перечисленные принципы.
Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, глубинное знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе о ребенке, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении ребенка необходимым для него навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, т. е. способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких.
Принцип ненасилия: проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные.
Принцип автономии: проявляется в уважении свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не быть высокомерным, не навязывать свое мнение, а привлекать учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, оберегать его самоуважение.
Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему, доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.
Принцип ответственности: проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Этот принцип выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит.
Принцип справедливости: представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т. д. Предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности.
Принцип уважения прав и достоинства: проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.
Принцип компетентности: ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируется в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Завоевание авторитета — процесс длительный и трудный.
Принцип порядочности: ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Положение педагога в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на людей «своим присутствием». Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чувства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно.
Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий. [1].
Функционал деятельности педагогов достаточно широк. Многослойность профессионально-нравственных отношений, в которые включается педагог в ходе своей деятельности, обусловливает неизбежность конкретизации побуждений, обобщенно заложенных в базовых принципах. Возникает необходимость в профессионально-нравственных регуляторах отдельных аспектов профессионального поведения педагогов.
Д. А. Белухин обосновывает этические принципы как ориентиры поведения учителя во время учебных занятий:
1) принцип равенства в общении и партнерства в совместной деятельности;
2) принцип приоритета феноменологического (личностного) характера педагогической деятельности над технологическим;
3) принцип разнообразия целей и задач педагогического взаимодействия;
4) принцип творчества (креативности);
5) принцип актуализации;
6) принцип идентификации;
7) принцип психотерапевтического характера педагогического взаимодействия;
8) принцип положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия;
9) принцип личностной органичности в отборе методик организации педагогического взаимодействия [2].
Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности.
Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к своей профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.
Профессиональный педагогический долг — одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Честь учителя — общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя — это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка.
Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
доверительность;
умение слушать ребенка;
взаимопонимание как основа;
деловой контакт;
способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, сформируем «Этические заповеди педагогу, входящему в класс».
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
- Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
- Необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
- Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется, по словам А. С. Макаренко «прекрасной личностью».
- Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
- Умейте слушать детей.
- Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
- Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.
- Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».
- Будьте инициативны в общении.
- Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.
- Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
- Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
- Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
- Чаще улыбайтесь детям.
- Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
- Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.
- Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
- К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
- Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Учебно-воспитательный процесс выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее от педагога все новых усилий.
Литература:
- Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей — М., 2000.
- Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное — М.: МПСИ, 2007.
- Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования — М: Проспект. — 2009.
- Бодалев А. А. Сущность профессиональной деятельности учителя//Семья и школа 2010- № 5.
- Божович Л. К. Личность учителя и ее формирование. Педагогические очерки. — М.: Просвещение, 2009.
- Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование компетентности учителя. — Диссертация докт. психол. наук. — М, 2009.
- Братусь Б. С. К проблеме развития и воспитания личности в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология — 2009. № 2.
- Бреслав Г. М. Особенности воспитательного процесса в школьном возрасте. — М.: Педагогика, 2009.
- Василюк Ф. Е. Проблемы выбора профессиональной деятельности // Семья и школа -2010, № 4, 2009 № 5
- Випарекая Е. Н. Воспитательно-педагогический процесс в системе школьного образования. — М.: Просвещение, 2009.
- Гамезо М В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Педагогические условия для протекания педагогических процессов.
- Минаева М, К. Факторы, влияющие на выбор профессии учителя — М.: Прогресс — 2009.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, Юрайт, 1998.
- Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на/Д: Феникс, 1996.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.
- Современный словарь по педагогике/сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2001.
- Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). М., 2000.