В статье рассмотрено текущее состояние планирования на предприятии. Дано классическое структурное определение планирования. Рассмотрена система планирования на предприятии в российских организациях. Выявлены существующие проблемы планирования на предприятии. Предложены некоторые пути решения проблем.
Ключевые слова: планирование, система планирования, проблемы планирования, анализ, план
Планирование на предприятии берет свое начало с последней четверти XIX в. Оно было связано с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов, на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами планирования тогда были экспертные оценки и простая экстраполяция. Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929–1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.
Сегодня при планировании на предприятии для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций.
Основой японского бизнеса является планомерность, т. е. все действия любого предприятия обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Планирование в Японии принято называть адаптивным.
В Южной Корее широкое распространение получило государственное планирование, которое берет начало в 1954г., именуемое планом Натана, с привлечением экспертов ООН.
В России планирование берет начало с 1920гг., когда в стране преобладало частнособственническое производство и шли дискуссии относительно подходов к выработке планов в народном хозяйстве. Сегодня руководители предприятий делятся на две группы: одна группа использует планирование и считает что с помощью детально разработанного и хорошо составленного плана, руководитель сможет эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия и влиять на результаты по итогам финансового года; другая группа отказывается в системе планирования, мотивируя тем, что планирование на предприятии стало ненужным или невозможным в непредсказуемых условиях рынка.
Различные авторы по-разному трактуют понятие планирование на предприятии.
Изучив различные понятия категории «планирование» на предприятии, можно выделить две группы.
Первую группу составляют: Е. Г. Непомнящий [2]; В. К. Кондрашова, Г. Н. Степанова, Г. В. Павлова [3]; А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, П. Ю. Ерофеев [4]; Басовский Л. Е. [11]; Кобилев Алексей Геннадьевич [12]. Они характеризуют планирование как:
‒ упорядоченный процесс или инструмент проектирования желаемого будущего, для достижения планируемого результата;
‒ необходимый элемент обеспечения эффективной деятельности предприятия;
‒ логичное определение развития предприятия, постановка целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения;
‒ систематической подготовкой принятия решений о целях, средствах и действиях;
‒ взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства.
Вторую группу составляют: «Википедия»; «Современная энциклопедия», «БЭС»; «Словарь терминов»; «Глоссарий»; Коржобина В. И. [5]. Данная группа характеризует планирование как:
‒ способ регулирования экономических процессов и функцию управления развития предприятия;
‒ процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения;
‒ способ регулирования макро- и микроэкономических процессов методом определения целей и путей их достижения;
‒ важнейшую составную часть успеха любой хозяйственной деятельности;
‒ процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.
Проанализировав определения планирования на предприятии, которые дают различные авторы и источники, дадим авторское определение, которое включает в себя:
‒ оценку текущего состояния предприятия;
‒ выявление проблем на предприятии;
‒ сравнительный анализ с зарубежным или отечественным опытом;
‒ оценку уровня квалифицированности рабочих;
‒ анализ финансовых возможностей предприятия;
‒ предполагаемые результаты;
‒ разработку и анализ плана.
Итак, планирование на предприятии − это процесс разработки и принятий плана, для достижения лучших показателей в будущем.
В современной экономике существуют проблемы планирования. Для выявления некоторых из них, был проведен социальный опрос среди предприятий г. Красноярска, направленный на выявление проблем планирования (была гарантирована полная конфиденциальность).
Респондентам было задано по 3 вопроса:
- Используете ли вы систему планирования на предприятии?
- Если да, то каким опытом вы пользуетесь? (Зарубежный/отечественный/пример планирования других предприятий/свой вариант ответа);
Если нет, то почему?
- Какие проблемы при планировании возникают?
Результаты опроса показали следующее:
Предприятие 1:
- Да;
- Опытом других предприятий и аналитикой своего предприятия;
- Проблемы выполнения плана в срок. Зачастую план рассчитывается поквартально, но есть тенденция невыполнения части плана, в связи с загруженностью сотрудников.
Предприятие 2:
- Да;
- Отечественным опытом, опытом «поведения» организации до кризисного периода и после;
- В основном, внешние факторы. Например: платежеспособность граждан. Так как предприятие является промышленно−производственным, задается план продать продукцию на определенную сумму, но, в силу нестабильности экономической ситуации в России, платежеспособность граждан может упасть, даже если предложение останется прежним, либо увеличится.
Предприятие 3:
- Нет;
- Как показывает практика, множество предприятий не выполняют план;
- —
Предприятие 4:
- Да;
- План разрабатывается всей корпорацией предприятия, основываясь на своем опыте планирования в данной организации;
- В целом проблем нет.
Предприятие 5:
- Да;
- Так как предприятие является дочерним, план задается головным предприятием. Возможны внесения корректировок в план, но без изменения общей структуры;
- Текучесть кадров.
Предприятие 6:
- Нет;
- Нет необходимости;
- —
Предприятие 7:
- Да;
- Отечественный опыт;
- Проблема мотивации сотрудников. Низкая заработная плата не устраивает сотрудников, для ее увеличения нет стабильной прибыли на предприятии.
На основе опроса можно сделать вывод о том, что большинство предприятий пользуются системой планирования, в основном, основываясь на исторической опыте своей организации, либо отечественном. Зарубежным опытом пользуются меньшинство. Это может быть связано с высокими рисками неудачи, а так же с состоянием экономики в целом и на предприятии. Кроме того, существуют предприятия, которые не используют планирование в своей производственно-хозяйственной деятельности, мотивируя это ненадобностью данной системы. Многие руководители считают, что не обязательно создавать план, для достижения наилучшего результата, а необходимо мотивировать сотрудников либо в финансовом эквиваленте, либо в устной форме. Но, как правило, предприятиями такого типа являются небольшие организации.
На основе проведенного социального опроса, можно предложить некоторый перечень возможных путей решения существующих проблем планирования на предприятии:
‒ введение законодательства, обязывающего предприятия к планированию;
‒ повышение мотивации персонала к выполнению плана;
‒ проведение тренингов по достижению лучших результатов выполнения плана;
‒ использование зарубежного опыта при составлении плана;
‒ обучение персонала, в рамках повышения квалификации.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Наряду с преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач.
Высокая степень риска в планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции, направления вложений средств, новые возможности осуществления бизнеса и т. п. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т. е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т. п. В этом отношении планирование на предприятии — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств.
Литература:
- Интернет-энциклопедия [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
- Е. Г. Непомнящий. Планирование на предприятии. Конспект лекций, С.5
- В. К. Кондрашова, Г. Н. Степанова, Г. В. Павлова. Планирование на предприятии (теоретические и методологические основы). Учебное пособие// М: МГУП, 2005г., С.89
- А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, П. Ю. Ерофеев. Организация предпринимательской деятельности. Учебник// Санкт-Петербург, 2004г., С.11
- Коржобина В. И. VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Методика оценки качества планов в современной организации [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006г., С.810
- Финансовое образование [электронный ресурс]. Режим доступа: http://finleader.ru/
- Глоссарий [электронный ресурс]. Режим доступа: http://glossary.ru/
- «Словарь терминов» Словари и энциклопедии онлайн [электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru
- Современная энциклопедия (БЭС), Словари и энциклопедии онлайн [электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru
- Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие ИНФРА — М, 2002. С. 32