Автор: Нурыев Фанур Флюрович

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Нурыев Ф. Ф. Изучение отношения современной молодежи к проблеме экстремизма // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 750-754.



В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Очень часто совершаются насильственные преступления, в том числе наиболее серьезные, по расовым, этническим и религиозным признакам. В обществе продолжают нарастать межэтнические и межконфессиональные конфликты в связи увеличением потока мигрантов, повышается социальная напряженность. А террористические акты на территории России либо за ее пределами в отношении граждан РФ вызывают в сознании общества недовольство, агрессию, нетерпимое отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий. Нетерпимость и агрессия между различными социальными группами, приверженцами различных культур и вероисповеданий, общественных и политических движений, менталитетами и национальностями проявляется как способ достижения личных выгод либо определенной власти определенными лицами. Поэтому она активно поддерживается ими и является искусственно навязанной.

По словам профессора Л. С. Рубан, доктора социологических наук, наиболее активным участником межэтнических или каких-либо других конфликтов обычно выступает молодежь, поскольку ей очень удобно манипулировать, по причине недостатка у нее социального опыта. Молодежь так же имеет относительно сильную внушаемость, она излишне эмоциональна при оценке событий и не может трезво и адекватно реагировать на них.

Экстремизм среди молодежи с каждым годом продолжает расти, а вместе с ней растет и актуальность проблемы профилактики экстремизма. Это связано с тем, что экстремизм приобретает все новые и новые формы. А меры, которые принимаются по его профилактике, далеко не всегда оказываются действенными. По этой причине, научные и практические меры по предупреждению экстремизма среди обучающихся, являются крайне необходимыми и значимыми. Часть государственной политики по национальной безопасности так же направлена на предупреждение проявления экстремизма среди молодежи.

Меры, которые предпринимаются в целях профилактики экстремизма, должны учитывать социально-психологические и социально-возрастные особенности обучающихся. Необходимо акцентировать основное внимание на семье, школе, уличных неформальных объединениях молодежи и средствах массовой информации, так они являются основными сферами формирования сознания и психики молодежи.

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам экстремизма и необходимости профилактических мероприятий, нами был проведен социологический опрос. В опросе приняли участие 100 студентов ФГБОУ ВО Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследуемую группу вошли студенты института филологического образования и межкультурных коммуникаций, а так же физкультурного, исторического, художественно-графического и физико-математического факультетов. Выбор исследуемых групп студентов был произведен случайным методом. Для проведения опроса, нами была разработана анкета, которая состояла из 20 вопросов, в большинстве своем закрытого типа. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными. Основной акцент в этой анкете был сделан на определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма. Возраст опрашиваемых варьировался от 17 до 21 года. Респонденты в возрасте 17 лет составляли 3 % от числа всех опрашиваемых, 18 лет — 42 %, 19 лет — 21 %, 20 лет — 27 %, от 21 года и старше — 6 %. Участвующие в опросе респонденты распределились следующим образом: 18 % лиц мужского пола, 82 % — женского.

Нас интересовало мнение респондентов о причинах возникновения конфликта между людьми или повышения напряженности между ними. Как следует из рисунка 1, 58 % опрошенных считают, что неумение уважать и понимать других людей, является главной причиной конфликта, 51 % — неспособность или нежелание пойти на компромисс, 25 % — внутренняя склонность многих индивидов к агрессивному поведению, 19 % — неумение самих людей вести себя в сложных ситуациях, которые могут привести к конфликту.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что способствует возникновению напряженности и конфликтам между людьми?», в %

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы причины возникновения экстремизма?», в %

Следующий вопрос нашей анкеты содержал причины, которые способствуют возникновению экстремизма на их взгляд. Как следует из рисунка 2, большинство опрашиваемых — 47 %, посчитали, что это является следствием отсутствия толерантности населения, его низкой правовой культуры. Так же немалое количество — 35 %, выбрали вариант целенаправленного разжигания националистической агрессии. Из всех вариантов, меньше всего голосов было получено за вариант многонациональности населения — всего 8 %.

Данные рис. 3 демонстрируют результаты, согласно которым наиболее эффективными методами противодействия возникновению и профилактики экстремизма является ужесточение уголовной ответственности за экстремизм — 76 %. За вариант тотальной цензуры — 11 %, за введение только административной ответственности за экстремизм выступают 9 % опрошенных и 3 % респондентов выбрали отсутствие цензуры.

Рис. 3. Субъективная оценка респондентов эффективных методов профилактики экстремизма, в %

Для изучения мнения молодежи относительно актуальности данной проблемы, были включены соответствующие вопросы. Как показано на рисунке 4, более половины опрашиваемых — 51 %, считают ее скорее актуальной, против 8 % считающих ее скорее не актуальной. 39 % согласны, что такое явление, как экстремизм, довольно актуальная проблема для России на сегодняшний день. Так же было выявлено, что абсолютное меньшинство — 1 %, считают проблему экстремизма не актуальной для нашей страны.

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько актуальна проблема экстремизма в России на сегодняшний день», в %

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлением экстремизма в повседневной жизни?», в %

Нами было выявлено, что большинство опрашиваемых — 60 % — никогда не сталкивались с таким явлением, как экстремизм, 19 % — сталкивались несколько раз, 15 % — хотя бы один раз, а 5 % — сталкиваются с экстремизмом достаточно часто.

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы когда-нибудь участвовали в конфликтах на национальной почве лично?», в %

Так же мы посчитали необходимым выяснить, приходилось ли нашим респондентам когда-либо лично участвовать в конфликтах на национальной почве. 17 % респондентов ответили, что им приходилось принимать участие в таких конфликтах, а 9 % затруднились ответить. Остальные 74 % ответили, что они никогда не принимали в таких конфликтах участие.

В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку предусмотрена уголовная ответственность, согласно статье 282 УК РФ. Сюда можно отнести распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобных идеологий, а так же провокации на межэтнические конфликты. Как показал проведенный нами опрос, больше всего с литературой экстремистского характера опрашиваемых сталкивались в Интернете — 44 %, в телевизионных передачах и фильмах, соответственно по 25 % и 22 %, в полученный листовках — 13 %, и 10 % — это экстремистский материал, полученный из книг.

Нами было так же изучено применение к молодежи дискриминации по национальному, религиозному или иному признаку. Мы получили довольно тревожные данные: четверть отпрошенных — 25 % хотя бы однажды подвергались дискриминации, 12 % — несколько раз, 5 % — достаточно часто подвергаются дискриминации. Лишь 58 % могут сказать, что по отношению к ним не применялась дискриминация по какому-либо признаку.

В исследовании ставилась задача выяснения отношения опрашиваемых к национальности, и какую роль она играет при общении с людьми. Ответы респондентов по данному вопросу распределись в следующем порядке: национальность не играет роли при общении лишь у 65 % респондентов, а 17 % затруднились ответить. А у 18 % опрошенных, как показало наше исследование, отношение к собеседнику и к человеку зависит от его принадлежности к какой-либо национальности.

Для выяснения отношения респондентов к деятельности экстремистских организации и непосредственно к самим экстремистам, в нашу анкету были включены соответствующие вопросы. С абсолютной уверенностью осудили их действия 58 % опрошенных, скорее осуждают — 23 %, не осуждают — 16 %. Среди числа всех опрошенных не оказалось никого, кто бы одобрял действие экстремистов.

На предмет выявления информированности молодежи о структурах, в которые при необходимости могут обратиться при обнаружении фактов проявления экстремизма, было выяснено, что 48 % всех опрошенных не знают, куда им обратиться, а 26 % затруднились ответить. Знают в какие учреждения обращаться только 26 % опрошенных.

Данные нашего исследования демонстрируют, что оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов при противодействии экстремизму готовы четверть всех респондентов — 25 %, скорее готовы оказать помощь — 45 %, скорее нет — 18 %, а отказываются содействовать этому — 11 % всех опрошенных.

Таким образом, проведенное исследование показало, что к основным причинам, вызывающим напряженность и конфликты между людьми, наши респонденты относят неумение уважать и понимать других людей и неумение пойти на компромисс. Так же нам удалось выяснить, что к причинам возникновения экстремизма относят многонациональность населения лишь 8 % респондентов. Стоит отметить, что проведенное нами исследование имеет выделяющие его факторы. К ним мы можем отнести разнообразность контингента, который был выбран для исследуемой группы. Здесь были как молодые люди, которые только окончили школу и лишь недавно сели на университетские скамьи, так и ребята, которые уже успели отслужить в рядах вооруженных сил и в скором времени станут дипломированными специалистами в своем направлении обучения. Все они представляли различные социальные группы, являются жителями самых разнообразных регионов как республики Башкортостан, так и России в целом. Отсюда следует, что они относились к различным этническим группам и национальностям, отличались между собой вероисповеданиями или вообще отношением к вере в целом. Все эти факторы играют немаловажную роль при формировании этнического самосознания, в частности в образовательных учреждениях. Это связано с тем, что развивающаяся личность должна быть освобождена от стереотипного представления культуры других национальностей и различных предрассудков. Решив эти задачи, мы можем показать подрастающему поколению, насколько многообразна наша страна в плане культуры. Мы можем приобщить их к жизни в поликультурном обществе, к общечеловеческим ценностям, научить межконфессиональной солидарности и толерантности.

Основные термины (генерируются автоматически): Распределение ответов респондентов, профилактики экстремизма, проявления экстремизма, целях профилактики экстремизма, проблемы профилактики экстремизма, предупреждение проявления экстремизма, возникновению экстремизма, проблеме экстремизма, причинам возникновения экстремизма, методов профилактики экстремизма, предупреждению экстремизма, актуальна проблема экстремизма, уровня осведомленности респондентов, выяснения отношения респондентов, Субъективная оценка респондентов, проблемам экстремизма, проявлением экстремизма, проблему экстремизма, фактов проявления экстремизма, мнение респондентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос